Жизнь и творчество белорусских художников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:33, реферат

Краткое описание

Художники-портретисты стремились передать в изображении не только внешние черты и психологию своих героев, но и их социальную принадлежность. Такое отношение к изображению современников явилось следствием углубления социальных мотивов во всей белорусской живописи, вызванного распространением идей революционных демократов. Живописцы ставят своей целью создание портретов-биографий, основанных на глубоком проникновении в психологию портретируемого. В портретной живописи появляется новый образ труженика. Изображения крестьян, ремесленников, городской бедноты коренным образом отличаются от аналогичных изображений начала XIX в. Вместо схематичных, лишенных индивидуальной характеристики лиц мы видим глубоко психологические образы. Раскрывается внутренний мир героев.

Вложенные файлы: 1 файл

02 Основной текст - Портретная живопись.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным разделом белорусского изобразительного искусства второй половины XIX в. была портретная живопись. Этот жанр представлен именами таких художников-портретистов, как Б. Русец-кий, А. Рёмер, Э. Павлович, Р. Слизень, Л. Пигулевский и др. В жанре портрета работали также представители других видов и жанров живописи. Например, много интересных портретов было создано мозаистом Н. Силивановичем, пейзажистом А. Горавским, мастером бытовой и исторической композиции К. Альхимовичем.

Художники-портретисты стремились передать в изображении не только внешние черты и психологию своих героев, но и их социальную принадлежность. Такое отношение к изображению современников явилось следствием углубления социальных мотивов во всей белорусской живописи, вызванного распространением идей революционных демократов. Живописцы ставят своей целью создание портретов-биографий, основанных на глубоком проникновении в психологию портретируемого. В портретной живописи появляется новый образ труженика. Изображения крестьян, ремесленников, городской бедноты коренным образом отличаются от аналогичных изображений начала XIX в. Вместо схематичных, лишенных индивидуальной характеристики лиц мы видим глубоко психологические образы. Раскрывается внутренний мир героев.

Целью настоящей работы является изучить жизнь и творчество белорусских художников, работавших в жанре портретной живописи во второй половине XIX – начале XX в., определить их вклад в изобразительное искусство, проанализировать основные их произведения.

 

Глава I. Болеслав Русецкий.

Эдуард Павлович. Лев Пигулевский

 

Болеслав Русецкий (1824—1913) родился в Риме в семье известного живописца Канутия Русецкого. Его первым учителем рисования был отец, который и подготовил юношу для поступления в Петербургскую Академию художеств.  В число  учеников Академии Русецкий был зачислен в 1843 г. На протяжении шести лет он учился у К. Брюллова и Ф. Бруни. Занимался Русецкий успешно, но слабое здоровье и петербургский климат вынуждали его часто прерывать занятия. Наконец, в 1850 г. он окончательно оставил Петербургскую Академию и поселился в Вильно, где жил на протяжении ряда лет. Однако, как явствует из архивных документов, художник большую часть времени проводил в Гродно, Белостоке, в имении Яновичи Белостокского уезда (родовое имение Русецких). Именно там он создал лучшие свои

204

произведения. Писал Русецкий преимущественно портреты. Два из них в 1850 г. он представил в совет Академии художеств, за что был удостоен звания неклассного художника.

Начиная с 1850 г. Б. Русецкий регулярно принимает участие в академических выставках. Так, в 1851 г. он экспонирует портрет попечителя Виленского учебного округа сенатора Новосильцева, в 1852 г.— портрет Павловского и автопортрет, в 1854 г.— портрет виленского генерал-губернатора Бибикова и др. Кроме того, в течение ряда лет Русецкий упорно работал над аллегорической композицией «Впадение реки Вилии в Неман», за которую рассчитывал получить звание академика. Картина была представлена на академическую выставку 1853 г., но успеха, по-видимому, не имела, так как звание академика Русецкий не получил. 62 Разочарованный неудачей, художник уезжает за границу, живет некоторое время в Париже и в Италии. В 60-х годах он возвращается в Белоруссию, где живет до конца своих дней.

Б. Русецкий писал не только портреты и акварели; он уделял большое внимание и стенным росписям. Его кисти принадлежат фрески церковных алтарей в Гродно и Турчанах (Белостокский уезд).

Из творческого наследия Русецкого  наиболее известен «Автопортрет» (его черно-белый снимок был помещен в литературно-художественном сборнике «Из окрестностей Двины», изданном в Витебске в 1912 г. на польском языке) и несколько акварельных женских портретов (находятся в Государственном художественном музее Литовской Республики). Особый интерес вызывает акварель «Женский портрет». Эта небольшая, тонко выполненная миниатюра была создана в конце 40-х годов. В ней художник показал себя превосходным рисовальщиком и хорошим психологом. Большие черные глаза молодой женщины смотрят внимательно и немного застенчиво. Ее тонкие сжатые губы, прямой нос, высокий лоб и бледные худые щеки свидетельствуют о волевом характере и интеллекте. Художник превосходно владеет материалом. Черное шелковое платье, волосы и глаза написаны с исключительным мастерством. Они свежи и предельно материальны.

