Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 05:52, реферат
Краткое описание
Рассматривая исторические данные, связанные с методами обучения нельзя не отметить тот факт, что интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Например, уже в 11 веке высокой степени развития достигает миниатюра и книжная графика. Именно тогда почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы.
Содержание
Введение………………………………………………………………........... 3 Глава I. Методика преподавания рисования А.П. Сапожникова……………………….. ……………………………………….. 4 1.1. Биография А. П. Сапожникова…………………………………………. 9 1.2. Особенности методики преподавания А.П.Сапожникова……………….. 10
Глава II. Система А.П. Сапожникова……………………………………………………………………...12
2.1. Курс рисования 1………………………………………………… …... 14
2.2. Курс рисования 2………………………………………………………………………………. 21 Заключение…………………………………………………………………. 28 Литература…………………………………………
Институт искусств. Кафедра
изобразительного искусства.
Реферат.
На тему: «Методика преподавания рисования
Сапожникова А.П.»
Выполнил:
студент 2-го курса ,
очное отделение
факультета изобразительного искусства
Студеникин В.В.
Проверил: Научный руководитель,
Доцент кафедры ИЗО
Мигалева С.Ш.
Майкоп 2013 г
Содержание:
Введение………………………………………………………………...........
3
Глава I. Методика преподавания
рисования А.П. Сапожникова………………………..
……………………………………….. 4
1.1. Биография А. П. Сапожникова………………………………………….
9
1.2. Особенности методики
преподавания А.П.Сапожникова………………..
10
Глава II. Система А.П. Сапожникова……………………………………………………………………...12
2.1. Курс рисования 1…………………………………………………
…... 14
2.2. Курс рисования
2……………………………………………………………………………….
21
Заключение………………………………………………………………….
28
Литература………………………………………………………………….
28
Введение.
Рассматривая исторические
данные, связанные с методами обучения
нельзя не отметить тот факт, что интерес
к рисованию как к учебной дисциплине
на Руси возник очень давно. Например,
уже в 11 веке высокой степени развития
достигает миниатюра и книжная графика.
Именно тогда почти во всех рукописных
книгах мы находим рисунки и рисованные
заглавные буквы.
В России рисование впервые появляется
как общеобразовательный предмет в начале
17 века. Ссылаясь на исторические сведения,
именно в этот период на рисование начинают
смотреть как на одно из средств, которое
способствует развитию образного представления
и умений, в связи с этим его можно применить
в любой профессии. В связи с этим, в 1715
году рисование было включено в число
учебных предметов в Морской академии.
Со второй половины 19 века вопросам методики
преподавания начинают уделять особое
внимание не только выдающиеся художники-педагоги,
но и рядовые учителя школ. Они понимали,
что без специальной подготовки нельзя
успешно вести педагогическую работу.
Русская Академия художеств - второй половины
XVIII — первой половины XIX века была одной
из лучших школ рисунка. Она стала и центром
методической работы в России. В Академии
художеств зарождались и утверждались
новые методы преподавания рисования
для целой сети учебных заведений. Так,
постоянно держала связь с академией Арзамасская
школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением
академии была школа А. Г. Венецианова;
«Курс рисования» А. П. Сапожникова для
общеобразовательных школ также был апробирован
академией. Это был первый учебник для
общеобразовательных учебных заведений,
составленный русским художником.
Ценность метода Сапожникова заключается
в том, что он основан на рисовании с натуры,
причем это не просто копирование натуры,
а анализ формы. Сапожников поставил своей
целью приучить рисующих с натуры мыслить,
анализировать, рассуждать. Эти пособия
содействовали распространению рисования
как общеобразовательного предмета, так
как были предназначены любителям и учащимся
общеобразовательных школ.
Итак, к середине XIX века русская школа
академического рисунка достигает небывалой
высоты, серьезное внимание здесь уделяется
вопросам методики преподавания рисования,
совершенствованию техники и технологии.
