Мифопоэтика средового восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:31, реферат

Краткое описание

Цели:
Изучить тему «Мифопоэтика средового восприятия» для расширения базы теоретических знаний в сфере дизайна и на основе изученного составить инфографическую модель.
Задачи:
1. Изучить термин мифопоэтика и его характеристики
2. Изучить аспекты средового восприятия
3. Изучить особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды
4. На основе изученного рассмотреть мифологемы, архетипы и стереотипы Санкт-Петербурга

Содержание

Введение.................................................................................................3
Мифопоэтика средового восприятия............................................................5
Структурные особенности мифопоэтической модели мира.......................5
Эмоциональный потенциал архетипов..................................................7
Мифологемы средового восприятия......................................................9
Особенности эмоционально-чувственного переживания городской
среды......................................................................................................12
Мифологемы, архетипы и стереотипы Петербурга.............................14
Заключение.............................................................................................17
Список используемой литературы........................................................18
Приложение............................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

мифопоэтика.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тольяттинский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мифопоэтика средового восприятия

По дисциплине «Теория и методология дизайна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила Костанди Ю.В.

                                                                      Группа Дизб-1101

                                                                      Принял Котельников Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2013

Содержание

 

 

Введение.................................................................................................3

 

Мифопоэтика средового восприятия............................................................5

 

Структурные особенности мифопоэтической модели мира.......................5

 

Эмоциональный потенциал архетипов..................................................7

 

Мифологемы средового восприятия......................................................9

 

Особенности эмоционально-чувственного переживания городской

 

среды......................................................................................................12

 

Мифологемы, архетипы и стереотипы Петербурга.............................14

 

Заключение.............................................................................................17

 

Список используемой литературы........................................................18

 

Приложение............................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предметно-пространственная среда — специфический объект дизайнерского проектирования. Разработка нового подхода к созданию средового объекта была обусловлена прежде всего тем, что переживание его человеком отличается от преимущественно рационального восприятия отдельной вещи, например, рабочего инструмента или даже модного аксессуара, указывающего на принадлежность его владельца к определенной социальной или субкультурной группе. Восприятие человеком вещи связано с фиксированием на ней внимания, а уже одно это частично выводит его из-под бессознательной в духе «двадцать пятого кадра» подверженности влиянию объекта на его эмоциональный строй. Но для того чтобы в процессе проектирования дизайнер имел возможность соотнести себя со передовым субъектом», ощутить его ожидания, активно сопереживать ему, необходимо понимать источник своеобразия восприятия среды.

Однако если такое отличие и существует, и мы его определим, все равно ведь не только переживание любой среды, но и любое переживание среды индивидуально, специфично! Так в чем же черпает отвагу дизайнер, пытаясь вообразить себе ощущения и переживания моделируемого им «средового субъекта», который наверняка отличается от него самого? Как вообще возможно идентифицироваться с адресатом своего проекта настолько, чтобы это пересилило принципиальную субъективность переживания среды?! Но не содержится ли в самом своеобразии средового восприятия каких- либо свойств, обобщающих психологические индивидуальности отдельных случаев? Иными словами, при всех различиях средового восприятия, при всей его вариативности — нельзя ли найти некоего инварианта, того, «что остается неизменным при аннигиляции различий» возможных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: 

Предметно-пространственная среда — главная составляющая в работе дизайнера. Разработка нового подхода к созданию объекта основывается на

эмоциональном потенцияале, на средовом восприятии и на особенностях эмоционально-чувственного переживания. Все эти аспекты немаловажны при создании нового продукта, который должен заинтересовать потребителя.

 

Цели:

 

Изучить тему «Мифопоэтика средового восприятия» для расширения базы теоретических знаний в сфере дизайна и на основе изученного составить инфографическую модель.

 

Задачи: 

1. Изучить термин мифопоэтика и его характеристики

2. Изучить аспекты средового  восприятия

3. Изучить особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды

4. На основе изученного  рассмотреть мифологемы, архетипы и стереотипы Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мифопоэтика средового восприятия

 

Восприятие человеком вещи связано с фиксированием на ней внимания, а уже одно это частично выводит его из-под бессознательной в духе ≪двадцать пятого кадра≫ подверженности влиянию объекта на его эмоциональный строй. Но для того чтобы в процессе проектирования дизайнер имел возможность соотнести себя со передовым субъектом≫, ощутить его ожидания, активно сопереживать ему, необходимо понимать источник своеобразия восприятия среды.