Мастерство Русецкого-акварелиста  проявилось также в «Женском портрете в белом» и в «Портрете Карповича». Художник писал свои акварели не в один прием, как этого требует материал, а насыщал их цветом постепенно. Такая техника в руках неопытного мастера непременно привела бы к сухости. Но акварели Русецкого свежи и прозрачны.

«Автопортрет» был написан в  ранний период (в 1852 г.). В нем еще  ясно ощущается влияние академической школы Брюллова. Форма в этом портрете трактована обобщенно, большими плоскостями. Здесь еще присутствует некоторая доля идеализации. Но вместе с тем образ вполне реален. Художник изобразил себя в три четверти. Его большие черные глаза смотрят внимательно и настороженно. Пряди густых черных волос упрямо ниспадают на высокий лоб. Зритель чувствует, что в левой руке художник держит палитру и время от времени коротким, внимательным взглядом смотрит на себя в зеркало. Такой взгляд может быть только у живописца, полностью ушедшего в   работу. Вместе с чертами внешнего сходства Русецкий передал здесь и обобщенные черты своего современника-гражданина. С портрета смотрит на нас непокорный юноша. Такие юноши впоследствии стали активной силой в восстании 1863 г. По этому портрету легко представить себе молодых патриотов-белорусов, которые сражались под знаменами К. Калиновского.

Творческое наследие Б. Русецкого, как и других художников Белоруссии XIX в., еще выявлено не полностью. Остается невыясненным последний период жизни художника. Известно, что в начале XX в. он принимал активное участие в выходивших в Белоруссии периодических изданиях. Углубленное исследование книжной графики того времени, возможно, прольет  свет  на  этУ сторону его творчества.

 

* * *

 

О творчестве художника и мемуариста Эдуарда Павловича (1825—1909) сведений сохранилось немного. По всей вероятности, он был белорусом. Об этом свидетельствуют его продолжительные связи со Слутчиной и Новогрудчиной. Известно, например, что художественное образование Павлович получил в слуцкой гимназии (в конце 30-х годов) у преподавателя рисования Левковича. Потом учился в Петербургской Академии художеств, где в 1859 г. получил звание учителя рисования.

Восстание 1863 г. застало Павловича  в должности учителя рисования  Новогрудской гимназии. Художник принял активное участие в восстании, за что был сослан в отдаленные места Олонецкой губернии под строгий надзор полиции.

О дальнейшей судьбе Павловича сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, что в последние годы жизни он работал во Львове хранителем музея, часто выступал с искусствоведческими статьями, опубликовал на польском языке богатейшие воспоминания о своем пребывании в Белоруссии, привел в них текст белорусского стихотворения о восстании 1831 г., принадлежащего революционеру Ф. Савичу.

Э. Павлович был исключительно одаренным и своеобразным мастером. Об Этом свидетельствует его живописный «Автопортрет». Он прекрасно нарисован, форма вылеплена цветом. Психологическая характеристика   довольно выразительна. Других работ Павловича выявить пока не удалось.

 

* * *

 

Несколько иным представляется творчество белорусского портретиста Льва Павловича Пигулевского (род. в 1838 г.), которому пришлось прожить довольно сложную и тяжелую жизнь.

Л. Пигулевский родился в Минске в обедневшей дворянской семье. С детства у него проявились способности к рисованию. Они были замечены преподавателями Минского дворянского училища, где занимался Пигулевский. Судьбу будущего художника решил случай. В 1858 г. Минск посетил царь Александр II. Минские «отцы города», желая предстать перед государем в лучшем свете, преподнесли ему рисунки учеников дворянского училища, среди которых был и рисунок Пигулевского. Царю понравился этот рисунок, и он наградил юного художника бриллиантовым перстнем. Награда окрылила юношу. После окончания училища в 1861 г. он поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Первое время Пигулевский занимался неважно. Однако к концу своего пребывания в Академии (1870 г.) он получил четыре серебряные медали первого и второго достоинства, что давало ему достаточное осно-

211

вание на получение звания художника  третьего класса.

С первых шагов самостоятельного творчества Пигулевскому пришлось преодолевать серьезные материальные трудности. Еще в первый год занятий в Академии он лишился отца. Молодому художнику пришлось взвалить на свои плечи заботы о содержании семьи. Чтобы прокормить себя и семью, он выполнял самые различные Заказы. Эт0 были в основном иконы и религиозные композиции для церквей Минска, Петербурга и других городов.

В дальнейшем Пигулевский совершенствовал свое мастерство в основном в области портрета. В 1870—1880 гг. на ежегодных академических выставках появились его портреты генерала Блудова,

цесаревича Николая, госпожи Бернард, семьи Слесаревых и др. Заказные портреты официальных лиц, которые писал Пигулевский в Петербурге и Минске, значительно сужали диапазон его творчества, ограничивали его художнические возможности. Живописцу нередко приходилось угождать салонно-академическим вкусам своих заказчиков. Поэтому портреты Пи-гулевского, естественно, не достигали тех вершин, до которых поднимались Рёмер, Русецкий и другие его современники.