Многое сделали в этом направлении такие
замечательные художники-педагоги, как
В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, А. П. Сапожников.
Вопросами методики обучения рисунка
начинают заниматься и отдельные художники
— А. В. Ступин, А. Г. Венецианов, которые параллельно
с академией создавали школы и разрабатывали
свои методы воспитания художников. Рисунок
и методы его преподавания получают самое
широкое распространение в России. Уже
с 1804 года рисование вводится в число обязательных
предметов во все училища и гимназии. В
1825 году в Москве открывается Училище
технического рисования со специальным
отделением, на котором должны были готовиться
учителя рисования и черчения. В 1843 году
Министерство народного просвещения издает
циркулярное предложение о замещении
должностей учителей рисования и черчения
выпускниками Строгановского училища.
В помощь учителям общеобразовательных
школ издаются различные пособия и руководства,
среди которых труд Г. А. Гиппиуса. Это был
капитальный труд в области методики преподавания
рисования. Таким образом, была подготовлена
хорошая почва для дальнейшего развития
и усовершенствования методики обучения
рисунку, как в специальной художественной
школе, так и общеобразовательной..
Методика преподавания
рисования А.П. Сапожникова.
. В 1834 году А. П. Сапожников издал
«Курс рисования». Это был первый учебник
для общеобразовательных учебных заведений,
составленный русским художником. Учебник
переиздавался затем много раз, последнее
его издание—1889 года. В предисловии к
изданию 1879 года автор писал: «...цель, с
которой учреждены рисовальные классы
в большей части учебных заведений, состоит
не в том, чтобы сделать из учащихся художников,
но в том, чтобы развить в них способность
изображать на бумаге видимые предметы
понятно и правильно» Курс рисования
А. П. Сапожников начинает со знакомства
с различными линиями, потом знакомит
с углами, после чего идет освоение различных
геометрических фигур. Прежде чем приступить
к рисованию объемных предметов. Сапожников
предлагает продемонстрировать перед
учащимися с помощью специальных моделей
законы перспективы, опять начиная с линий,
затем переходя к различным поверхностям
и, наконец, к геометрическим телам. Далее
идет знакомство с законами светотени,
также при помощи показа моделей. Когда
рисование простых геометрических тел
хорошо освоено, Сапожников предлагает
переходить к рисованию сложных тел: сначала
даются группы геометрических тел, затем
постепенно идет усложнение заданий вплоть
до рисования гипсовых голов. Для показа
конструкции человеческой головы автор
предлагает пользоваться специально изготовленной
им проволочной моделью, которая должна
постоянно находиться рядом с гипсовой
головой, в аналогичном повороте и положении.
Вторая часть «Курса рисования» посвящена
рисованию человеческой фигуры, а также
некоторым правилам композиции.
Пособия и руководства по рисованию, которыми
пользовались в общеобразовательных учебных
заведениях, были предназначены в основном
для специальных художественных заведений
и начинающих художников. Для общеобразовательных
школ требовалось иное направление.
Сапожников Андрей Петрович
по-новому подошел и к методике преподавания
рисования. Он поставил своей задачей
приучить рисовальщиков во время работы
мыслить, рассуждать, анализировать. Этой
цели и служила серия моделей из проволоки
и картона, которые помогали учащимся
понимать строение формы предмета, явления
перспективы и законы светотени (рис. 49,
50). Немалую роль в этом деле сыграли его
занятия с Шебуевым, вместе с которым он
изготовил анатомические муляжи.
49. А. П. Сапожников. Прибор
для демонстрации
явлений перспективы: а) квадрата,
б) окружности
50. А. П. Сапожников. Прибор
для демонстрации явлений светотени
Метод преподавания рисования,
предложенный Сапожниковым, произвел
переворот в учебно-воспитательной работе.
