Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:08, реферат
Модерн «новый стиль» - так чаще всего именовали современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1880-1910-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с исканиями этой эпохи, в различных странах называвшееся по-разному, противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов.
Основные идеи модерна воплотил в своем творчестве известный художник, создатель группы «Сецессион» в Австрии - Густав Климт.
Модерн «новый стиль» - так чаще всего именовали современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1880-1910-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с исканиями этой эпохи, в различных странах называвшееся по-разному, противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов.
Основные идеи модерна воплотил в своем творчестве известный художник, создатель группы «Сецессион» в Австрии - Густав Климт.
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион». В своих портретах и мифологических композициях Климт дает прямолинейный вариант соотношения реального и условного. Климт, соединяя натуралистично трактованные лица и тела героев с декоративно интерпретированной плоскостью фона или одежды. В фоне зачастую накладываются листы золота, меди или латуни, что еще больше подчеркивает контраст условного и реального. В некоторой мере эта двойственность характеризует живописные полотна стиля «модерн».
Искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и кораллов. С его живописью связывают «золотое время» модерна.
Благодаря модернизму художники вышли за рамки традиционного реализма, открыв принципиально новое. Художники эпохи модерна в большинстве своем имели разные идеи, но одну цель — запечатлеть свои чувства и переживания своеобразно и впечатляюще в их новой живописи. Основные черты модерна, в огромном количестве проявлений удивительно разнообразили живопись XX века.
14 июля 1862 года в Баумгартене, близ Вены, родился Густав Климт.
Густав Климт окончил венскую Школу декоративного искусства, где его учителем был Фердинанд Лауфбергер. Первые работы Климта были исполнены в традиционной академической манере, для которой характерна натуралистическая трактовка деталей – это эскизы плафонов и занавеса для театров в Карлсбаде, Райхенберге, Бухаресте. В это время Климт работает вместе со своим братом Эрнстом и одногруппником Францем Мачем (1861-1942), они вместе участвовали в создании росписей в венском Бургтеатре. Эта роспись плафонов двух больших лестниц, рассказывающая об истории театра. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, близкие работам бельгийца Ф. Кнопфа (1858-1921) и ставшие основными в его творчестве, четкий силуэт и склонность к орнаментализму.
Густав Климт в 1897 году основывает «Сецессион» и становится его избранным президентом. Затем «Сецессион» делается стилем многих художников, характерными особенностями которого для живописи были мозаичная многоцветность и крайняя орнаментальность, для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Лето 1897 года он проводит вместе со своей спутницей, Эмилией Флёге, в районе Каммер на озере Аттерзее, где работает над первыми пейзажами.
Климт показывает лишь в 1900 году на выставке Сецессиона первую работу, выполненную в рамках выполнения полученного заказа на оформление Венского университета. Картина называлась «Философия». За ней должны были последовать «Юриспруденция» и «Медицина». «Философия» вызвала споры. Восемьдесят семь профессоров университета обратились в Министерство образования с письмом, обвиняющим Климта в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм», и требующим отозвать у него заказ. В том же году эта картина получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Именно в эти годы творческого пути происходит так называемый «золотой период» творчества Густава Климта. В «золотой период» является самым успешным для Климта – получивший это название благодаря использованию художником иконописной техники золочения. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво.
Выйдя в 1906 из Сецессиона, Климт основывает новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле.
В этот период, когда многие из художников пробовали себя в качестве писателей, знакомя с особенностями своего творчества, Климт очень мало писал о своем видении искусства и своих методах. Но в сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины. Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи. Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».климт портрет
Творчество Густава Климта отражает две противоположные тенденции в австрийской живописи конца XIX века: традиционную историческую живопись в различных ее формах (К. Раль, Х. Макарт) и импрессионизм, близкий к французской пленэрной живописи. Кроме того, на протяжении всего своего творческого пути Климт постоянно обращался к символическим картинам с множеством персонажей, при этом основное внимание он уделял монументальным пейзажам и портретам. Эти факторы определяют модернистическое течение в живописи Густава Климта.
Пейзажи Климта, к этому жанру художник впервые обратился в 1897 году, расположены на плоской поверхности, подчеркивающей архитектоничность композиции. Ранние его работы исполнены в реалистической манере, позже появляется тонкий и изысканный разрыв плоскостей и асимметричная композиция. Краски наносятся пуантилистскими мазками, палитра становится более интенсивной. Эта новая, «молекулярная» живопись характерна для таких пейзажей Климта, как «Парк» (1910). Изображая природу, он, таким образом, стремится передать ее органическую жизненную силу.
Большего успеха Климт добивается, работая над портретными и сюжетными композициями. Климт в работах соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, вводил в картину смальты, майолику, медь и латунь, а иногда использовал камни и кораллы, именно этим усовершенствуя и прославляя новое искусство и свою живопись. Климт, по мнению многих авторов, один из первых, кто так гармонично сплел воедино непостоянство сверкающих нарядов с блеском женщины, ее душевной и физической красотой. Он достиг того, что на его картинах существуют два мира: мир эротического тела и мир узора, но никто не получает первого места, все едино. Тело, становясь еще более прекрасным от орнаментов вокруг, дает жизнь каждому штриху узора, еще больший блеск золоту, яркость и насыщенность цветам.