Однако Пигулевский был, бесспорно, хорошим мастером. Он безукоризненно владел композицией, академическим рисунком, мастерством живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные заказы, которые  он получал от православных и

212

католических храмов. В начале 80-х  годов Пигулевский выполнил несколько  религиозных композиций и икон для московского храма Спасителя и Острожской учительской семинарии. В 1870 г. за композицию «Вознесение господне» он был удостоен звания классного художника второй степени.

В конце жизни Пигулевский продолжал  работать преимущественно в области  религиозной живописи. Значительных произведений он уже не создал. Следует отметить общность судьбы Пигулевского с судьбой тех белорусских живописцев, которые, подобно ему, не искали вдохновения в связях с народом и его передовыми представителями, а опирались на поддержку официальной верхушки.

 

Глава II. Портретное творчество других живописцев

 

Надо сказать  несколько слов о портретном мастерстве живописцев, работавших в основном в других жанрах – бытовых живописцев Н. Силивановича, В. Слендзинского и пейзажиста А. Горавского. Все они много работали также в области портрета. Порой даже трудно определить, в каком из избранных жанров  они добились больших успехов.

В Государственном  художественном музее Литовской  Республики находится «Автопортрет» Н. Силивановича, выполненный в ранний период творчества. Художник изобразил себя в широкополой соломенной шляпе, накинутом на плечи плаще, с большой папкой под мышкой. Он, очевидно, собирается на этюды. Внимательно смотрят из-под нахмуренных бровей глаза. Широкая черная борода красиво оттеняет белизну лица. В портрете нетрудно увидеть интеллигента-разночинца. Об этом свидетельствует не только одежда портретируемого, но и напряженный строй всей композиции. Художник весь в движении. Он словно торопится совершить что-то нужное, полезное людям. Он полон возвышенных надежд и мыслей. Думается, что, изображая таким образом себя в портрете, художник стремился передать не только внешнее сходство, но и подчеркнуть общественную значимость человека. То же самое можно сказать и о «Портрете сына», где не только переданы тонкие психологические движения души ребенка, но и показана социальная принадлежность портретируемого.

Портретов работы А. Горавского сохранилось гораздо больше. Многие из них («Дама в желтом», миниатюра «Женский портрет» и др.) по праву занимают достойное место в экспозиции Национального художественного музея Беларуси.

Работы  Горавского неодинаковы по своим  художественным достоинствам. Некоторые (например, «Дама в желтом») выполнены в духе академизма. Они, по-видимому, относятся к раннему периоду творчества художника и написаны вскоре после окончания Академии. Здесь еще чувствуется сильное влияние школы Брюллова и Бруни. Но в более поздних работах («Автопортрет», «Портрет живописца Бруни», «Портрет композитора Глинки» и др.) эти влияния уже в основном преодолены. Главное внимание художник сосредоточивает не на внешних аксессуарах и композиции, а на изображении внутреннего мира своих героев, что свидетельствует о реализме Горавского. Особенно убедителен в этом отношении «Портрет живописца Бруни» (местонахождение неизвестно, черно-белый снимок хранится в рукописном фонде Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Убежденный последователь академизма в живописи, Бруни изображен в характерной для него позе — со скрещенными на поясе руками. Это уже немолодой, с седыми бакенбардами человек. В нем чувствуется большой интеллект. Взгляд Бруни устремлен куда-то вдаль. Художник погружен в свои мысли, далекие от окружающей действительности. Композиция портрета вполне соответствует замыслу автора. На полотне изображен творец, пребывающий во власти своих замыслов.

Интересен своими живописными качествами миниатюрный «Женский портрет». Несмотря на малые размеры изображения, ему присущи все достоинства большого портрета. Здесь хороший рисунок, свежий, яркий колорит, никакой условности цветовой гаммы, характерной для работ последователей академической живописи. Тонкие сочетания холодных и теплых тонов, которыми пользуется Го-равский, свидетельствуют о большом мастерстве живописца.

Есть основания  полагать, что «Портрет Антона Маковецкого» В. Слендзинского не самое лучшее произведение такого плана в наследии художника. Он не дает

214

полного представления  о портретном мастерстве автора. Но и по этому произведению можно судить о той добросовестности, с которой художник изображал своих современников. Об этом говорят многие живописные качества портрета: тщательно проработанные детали лица, широко написанный костюм, хороший рисунок, удачное тональное решение. Можно отметить и такую важную особенность творчества Слендзинского, как внимание к социальной характеристике портретируемого.

Из рассмотренных выше фактов видно, что наиболее значительные белорусские портретисты 60 — начала 90-х годов XIX в. окончательно порвали с академизмом, тормозившим развитие реалистического искусства. Большую помощь в этом им оказали передовые русские художники-реалисты, в среде которых многие живописцы из Белоруссии подолгу жили и работали. К сожалению, в последующие десятилетия портрет в белорусской живописи не получил дальнейшего развития. Занявшись поисками самодовлеющей художественной формы, некоторые живописцы постепенно теряли интерес к человеку, к его внутреннему миру. А это привело к тому, что к концу XIX в. удельный вес портрета в изобразительном искусстве Белоруссии значительно снизился.

Информация о работе Жизнь и творчество белорусских художников