Обучение рисованию во всех общеобразовательных
учебных заведениях до выхода пособия
Сапожникова проходило исключительно
по книге Прейслера, причем царило сплошное
копирование с оригиналов. Рисованию с
натуры почти не уделялось внимания, а
над методом раскрытия отдельных положений
реалистического рисунка никто серьезно
не задумывался.
Сапожников указывал, что лучшим
средством помочь ученику правильно построить
изображение формы какого-либо предмета
является метод ее упрощения в начальной
стадии рисования. Вначале ученик должен
определить геометрическую основу формы
предмета, а затем уже переходить к уточнению.
«Одним из таких способов является способ
разложения любого из видимых предметов
на простейшие геометрические фигуры,
каковы треугольники, четырехугольники
и тому подобное, — писал Сапожников. —
Нет животного, птицы, насекомого, цветка,
растения, формы которых, в общем, не могли
быть окованы сказанными фигурами; нет
почти случая, где фигуры эти не послужили
бы остовом для описания около последнего
подробностей контура данного предмета»
По мнению Сапожникова, учитель
должен не столько выправлять рисунок
ученика, сколько объяснять его ошибку
словесно. «Обучающий должен поправлять
рисунки учеников словами и уметь доводить
учеников вопросами до того, чтобы они
по собственному соображению могли правильно
направлять каждую из поставленных перед
ним новых моделей, следующих одна за другой
по порядку преподавания». Для достижения
этой цели и служат методические модели.
Модели у Сапожникова служат не для срисовывания,
а для раскрытия закономерностей строения
натуры. Они находятся рядом с натурой
и помогают ученику разобраться в особенностях
конструкции формы. Так, при рисовании
гипсовой головы Сапожников предлагает
пользоваться проволочной моделью: «Быв
поставленная рядом и в том же повороте
с гипсовою головою, служащею для образца,
она может пояснить перспективное изменение
частей, ее составляющих»[ рис. 51).
51. А. П. Сапожников. Конструктивная
модель головы
Положительные моменты методики
преподавания А. П. Сапожникова не потеряли
своей значимости и в наше время.
«Курс рисования» Сапожников
начинает со знакомства с различными линиями,
затем углами, после чего идет освоение
различных фигур. Прежде чем приступить
к рисованию объемных предметов, Сапожников
предлагает продемонстрировать учащимся
с помощью специальных моделей законы
перспективы, опять начиная с линий, затем
переходя к различным поверхностям и,
наконец, к геометрическим телам.
Законы распределения света
на поверхности формы предметов Сапожников
также объяснял с помощью наглядных методических
пособий. Это белые, согнутые различным
образом картонки, а также картонки, поставленные
в различных положениях по отношению к
падающему свету, служащие для наблюдения
света, тени, полутени, рефлексов и падающих
теней. Освещение круглых тел объясняется
точно так же, как и многогранных. Рисующий
представляет себе для этого только грани,
постепенно все уменьшающиеся по своей
ширине до тех пор, пока они не сольются
в одну поверхность.
Заканчивалась первая часть
«Курса...» рисованием головы человека.
Вторая часть «Курса...» посвящена рисованию человеческой
фигуры, а также некоторым правилам композиции.
Сапожников эту часть считал дальнейшей
ступенью в обучении рисованию, а также
в последующем приобщении любителей искусства
к творческо-композиционной работе. Однако,
несмотря на лаконизм и краткость изложения
учебного материала, эта часть «Курса...»
вышла за пределы тех скромных задач, которые
ставил перед собой Сапожников. Она была
приемлема не только для самодеятельных
художников, но и для художников-профессионалов
и в дальнейшем стала использоваться как
учебное пособие в специальных художественных
учебных заведениях. Поэтому в первых
изданиях эта часть начиналась с XX главы,
а в последующих — с I главы как самостоятельное
учебное пособие для художников.
Изложение материала во второй
части пособия начинается со знакомства
с размерами человеческого тела и скелетом.