Однако если такое отличие и существует, и мы его определим, все равно ведь не только переживание любой среды, но и любое переживание среды индивидуально, специфично! Так в чем же черпает отвагу дизайнер, пытаясь вообразить себе ощущения и переживания моделируемого им ≪средового субъекта≫, который наверняка отличается от него самого? Как вообще возможно идентифицироваться с адресатом своего проекта настолько, чтобы это пересилило принципиальную субъективность переживания среды.

Новое понимание объекта проектирования, вызрело в отечественном дизайне на основе развивающихся в науке экологических и системных представлений, которые в 70-е — начале 80-х годов уже стали заметным культурным явлением. Однако интеллектуальная питательная среда для утверждения новой проектной парадигмы одним этим не исчерпывалась. Одновременно с системными исследованиями тогда же в нашем культурном обиходе появляются многочисленные, вызывающие живейший интерес публикации по вопросам структурной антропологии.

 

Структурные особенности мифопоэтической модели мира

 

Модель мира, как она сложилась в сознании древнего человека, называется мифопоэтической, поскольку характеристики ее, отразившиеся в мифах всех народов, ее образы и сюжетные ходы — все предельно метафорично и символично, а эти качества составляют суть поэтического текста, основу поэтики. Мифопоэтическая модель мира восстанавливается на основании данных палеонтологии, сведений по этнографии современных архаических коллективов, из анализа пережиточных элементов в сознании современного человека. Она реконструируется на основании иррациональной символики сновидений, при изучении психических процессов, сопровождающих художественное творчество. Во всех этих источниках могут быть найдены архаические структуры сознания, несущие информацию о первобытном способе восприятия мира. В таком восприятии из целостного представления о мире еще не вычленяются современные способы его постижения: философский, научный, религиозный и художественный, — в мифологическом сознании все они еще слиты воедино. Такое, не разъятое, состояние постигающего мир ≪мыслечувствования≫ обладает колоссальной

эмоциональной силой, оно протекает в образной форме и синкретично,

то есть изначально целостно. Для мифологического сознания специфичным оказывается восприятие уже таких фундаментальных категорий реальности, как время и пространство.

Исследования, посвященные специфике восприятия мира архаическим сознанием, привлекают особое внимание части дизайнеров-культурологов. Парадоксальность отмеченных в предыдущей главе проблем, которые ставит перед исследователем средовой объект, снимается помещением этого объекта в смысловой контекст мифопоэтического постижения мира, сближением средового поведения человека с механизмом древнейших структур его сознания. Архаический человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстраненная позиция наблюдателя — плод более позднего сознания. Эмоционально включенный в среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает ее как естественное продолжение самого себя. Полнейшая ≪растворенность≫ его в среде распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе ≪средового≫ восприятия лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность.

Для мифологического сознания специфичным оказывается восприятие уже таких фундаментальных категорий реальности, как время и пространство.

Пространство мыслится не равномерным и гомоморфным, как в рационализированной картине мира, оно образует отдельные освоенные пространственные локусы, наделенные образом и смыслом, за пределами которых простирается неосвоенная, как бы несуществующая для чувств и разума пустота. Такое пространство называется лоскутным: тот локус, где происходят значимые для героя события, подробно описан, детализирован, но перемещения героя до начала следующего события остаются лишенными какого-либо представимого образа. Мифологическое пространство качественно разнородно, то есть зависит от того, что в нем происходит. В архаических структурах сознания следует искать и причину эмоциональной окрашенности

таких, казалось бы, нейтральных, геометрических по сути понятий, как

≪горизонталь≫, ≪вертикаль≫, ≪перекресток≫ и т. п., когда они становятся характеристиками пространства.

