Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 12:56, доклад
Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовались укреплением индустриальной цивилизации. Это было время не только бурного развития науки и производства, но и перераспределения общественных ролей, формирования новых ценностей и этических норм. Вместе с тем, это время стало поворотным пунктом в развитии художественной культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной полнотой и выразительностью запечатлеть новую картину мира.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Изобразительное искусство…………………………………..6
Глава 2. Архитектура…………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Изобразительное искусство…………………………………..6
Глава 2. Архитектура…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовались укреплением индустриальной цивилизации. Это было время не только бурного развития науки и производства, но и перераспределения общественных ролей, формирования новых ценностей и этических норм. Вместе с тем, это время стало поворотным пунктом в развитии художественной культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной полнотой и выразительностью запечатлеть новую картину мира.
С изменениями в обществе исчезают гуманистические идеи эпохи Просвещения, на второй план отходят романтические чувства, и романтизм уступает дорогу критическому реализму.
Критический реализм - направление в литературе и искусстве, основной целью которого было правдивое, объективное отображение действительности с критической точки зрения.
Мерилом достоинства личности все больше становится ее материальное положение и способность добиваться жизненного успеха. Индустриальная цивилизация вызывала неприятие романтиков, а реалисты пытались понять современное им общество, вскрыть причины уродства жизни, отразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов.
В условиях обострения социальных противоречий и роста демократического движения реалисты рассматривают своих героев как порождение общества. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит ее, борется с ней. В художественных произведениях все сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики реалистов попадает вся общественная система.
Значительное место в новых направлениях развития художественной культуры занимает натурализм, который поднимает темы, считавшиеся ранее неприличными и запретными: уродливые, а подчас и аморальные стороны бытия, жизнь «людей дна».
Натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX века, отражающее отталкивающие стороны жизни и проявления человеческой натуры во всей их полноте.
Обращая внимание на мелочи быта, малозначительные факты, окружающие героев детали, натуралисты выставляют на всеобщее обозрение неприглядную изнанку жизни.
Однако, несмотря на все разнообразие направлений и стилей, лучшие произведения мировой культуры пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.
В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство, не только в развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великах исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит, для чего существует и что может искусство. Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии значительной части его современников, испытывающих сомнение в том, что выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же искусство нередко проникается неудовлетворенностью и собой, и окружающей жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того - всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью
Глава 1. Изобразительное искусство
Традиции реалистического искусства наиболее полно развивались во Франции. Начало реалистическому направлению положила пейзажная живопись художников так называемой «Барбизонской школы». Они писали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа являлась неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава «Барбизонской школы» Теодор Руссо. Реализм стал определяющим методом в творчестве Жюля Дюпре, Диаса де ла Пеньи, К. Труайона, Шарля Добиньи, Камила Коро, Жана Франсуа Милле. Лидером реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе. Демократическое искусство Курбе вызвало немало нападок со стороны официальных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Лучшие картины Курбе «Каменщики», «Похороны в Орлеане» снискали художнику мировую славу.
В Германии самым значительным художником-реалистом был Адольф Менцель. В картине «Железопрокатный завод» он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих. Его творчество отличала выразительность образов, острое чувство современности.
Среди живописцев второй половины XIX века выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане. Он был настоящим певцом света, его изысканных и неповторимых сочетаний и оттенков. Мане первым из французских живописцев передал в картине богатство солнечного освещения. Друзья называли Мане «солнечным художником» и говорили, что его картины - настоящий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство.
Вокруг Мане объединяется группа молодых художников, ищущих новые пути в искусстве. Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, называвшие себя «независимыми», представили публике свои произведения. Но их живопись встретила лишь глумливый смех посетителей, а газеты запестрели заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». За художниками закрепилось название, данное в насмешку ловким журналистом - импрессионисты. Поводом послужило название картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (впечатление по-французски - impression).
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX -начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении - в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили перед собой задачу сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения на открытом воздухе, а не в мастерской, как «барбизонцы». Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда предметы недостаточно освещаются, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, импрессионисты писали картины мелким подвижным мазком.
Так же, как и «барбизонцы», импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамичной городской жизни. Сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и одноплановости своего искусства. Тем не менее искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а профессиональные достижения этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.
Весь путь развития импрессионизма связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Никто до него и кроме его ближайших единомышленников Ренуара, Сислея, Писарро не увидел в природе такой лучезарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не сумел столь живо передать ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.
Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, главным образом, женских. В них нет психологической углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство. В одном из лучших своих произведений «Бал в саду Мулен де ла Галет» Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще более усиливающего впечатление непрестанного движения людей. Высоким мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены, натюрморты с изображением цветов
Образ человека привлекал внимание Эдгарда Дега (1834—1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от героев Ренуара, людям на полотнах Дега знакома тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели.
Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Кашля Писарро (1830-1903) - «Бульвар Монмартр в Париже». На ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы - бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Деревья еще без листьев, только что прошел дождь. Ощущение влажного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красочных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писарро и других импрессионистов.
Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX века как Ван Гог, Гоген и Сезанн. Их иногда называют постимпрессионистами. Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу и каждый из них шел своим собственным путем.
Винсент Ван Гог (1853-1890) - голландец по национальности -неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь. Его произведения были насыщены взволнованными, тревожными образами. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков.
Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в новой цивилизации, как и Ван Гог, покидает Европу и много лет проводит на Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его творческой манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочных пятен.
Поль Сезанн (1839-1906), начавший свой творческий путь еще в 60-е годы, сблизился с импрессионистами и нередко вместе с ними выставлял свои работы. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов Сезанн стремился показать в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.
Для русской живописи вторая половина XIX века также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории стала организация в 1870г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере «передвижников», в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих «передвижников» волновали злободневные сюжеты (В.Е.Маковский - «Осужденный», «Узник», «Вечеринка»; Н.А.Ярошенко - «Курсистка», «Студент»; Г.Г.Мясоедов - «Земство обедает» и пр.); привлекали образы людей труда - крестьян и рабочих (Мясоедов - «Косцы», Ярошенко - «Кочегар», В.М.Максимов - «У своей полосы»). Не чуждались они и «вечных», в том числе и евангельских тем (И.Н.Крамской - «Христос в пустыне», Н.Н.Ге - «Что есть истина», В.Д.Поленов - «Христос и грешница»). Были среди них и замечательные мастера исторической живописи (В.И.Суриков - «Утро стрелецкой казни»), великолепные мастера пейзажа (А.К.Саврасов - «Грачи прилетели», И.И.Шишкин - «Лесная глушь», «Рожь», «Дубовая роща», А.И.Куинджи - «Украинская ночь»), выдающиеся портретисты (Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И.Е.Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах («Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и пр.).