Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:18, доклад
Храмы на Руси всегда были средоточием духовных и культурных ценностей, много впитали в себя за столетия своего существования. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственного, надвременного и надпространственного единения Бога с людьми воспринимались всеми православными как самое необходимое условие спасения души, без которого нет полноценной жизни на земле. Множество храмов стояло на старооскольской земле за века существования города.
В конце 19 века в городе и пригородных слободах было 11 каменных храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.
Введение. Цель написания работы 3
Историография вопроса 4
История исчезнувших храмов 5
4. «Красота спасет мир» 8
5. Список использованной литературы
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38»
Исчезнувшие храмы
Старого Оскола
Подготовила:
ученица 10 класса Стрельникова Анастасия,
консультант:
учитель истории
Зубова. А.И.
СТАРЫЙ ОСКОЛ 2009
СОДЕРЖАНИЕ
4. «Красота спасет
мир»
5. Список использованной литературы
«Все, взявшие меч, мечом погибнут»
Храмы на Руси всегда были
средоточием духовных и
В конце 19 века в городе и пригородных слободах было 11 каменных храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.
Это следующие церкви:
Ильинская, возведенная в 1872 г. в Ездоцкой слободе;
церковь Вознесения, расположенная в Казацкой слободе, построенная в 1872г.;
Свято-Троицкая церковь, возведенная в 1730г. в Стрелецкой слободе;
церковь Воздвижения, построенная в 1787г. в Ямской слободе;
церковь Александра Невского, построенная
в 1903г. в слободе Гумны.
Богоявленский собор, построенный в 1840г. на Нижней площади;
Успенская церковь (ранее был женский монастырь) построена до 1764г.;
Покровская церковь, возведенная в 1783г.;
Казанско-Никольская церковь, построенная в 1862г. также на Нижней площади;
церковь Благовещенская – построена в 1824г. и перенесена в 1809г. на угол улиц Курская и Михайловская;
церковь Ахтырская (кладбищенская) – 1822г.
Я учусь в православной
Хотелось
бы написать такую работу, которая
бы содержала все известные
на данный момент сведения
об этих храмах и
В
первую очередь я изучила
области», книга 1-я, издательства Белгородско-Старооскольской епархии. Но… снова разочарование. Автор обещает рассказать об исчезнувших храмах во второй книге. Ее не оказалось ни в церковной библиотеке, ни в библиотеке нашей школы, ни в краеведческом музее. Видимо, выпуск не состоялся. Зато в нашей школьной библиотеке мы нашли записки старожила Мелентьева Р.И. «Городок провинциальный». Прочитали их на едином дыхании. Как живой предстал перед нами маленький провинциальный город, кипящий жизнью, со множеством людей с очень интересными судьбами.
Затем я сходила в
Позже мы увидели эти
Отец Владимир (Русин), настоятель
церкви в селе Куньи, при
встрече рассказал нам немного
по интересующей нас теме и
посоветовал пересмотреть его
публикации в «Православном
Григорьев Эдуард Иванович, известный краевед, также рассказал нам много интересного об истории города, но в основном периода войны.
Кроме этого мы встретились со старожилом нашего города, Переверзевой О.А., которая поделилась своими детскими впечатлениями о разрушении одного из храмов.
Постепенно складывалось
В 1778г. Старый
Оскол получил статус города,
был реконструирован.
Богоявленский собор был
В 1935г. собор был разрушен. Мелентьев Р.И. рассказывает, что мальчишкой он бегал вместе с другими ребятами, чтобы собирать осколки разбитого колокола. Он был бронзовый, и осколки на изломе блестели, а мальчишки думали, что это золото. Рем Иванович рассказывал, как уничтожили это громадное здание. Никакой снаряд или бомба его не могли взять. В соборе некоторое время квартировала военная часть. Военные и подготовили собор к уничтожению. Каменные углы и фундамент постепенно выбирались и заменялись дубовыми плашками и колодами. Затем эти плашки облили дегтем и керосином и подожгли. Дерево сгорело, и собор рухнул. Но по мнению Никулова А.П., храм «добили» во время войны.
Примерно
на том месте, где сейчас
магазин «Провиант», стоял когда-то
Успенский храм, построенный еще
в 1765г., но неоднократно
На самом возвышенном месте
Курской улицы высилась
шагов, и маленькие колокольчики отзванивали заупокойную молитву. На могильной плите была выбита надпись «Под сим камнем лежат строители-подрядчики всех каменных церквей города Макаровы - Евсюковы. Мир их праху». Храм был разрушен вместе с кладбищем при нем. Но, видимо, разрушена была только колокольня, потому что в здании храма потом долгое время была типография. Надо сказать, что при всех храмах были кладбища священнослужителей, именитых купцов, церковных старост. Плиты-надгробия при разрушении храмов были свезены с могил, и из них были выстланы порожки к спуску на улицу Рыльскую. Мелентьев рассказывает, что каждый раз, спускаясь и поднимаясь, люди читали эпитафии и имена на этих плитах, топча и оскверняя память умерших.
История церкви Ахтырской
До сих пор старожилы называют
улицу Володарского Казанско-Николаевской.
Начинается она от улицы
В 30-е годы храм был разрушен,
колокол сброшен и разбит, церковные
реликвии разграблены.
По сведениям Отца
Владимира дольше всех