К стилизации добавляются мотивы, заимствованные из средневекового, византийского и восточного искусства. Натуралистически изображенные лица и руки становятся все более чуждыми тому обилию элементов, в который погружает их художник. Огромное количество рисунков и эскизов свидетельствует о напряженной внутренней жизни художника и о том, насколько его занимала проблема видения природы и мира. Однако монументальные картины Климта производят совершенно противоположное впечатление, это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит зрителя к игре орнаментальных форм.
Особой в выразительном отношении считается картина Густава Климта «Поцелуй»(1907-1908). «На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит - символ роскоши и декадентства».
Позже он пишет две картины для Дессю-де-Портов в Музыкальном салоне во дворце мецената Николауса Думбы: «Аллегория музыки» и «Шуберт за роялем» (1898-1899). Постепенно в его произведениях исчезает традиционная светотень и уступает место нейтральному освещению. Густав Климт на протяжении всего творчества оставался верен этим тонким силуэтам с легкими, но вместе с тем твердыми контурами. Подобные черты можно видеть и в «Портрете Сони Клипе» (1898). В это время проявилась и другая особенность искусства Климта – композиционная асимметрия, придающая картинам художника некоторый «восточный дух», в чем и отражается искусство «Сецессиона». Искусство двухмерных плоскостей, стремящееся объединить живопись и архитектуру, является главным вкладом Климта в возрождении монументальной живописи.
Климт больше предпочитал писать женщин, чем мужчин - мужские фигуры довольно редко встречаются на его картинах и служат в них в основном живым фоном. «Томный взгляд, изящно сложенные пальцы рук, наряды, сотканные из множества деталей - глядя на них снова и снова, улавливаешь что-то новое. Все это составляет неподражаемый образ роковой женщины, созданный Густавом Климтом». «Скорее всего, именно такими были средневековые ведьмы, изящные, тонкорукие, но имеющие во взгляде ту необузданную силу, что притягивает и отпугивает одновременно».
«Даже в легких белоснежных портретах девушек из Венского света, таких, как «Портрет Герты Фельшвани» и «Портрет Сирены Ледерер», чувствуется бьющаяся энергия молодых тел, словно они жаждут вырваться из-под своих одеяний и кисти мастера, ворваться в бурную жизнь Вены. Их темные глаза прикрыты, но в них сверкает энергия жизни, фантазии. Нежные пальцы рук, кажется, готовы распрямиться и разорвать оболочку покоя прямо у нас на глазах. Климту, как никому другому из его современников, удалось передать энергию в бездвижье портрета» .
Излюбленным мотивом в творчестве была сильная, властная женщина. Климт нашел в Юдифи обобщающий символ правосудия, которое женщина творит над мужчиной, искупающим смертью свою вину. Чтобы спасти свой народ, Юдифь соблазнила вражеского полководца Олоферна и отрубила ему голову. Ветхозаветная героиня — прекрасный пример храбрости и решительности, служащая идеалом. «Практически все произведения Климта пронизаны лучами чувственной, а порой, по выражениям многих, слишком откровенной эротикой. Климта нередко обвиняли в откровенности или даже в порнографии, в том, что он выносит на широкий круг зрителя то, о чем многие не осмеливались даже заговорить. Но фурор, произведенный картиной «Поцелуй», затмили все. Климт доказал, что и прикрытые платьем чувства оставляют неугасающий след. Хотя, быть может, картина заслужил такую высокую оценку у зрителей потому, что в это произведение были вложены чувства истинной любви и счастья».
Для сохранения видимости, подчиняясь общественным условностям, Климт мог не писать женщин обнаженными. Он наряжал их в фантастические одежды, но, прикрывая наготу, привлекал к ним гораздо больше внимания».
У женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение лица: они взирают на мир и на мужчину меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта проявилась здесь одновременно с величественными позами героинь. Его эклектизм позволял ему творить в стиле то Диего Веласкеса, то Фернана Кнопфа. От одного он воспринял манеру писать очертания подбородков и пышные прически, от другого — основные характеристики роковых женщин.
«Манера Климта работать в духе равеннских мозаик внушала уважение, а от истинного содержания внимание отвлекало обилие деталей: ниспадающие волосы, стилизованные цветы, геометрический декор, экстравагантные шляпы или огромные меховые муфты. Однако эти атрибуты усиливали эротическое сияние, которое излучала женщина в центре картины. Перед тем как одеть женщин на своих картинах, Климт писал их обнаженными. Холст «Невеста»(1915), так и оставшийся незаконченным, после его смерти выдал этот секрет. К тому же экзотический Восток, с его удивительными птицами, зверями, растениями и людьми, был включен в декоративное убранство. Последние работы художника, композиция которых часто была выстроена в виде пирамиды, наполнены кривыми линиями и спиралями, волшебными водоворотами и светом, выделяющим фигуры. Только что созданный воображаемый мир возникал вокруг главных образов, увлекая зрителя вглубь подсознания и лабиринты мыслей».
Заключение
Еще совсем недавно лишь в узких кругах было известно имя художника Густава Климта. Художника, чье видение донесло до нас новый образ женщины. На самом деле творчество Климта знаменует собой апогей венского модерна, бывшего предельным формально обостренным выражением искусства рубежа веков.
Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна потеряло свою значимость сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения, кажется наиболее вероятным, что ошеломляющая новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов приедались. Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной. Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства.
Список литературы
1. Мировое искусство: Направления и течения от импрессионизма до наших дней / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008. – 192 с., ил.
2. Нере Ж. Климт (изд-во Tachen / Арт-родник, 2000 )на
Санкт-Петербург
2013