Время в мифопоэтической модели мира — это тоже не отвлеченная философская категория, не безразличная для человеческих чувств длительность, здесь оно обретает черты субъективного переживания. Такому, чувственному  времени присуща определенная эмоциональная окраска, в зависимости от ситуации оно может обладать различной степенью насыщенности или скоростью протекания. Так, в параллельно развивающихся ситуациях возможно как убыстрение времени, так и его замедление. Реальная ситуация в процессе своего развития провоцирует особое переживание времени в единстве его с пространством и происходящими в этом времени-пространстве событиями. Особой ≪мифо-логике≫ присуще свойство, называемое диффузностью. Оно заключается в нерасторжимости в мифологическом сознании представлений, привычно рассматриваемых нами как несводимые друг к другу. Так, для архаического

сознания:

•вещь неотделима от обозначающего ее слова;

•существо —от его имени;

•часть —от включающего ее целого;

•происхождение явления (то есть начало) тождественно его сущности (то есть

принципу существования) и т. д. Для проектировщиков же средовых объектов наиболее существенна диффузия таких понятий, как:

•пространство, выступающее в единстве со временем;

•субъект, нераздельный с объектом;

•форма, неотделимая от ее содержания;

•предмет, нерасторжимый с фиксирующим его знаком и т. п.

Но это свойство ≪диффузности≫ оказалось важным не только для средовых дизайнеров, но и для специалистов, практикующих в сфере информационного дизайна и создающих объекты, существующие

в виртуальном пространстве. Самое сложное, трудное и непривычное для него, но и необходимое для решения поставленной задачи — это заранее, еще до начала систематической работы над объектом интеллектуально постичь и чувственно ощутить особое пространство-время, всю образную систему будущего дизайн-объекта. Еще до того, как будут проведены поиски текстового или изобразительного материала, участвующего в формировании нового произведения, до того, как будут продуманы сюжет и драматургия документа, необходимо выстроить в своем воображении этот хронотоп, уже вместивший в себя весь еще не существующий документ. У медиадизайнеров должно развиваться предварительное знание обо всем своем произведении, предвосхищающего профессиональную работу по подбору материалов, продумыванию композиции и т. п. Итак, в поисках целостной модели мира научная мысль, преодолевая этап анализа и скептицизма (царивших в передовых умах на протяжении XVIII и IX веков), на новом витке своего развития стремится к достижению синтетичности.

 

Эмоциональный потенциал архетипов

 

В сознании каждого современного человека, помимо сугубо рациональных структур, содержится также слой ≪индивидуального бессознательного≫. Его составляют забытые впечатления жизни, вытесненные из активной памяти страхи, вновь погрузившиеся в подсознание сновидения и т. п.

Наличием психических структур объясняется отмечаемая у большой

группы людей общность представлений о том, что недопустимо, а что приветствуется, что стыдно, а что является благородным поступком. Оказалось, что дело не сводится к социально обусловленным реакциям, зависящим от воспитания отдельной личности, но вся система интеллектуально-духовных и нравственных ценностей закреплена на таком глубочайшем уровне, что никакое ≪перевоспитание≫ не способно изменить ее значений. Попытки же пересилить бессознательные установки психики способны привести лишь к тяжким для здоровья последствиям. ≪Коллективное бессознательное≫, этот доличностный, доиндивидуальный слой психики, определяет его носителя как принадлежащего определенной культуре и активно присутствует в психике современного человека, знакомого с философией и наукой, руководит его эмоциями, реакциями, а часто и его поведением. ≪Глубинные "слои" психэ теряют свою индивидуальность по мере того, как отступают все дальше в темноту≫ [цит. по 63, с. 463], что и позволяет находить в них  инварианты средового восприятия, средового поведения.

Сам по себе архетип — еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании ≪кристаллической

решеткой≫. Однако по мере того, как такие образы и представления

оформляются, восприятие их сопровождается, по утверждению К. Г. Юнга, необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны                                                     впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность сознания необходим ≪насыщенный раствор≫ жизненных впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал. К. Г. Юнг показал, что все перечисленные  ниже явления имеют под собой одну и ту же природу, один исконно образный символический язык человеческого воображения:

•дошедший до нас архаический миф;

•творческая фантазия современного художника;

•совершенно бессознательное фантазирование в сновидениях;

•метафорическое поэтическое высказывание.

≪Понятие архетипа... вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы,

Информация о работе Мифопоэтика средового восприятия