Сапожников пишет: «Основою человеческого
тела служат кости, соединенные в своих
сочленениях и составляющие общую связь,
называемую скелетом…Длина
костей взрослого человека не изменяется,
полнота же и худощавость тела его зависят
от увеличения и уменьшения объема мускулов,
следовательно, что при размере человеческого
тела, правильнее принять в основание
положение и пропорцию его костей». Фигуру
человека Сапожников, как и Лосенко, разбивает
на 30 частей. Единицей измерения служит
высота стопы — «вышина следка» (рис. 52).
52. А. П. Сапожников. Пропорции
фигуры человека
Глава «Об основных точках человеческого
тела» повествует об узловых пунктах (точках),
на которые рисовальщику надо обратить
особое внимание, так как они являются
основными ориентирами, в каком бы положении
тело человека ни находилось. «Зная сущность
и необходимость основных точек,—
говорит Сапожников, — для верного изображения
положения целой фигуры человека, надобно
с подробностью рассмотреть их на каждом
члене и, вместе с тем, указать на зависимость движения этих
членов».
В главе «Равновесие человеческого
тела» Сапожников знакомит рисовальщика
с законами равновесия тел (статикой) и
правилами изображения человеческой фигуры
в движении (рис. 53, 54). Автор наглядно показывает,
как надо устанавливать ось равновесия:
вертикаль должна пройти от яремной ямки
к середине расположения пяток, если фигура
опирается на две ноги; если фигура опирается
на одну ногу, то вертикаль соединяет яремную
ямку и середину пятки, на которую опирается
человек. В последнем случае надо учитывать,
что кости таза сместятся в сторону той
ноги, на которой человек стоит. Оси плечевого
и тазобедренного суставов также изменят
свое направление: ось таза от ноги упора
пойдет книзу, а плечевого пояса — в противоположную
сторону. «Художнику, копирующему натурщика
(который в постановке своей невольно
должен сохранить равновесие), можно ограничиться
знанием простейших начал статики; они
необходимы для руководства в рисунке,
потому что облегчают понятие о равновесии
человека и определяют с точностью движение
и постановку его фигуры»
Заканчивается раздел рисования
человеческой фигуры методическими указаниями
для преподавателей, где автор подчеркивает
важность активизации познавательной
деятельности учащегося во время рисования
с натуры: «Обучающий, становя натурщика,
указывает на положение всех частей его
тела, которые определяются основными точками,
объясняет постановку фигуры
и линию центра тяжести,
посредством нескольких отвесов.
Художник, рисующий наглядно, никогда
не будет в состоянии судить правильно
о своем рисунке. Не рассуждая о проведенных
чертах, не зная, какие точки на теле
могут служить основанием для
первоначального очертания фигуры, такой
художник беспрестанно будет делать грубые
ошибки против здравого смысла. Давно
уже сказано, что «надо рисовать головою,
а не руками»
53. А. П. Сапожников. Законы
равновесия
54. А. П. Сапожников. Законы
равновесия
Заканчивается
«Курс рисования» разделом «Сочинение
картин», в котором автор знакомит учащихся
с некоторыми правилами перспективы, необходимыми
при создании картин, после чего следует
изложение основ композиции. Здесь Сапожников
как бы предвосхищает будущее расширение
видов занятий изобразительным искусством
на уроках рисования в общеобразовательных
школах (в частности, тематическое рисование).
Навыки в рисовании не только
дают необходимую подготовку человеку
для успешной работы в различных специальностях,
но и содействуют развитию творческой
мысли, что также крайне необходимо человеку
в жизни. «Художник, выучившийся правильно
рисовать с натуры человеческую фигуру
в различных положениях, выучился только
еще одной азбуке. Ему надобно от простого
изображения предметов, как они есть в
природе, перейти в область фантазии. Расстояние
между писцом, переписывающим рукопись,
и писателем творящим (т. е.
излагающим свои идеи языком изящным),
точно то же как и между рисовальщиком, копирующим человеческую
фигуру, и живописцем, производящим картину»