Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:10, реферат
Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи.
Целью этого реферата будет поведать о жизни и творчестве одного из талантливейших художников нашей страны. Будет рассмотрены периоды жизни и наиболее известные произведения скульптора Мухиной.
Введение………………………………………………………………....2
Глава 1…………………………………………………………….……3
1.1. Детство………………………………………………………………3
1.2. Начало ученичества………………………………………………3
1.3. Продолжение обучения заграницей……………………………..5
Глава 2………………………………………………………………….8
2.1. Работа в госпитале…………………………………………………8
2.2. Начало активной творческой деятельности…………………..11
Глава 3………………………………………………………………….14
3.1. Годы боли, расставаний и потерь……………………………….14
3.2. Общество Русских Скульпторов…………………………...……16
3.3. Преподавание………………………………………………………22
3.4. Художник и градостроительство. ……………………………….24
Глава 4…………………………………………………….……………25
4.1. «Рабочий и колхозница»………………………………………….25
4.2. Предвоенные годы…………………………………………………29
4.3. Война………………………………………………………….……..31
Глава 5. ………………………………………………………………….34
5.1. Последние работы…………………………………………..……..34
5.2. Последние дни……………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………...39
Библиографический список…………………………………………...40
Введение…………………………………………………………
Глава 1…………………………………………………………….……3
1.1. Детство……………………………………………………………
1.2. Начало ученичества………………………………………………3
1.3. Продолжение обучения заграницей……………………………..5
Глава 2………………………………………………………………….8
2.1. Работа в госпитале…………………………………………………8
2.2. Начало активной творческой деятельности…………………..11
Глава 3………………………………………………………………….14
3.1. Годы боли, расставаний и потерь……………………………….14
3.2. Общество Русских Скульпторов…………………………...……16
3.3. Преподавание………………………………………………
3.4. Художник и градостроительство. ……………………………….24
Глава 4…………………………………………………….……………25
4.1. «Рабочий и колхозница»………………………………………….25
4.2. Предвоенные годы……………………………………
4.3. Война………………………………………………………….……
Глава 5. ………………………………………………………………….34
5.1. Последние работы…………………………………………..……..34
5.2. Последние дни……………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………...40
Введение.
В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной. Это имя настолько известно, что было бы просто смешно писать про нее "талантливый скульптор". Я уже давно восхищаюсь её творчеством и, получив задание написать реферат о художнике советской эпохи, лучшей кандидатуры я и представить не могла. Многие творения Веры Игнатьевны стали символами советской эпохи. Скульптуры Веры Мухиной были популярны, пока в моде был тяжеловесный советский монументализм, столь милый сердцу советских вождей, и такими они являются и по сей день. В данной работе мне бы хотелось рассказать о жизни и творчестве этого великого скульптора, раскрыть историю возникновения некоторых произведений.
Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи.
Целью этого реферата
будет поведать о жизни и творчестве
одного из талантливейших художников
нашей страны. Будет рассмотрены
периоды жизни и наиболее известные
произведения скульптора Мухиной.
Глава 1.
1.1. Детство
Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля (по старому стилю 19 июня) 1889 года в зажиточной купеческой семье в Риге.
Вера Мухина росла
смирной, благонравной девочкой, из рук
бонны-немки перешла к
Жила так, как было принято в кругу промышленного, уже близко породнившегося с дворянством купечества. Танцевала на балах в Купеческом и Дворянском собраниях.
Рисованием и живописью занималась, правда, с первых классов гимназии. Отец рано заметил у нее способности. Нанял преподавателя, тот учил работать карандашом и углем, рисовали больше с гипсов. Вера не только рисовала - играла на фортепьяно, пела, писала стихи. И все-таки, видимо, было что-то выделявшее рисование из остальных «приятных занятий»
И вот наступают наконец очень существенные годы в жизни Мухиной. Когда она отстраняется от забот о нарядах и выездах, от флирта, верховой езды, танцев. 1910-1911 годы застают ее в живописной студии Юона и Дудина.
1.2. Начало ученичества
Студия Юона и Дудина
Поступить в студию оказалось легко, вступительных экзаменов не существовало («Принесите бумагу, резинку, карандаши... место вам будет»), а учиться было трудно. Уставала. Рисовали и утром и вечером. «Посвятивший себя искусству должен быть готов к неограниченным жертвам в труде и времени» 1, - говорил Константин Федорович. Овладевшие рисунком допускались к занятиям живописью. Завершающие курс писали на пленэре. Требование железной самодисциплины сочеталось у Юона со стремлением пробудить в учащихся творческое отношение к работе. Мухина, как начинающая, занималась почти исключительно рисунком.
