Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель: Изучить маркеры одарённости на примере биографий известных деятелей искусства.
Задачи:
1.теоретический анализ литературы по проблеме одаренности;
2.определить маркеры одаренности;
3.выявить маркеры одаренности в биографических описаниях.
Введение 1
Глава 1.Общая характеристика одаренности 2
1.2 Понятие одаренности 2
1.3 Виды одаренности 4
1.4 Общая характеристика творческой одаренности 11
1.5 Художественная одаренность 13
Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина. 16
2.1 Маркеры одаренности 16
2.2 Метод анализа продуктов деятельности и биографический метод 22
2.3 Маркеры одаренности на примере биографий известных деятелей искусства 28
Заключение 38
Оглавление
Введение 1
Глава 1.Общая характеристика одаренности 2
1.2 Понятие одаренности 2
1.3 Виды одаренности 4
1.4 Общая характеристика творческой одаренности 11
1.5 Художественная одаренность 13
Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина. 16
2.1 Маркеры одаренности 16
2.2 Метод анализа
продуктов деятельности и
2.3 Маркеры
одаренности на примере
Заключение 38
Цель: Изучить маркеры одарённости на примере биографий известных деятелей искусства.
Задачи:
1.теоретический анализ литературы по проблеме одаренности;
2.определить маркеры
3.выявить маркеры одаренности в биографических описаниях.
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: маркеры одаренности в биографических описаниях.
Актуальность: потребность общества в неординарной личности, т. к неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения, мышления. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества.
Гипотеза: одаренность индивидуальна.
В.М. Бахтерев писал, что наряду с воспитанием для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность» появился в психологии в начале 20 в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Поскольку до этого чаще использовалось слово «талант», возникла необходимость выяснения тождества или различия этих двух терминов.
По поводу соотношения
между этими понятиями
Далее: «Одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов» (Теплов Б.М., 1986, с. 344).
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень, своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. В «Словаре иностранных слов (1983)» талант определяется как «выдающиеся, врожденные качества, особые природные способности; одаренность». Следовательно можно считать синонимами.[12, 130 с.]
В тоже время, по определению авторов концепции «Рабочая концепция одаренности» (Д.Б. Богоевленской и В.Д. Шадрикова): «Одаренность –это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Давая ему собственную оценку, авторы отмечают: «В предлагаемом определении удалось отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».[4,36 с.]
Л. И. Ларионова (2007) включает в понятие одаренности три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д. Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативность и духовности личности, а также на положение В.Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью. Можно было бы дискуссировать по поводу правомерности таких аналогий общего понятия одаренности с интеллектуальной активностью и духовными способностями. Но, думается, достаточно указать лишь на то, сколько средств и способов уничтожения человечества было создано безусловно талантливыми людьми.[12, 131 с.]
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и
обеспечивающие ее сферы
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).[Д.Б Богоявленская,7].
Штерн (1900) различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.
В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:
Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя ее «художественной» одаренности.[12, 141 с.]
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [11, с. 76].
Также к видам одаренности можно отнести следующие виды:
a) Художественная одаренность: этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
б) Общая интеллектуальная и академическая одаренность: главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной [8, с. 201].
в) Творческая одаренность: прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано [9, с. 59].
Вместе с тем исследователи
показывают, что дети с творческой
направленностью нередко
г) Социальная одаренность: определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Перечисленные виды одаренности
проявляются по-разному и
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
— актуальную одаренность;
— потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
— явной одаренности;
— скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
По критерию «широта проявлений
в различных видах
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Информация о работе Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства