Игра как явление традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_NKhT.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Белгородский государственный  институт искусств и культуры

Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии.

Кафедра актерского искусства

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Народное художественное творчество»

на тему: «Игра как явление традиционной культуры»

 

 

 

                                                                           Выполнил:

                                                                           студент 94 ТТ группы

                                                  Тишков С.С.

                                                                        

                                                                           Научный руководитель:

                                                                            преподаватель кафедры ТИК

Вершинская  Г.М.

                                   

 

 

 

 

Белгород, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ  ИГРЫ

1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5

1.2. Классификация народных игр

ГЛАВА II.  ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

2.1. Народная  игра в системе этнопедагогики

2.2. Игровые  формы народной праздничной культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Игра – это уникальный феномен  общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в одном из видов  своей деятельности человек не демонстрирует  такого самозабвения, обнажения своих  психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому  она взята на вооружение в системе  профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые  сферы человеческой жизни.

При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с  ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности. Они являются важным общечеловеческим культурным достоянием, уходящим своими корнями в толщу исторической судьбы, как отдельных этносов, так и всего человечества.

Традиционная  игра — средство приобщения ребенка  к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям  развития. В системе психологических  исследований складывается целостное  представление о ней на основе анализа условий её происхождения  в истории культуры и места  в жизни ребёнка.

 

Степень изученности: Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие

В наше время  данную тему рассматривали многие профессора, такие как Н.П. Аникеева. Она говорила об игре как о социально-психическом явление, так как это не возрастное явление, а личностное. Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его мнению: «игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». По-своему игру рассматривает известный психолог А.Н. Леонтьев, который считает, что игра – это «школа морали в действии». Но в свою очередь. Так же интересное определение игры мы находим у педагога А.В, Запорожца. Он говорит что игра – это «ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам».  

Наряду  со светским определением игры,  существует и религиозный взгляд. Ярким представителем можно назвать протоиерея В.В. Зеньковского, который под игрой понимал  «свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке». Именно игра способствует проникновению  в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

Объектом  исследования является традиционная культура

Предметом исследования является игра как вид традиционной культуры

Цель  исследования: рассмотреть игру как составную часть народной традиционной культуры

Для достижения цели исследования, нами были поставлены  следующие задачи:

  1. Ознакомится с историей развития игры в целом
  2. Определить основную классификацию игры
  3. Изучить основные оспекты игры в этнопедагогики
  4. Проанализировать игровые формы в сфере праздничной культуры

 

Методы исследования: Анализ литературы, метод сравнения и конкретизации материала, а также классификация и обобщение.

Структура курсовой работы обусловлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ  ИГРЫ

 

    1. Игра как вид человеческой деятельности

 

Игра  – уникальнейшее явление человеческого  бытия. Способность играть, одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает магически-завораживающим действием, позволяет уйти от повседневности.

Слово «игра» имеет много значений, входит в  самые разные словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра пианиста, игра воображения и прочее.

С точки  зрения философии, игра – это есть вся человеческая жизнь: человек  родится с ощущением своей  собственной смерти, но старается  не думать об этом – играет в жизнь. С другой стороны, – в игре в  жизнь есть игра, «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – писал В. Шекспир. И действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель, то он сын, то – отец... Однако если говорить, что жизнь – это игра, а игра – это жизнь, то тогда весь культурный дискурс – это игра. Границы игры при такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид человеческой деятельности, а точнее – игровую деятельность, которая наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. Так что же есть игра?..

Так, например, Н.П. Аникеева закладывала следующий  смысл в определение игры: по ее мнению, «игра – это сложное  социально-психическое явление уже  потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания».

Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его мнению: «игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

По-своему игру рассматривает известный психолог А.Н. Леонтьев, который считает, что  игра – это «школа морали в действии». Соглашаясь с точкой зрения А.Н. Леонтьева только через игру и ее эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого можно научить ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия.

В свою очередь, интересное определение игры находим  у педагога А.В, Запорожца. В соответствии с его определением игра – это «ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам».  

Наряду  со светским определением игры,  существует и религиозный взгляд. Ярким представителем можно назвать протоиерея В.В. Зеньковского, который под игрой понимал  «свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке». Именно игра способствует проникновению  в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

Как справедливо  отмечает В. Абраменкова «игра –  одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная  и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как  жизненное явление, игра оказалась  весьма серьезной и трудной проблемой  для научной мысли».

По мнению А. Мазаева, «игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением. Опыт игрового поведения имеет каждый; в культурно-историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр».

Таким образом, анализируя и обобщая все приведенные  выше определения, мы можем сказать, что игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, а также – превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Только  благодаря игровому началу может  существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, – все искусство с его условными формами изображения реального и ирреального мира вещей и чувствований. Условность – это и есть игра. Особая психологическая установка играющего, который одновременно и верит и не верит и реальность разыгрываемого конфликта, двуплановоеть его поведения роднит игру с искусством. Искусство во всех его видах и проявлениях – это особая форма игры. Оно родилось на стыке труда и забавы, входило в обряд. Голландский психолог Й. Хёйзенга утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» – это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра –один из первых и главных стимулов культуры человека. Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое – все, чем богата жизнь». Однако между игрой и искусством имеется существенное различие: игра творятся непринужденно и не требует результата, искусство же зачастую требует огромного труда и предполагает обязательный результат: произведение искусства.

И игра, и искусство, преследуя цели овладения  миром, обладают общим свойством – решение предлагается не в практической, а в условной, Знаковой сфере, которая в дальнейшем может использоваться в качестве модели практического поведения.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что игра – это искусство, но это только часть сущности игры. Что же составляет другую часть?

Еще Платон этимологически сближал слова «воспитание» и «игра», – он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусств невозможно без игры.

Действительно, по сравнению с другими формами  обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что игра достигает своих целей незаметно для воспитуемого, не требует никаких способов насилия над личностью. Ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку природа. Что такое детские игры? Это, по сути, вид активной деятельности детей, заключающийся в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношении между ними.

В играх  формируется и проявляется потребность  ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Как пишет  Д. Покровский, «у древних греков само слово «игра» означало собою «действие, свойственное детям». В других языках понятие «игра» означало радость, смех, веселье. Со временем во всех языках этим словом стали обозначать обширный круг человеческих действий, не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям радость и удовольствие. И это понятие стало входить все, начиная от детской забавы в солдатики, до трагического нос произведен и я героев на сцене театра, от детской игры на фантики до биржевой игры».

С точки  зрения формы, игру можно определить как «свободное действие, осознанно  вымышленное и выходящее за пределы  повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно Окружающих себя тайной или подчеркивающих, благодаря переодеванию, свою особенность в обычном мире повседневности». Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности, это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра не имеет цели, а сама по себе есть цель, действие и наслаждение. Это такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Информация о работе Игра как явление традиционной культуры