Однажды мастер задал композицию на тему «сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Юон недовольно поморщился: «Нет фантастики сна»1. Возможно, воображения у сдержанной Веры и было недостаточно, зато в избытке присутствовали у неё молодой азарт, восхищение перед силой и мужеством, стремление разгадать тайну пластики живого тела.
Искусству видеть - вот чему училась Вера Игнатьевна у Юона. «Как для занимающегося музыкой недостаточно обладать способностью "слышать", а нужно еще чувство музыки, чтобы "уметь слушать", точно так же и для живописца еще слишком мало одного умения глядеть, необходима способность и для обретения счастья "видеть"»2, - говорил Константин Федорович.
В этой школе Вера Игнатьевна нашла своих первых товарищей по искусству: сперва Надежду Андреевну Прутковскую, по мужу Удальцову, потом - Любовь Сергеевну Попову, на много лет ставшую ее самой близкой подругой.
Вера Игнатьевна одновременно открывала для себя и другой мир- мир скульптуры. Скульптура все чаще и равноправнее появлялась на выставках, привлекая не только разнообразием экспонируемых произведений, но и множественностью используемых мастерами материалов: художники рубили в камне, ваяли в мраморе, резали в дереве, отливали в бронзе, работали в фарфоре, в майолике.
Поступая в школу Юона, Мухина мечтала стать живописцем. Но когда наконец наступил долгожданный день и учитель сказал ей: «Берись за кисти!» - возник какой-то душевный барьер, недоумение. Цвет уже не увлекал, хотелось «думать в глубину». Потянуло к объему, скульптуре.
Мастерская Синицыной
И вот, не оставляя занятий у Юона, Мухина начинает работать в мастерской скульптора Нины Антоновны Синицыной. Та за небольшую плату позволяет начинающим пользоваться станком и глиной.
Синицына устранилась от обучения,
и порой понимание истин
1.3. Продолжение обучения заграницей
В начале 1912 года во время весёлых рождественских каникул, катаясь на санях, Вера серьёзно поранила лицо. Девять пластических операций перенесла она, а когда через полгода увидела себя в зеркале, пришла в отчаяние. Хотелось бежать, спрятаться от людей. Мухина сменила квартиру, и только большое внутреннее мужество помогло девушке сказать себе: надо жить, живут и хуже. Зато опекуны посчитали, что Веру жестоко обидела судьба и, желая восполнить несправедливость рока, отпустили девушку в Париж.
«Academie de la grande Chaumiere»
Теперь надо было выбрать учителя. Мухина рассказывала, что колебалась между тремя скульпторами: Деспио, Майолем и Бурделем. Деспио отвергла первым. Понимала, что он - превосходный портретист, умный, тонкий, великолепно чувствующий все оттенки человеческих лиц и характеров, но боялась, что ничему, кроме портрета, он научить не сможет. К Майолю она относилась с большим пиететом; ценила у него «бережность к объекту, спокойствие, плавность, насыщенность фигур»; восхищалась: «Умеет обобщать, чудесно знает тело», но тут же добавляла: «Никакой портретист. Даже головы на его торсах невероятно схематичны и безличны. «Помона» - его лучшая вещь. Но мыслит ли это существо?»3 Кроме того, ей не хотелось расставаться с Парижем, а Майоль жил то в Баньюле, то в Марли ле Руа и учеников брать избегал.
Бурдель с его идеалом человека-творца
и героя был для нее ближе
всех. «Academie de la grande Chaumiere» именовалась
студия, в которой Бурдель
В огромных, жарко натопленных залах мэтр переходил от станка к станку, безжалостно критикуя учеников. Некоторые работы рассматривает долго, мимо других лишь проходит. Однажды Бурдель остановился у ее этюда и не только раскритиковал работу Мухиной, он бросил замечание, что русские лепят скорее «иллюзионно, чем конструктивно». («Вы, славяне, богато одарены от природы, но отличаетесь крайней неуравновешенностью. Вам недостает дисциплины, внутреннего контроля»4.) И Вера Игнатьевна разбила этюд. Решиться на это было нелегко, куда проще что-то поправить, но заставила себя все сделать заново, и Бурдель сказал наконец: «Это построено».
Ученики Бурделя по «Academie de la grande Chaumiere»
. Париж, конец 1912 - 1913 г.
Верхний ряд (справа налево) - В. Мухина,
А. Вертепов, Б. Терновец, И. Бурмейстер.
Второй справа в нижнем ряду - А. Бурдель.
Работает, как в Москве, у Юона, в две смены: утром - лепка у Бурделя, вечером - занятия рисунком в студии Коларосси. Посещает Academie de Beaux Arts, слушает курс анатомии у профессора Рише.
«La palette»
Мухина следит за выставками, сопоставляет свои искания с произведениями других художников. В эти годы огромное влияние на художественную жизнь Парижа, в частности на собравшуюся там русскую колонию, оказывали кубисты. Для того чтобы понять и осмыслить их картины, от зрителя требовалась тяжелая, кропотливая работа по расшифровке образов, и результаты этой расшифровки почти всегда оставались субъективными, приблизительными.
Ничего не принимать на веру, все понять самой, «докопаться до самой сути» - это упрямое желание, всегда свойственное Мухиной, привело ее в Академию «La palette», где преподавали лидеры кубизма Метценже и Глез и где учились ее московские подруги Любовь Сергеевна Попова и Надежда Андреевна Удальцова.
Обучаться там Вере Игнатьевне было трудно. «Кубисты обнажают форму, дают ее скелетно», - недоумевала она. И первая, не проучившись в «La palette» и двух месяцев, покинула Академию. «Я помучилась, кое-что поняла и бросила, - говорила она. - Бросила сознательно»5.
Пансионат на улице Распайль
Во время пребывания в Париже Вера жила в пансионе на улице Распайль, где преобладали русские. Из молодых художников, живущих в пансионе мадам Жан, из учеников Бурделя состоит новый круг друзей Мухиной. Она сближается с Изой Бурмейстер, своей ровесницей, рижской немкой. С Борисом Николаевичем Терновцом, дружба с которым пройдет через всю жизнь. Он тоже, только несколько раньше Мухиной, учился у Юона.
В колонии земляков Мухина
познакомилась и со своей первой
любовью — Александром
Италия
Последним аккордом учёбы Мухиной за границей стала поездка по городам Италии. Втроём с подругами они пересекли эту благодатную страну, пренебрегая комфортом, зато сколько счастья принесли им неаполитанские песни, мерцание камня классической скульптуры.
Италия и итальянское искусство покорили Мухину. И самое главное - в Италии, в итальянской скульптуре, она найдет воплощение того, к чему стремится, о чем думает. То, чего не хватало ей в Париже.
Самое большое впечатление произвел на нее Микеланджело. Он на всю жизнь станет ее любимым скульптором - прежде всего за его стремление утвердить человека таким, каким сама Мухина хотела его видеть: могучим, духовно и творчески сильным. Впечатление от его работ, его понимание образа - это, пожалуй, и было самым ценным, что увезла из Италии Вера Игнатьевна.
Глава 2.
2.1. Работа в госпитале
На лето Мухина вернулась в Россию - по давней семейной традиции в Кочанах ежегодно собирались родственники. Вернулась, чтобы через два-три месяца опять уехать во Францию. Теперь, после Италии, четко представляла себе, чему будет учиться у Бурделя.
Но попасть в Париж ей уже не пришлось. В августе началась война. И жизнь Веры Игнатьевны резко изменилась.
Она поступила на курсы сестер милосердия, проучилась два месяца и начала работать в эвакогоспитале. С непривычки показалось не просто трудно - невыносимо. «Туда прибывали раненые прямо с фронта. Открываешь грязные присохшие бинты - кровь, гной. Промываешь перекисью. Вши»6, - и через много лет с ужасом вспоминала она.
В обычном госпитале, куда она вскоре попросилась, было не в пример легче. Но несмотря на новую профессию, которой она, кстати, занималась бесплатно (благо дедушкины миллионы давали ей эту возможность), Мухина продолжала посвящать своё свободное время скульптуре.
Легенда
Сохранилась даже легенда о том, что однажды на соседнем с госпиталем кладбище похоронили молодого солдатика. И каждое утро возле надгробного памятника, выполненного деревенским умельцем, появлялась мать убиенного, скорбя о сыне. Однажды вечером, после артиллерийского обстрела, увидели, что изваяние разбито. Рассказывали, будто Мухина выслушала это сообщение молча, печально. А наутро на могиле появился новый памятник, краше прежнего, а руки у Веры Игнатьевны были в ссадинах.
Легенда существовала и в ней было отражено то, что казалось солдатам особенно удивительным в «барышне, богачке»: отзывчивость к чужой беде, внимание к людям.
Потери
Изредка приходили письма от парижских друзей. Но уже не из Парижа - с фронта. Вертепов и Крестовский ушли во французскую армию волонтерами в первые же дни войны и попали в пулеметную роту. Наскоро написанные маленькие открыточки, насквозь проштампованные, исхватанные чужими руками. Лишь в ноябре пришло закрытое и чуть более подробное письмецо от Вертепова. Оно и было последним. Потом - бесконечно долго - никаких известий, и, наконец, бесповоротно-страшное, в которое так не хотелось верить. Смерть. Мгновенная.