Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника декупаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:53, научная работа

Краткое описание

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми школьного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

netradicionnye_metody_risovaniya.doc

— 786.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Научная работа

«Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника  декупаж».

 

 

 

 

Выполнила:

учитель ИЗО

 МБОУ СОШ №1

Кречетникова Д.Б.

 

 

 

 

 

 

 

Тульский 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории школьной педагогики проблема творчества всегда была одной  из актуальных. Во все времена нужны  были творческие личности, так как  они определяют прогресс человечества.

Школьный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей  стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и  искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному  составлению сюжетного рисунка  детьми школьного возраста.

На современном этапе развития школьной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми школьного возраста.

Поставленная цель привела  к решению следующих задач:

  1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков. 
  2. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе. 
  3. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

4.       Анализирование основных научно-теоретических положений по технике декупаж.

Для достижения поставленных задач применялись  следующие методы исследования:

- методы теоретического анализа (ретроспективный и сравнительный);

- анализ современного опыта в области декоративно-прикладного искусства.

Актуальность  исследования.

Современное развитие декоративного искусства, характеризующееся 
большим количеством новых технологий создания новых материалов, 
которые позволяют синтезировать различные виды и формы декоративного 
искусства, требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а 
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к 
решению больших и малых задач. Необходимо изучать основные средства решения декоративной композиции, осваивать реалистические закономерности и абстрактные методы создания композиционных структур, т.е. применять     основы     декоративной     композиции.

 

 

 

Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества.

1.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.          

 

Ребенок должен иметь  право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь  в  тюбиках, различный бросовый материал.

Весь этот материал должен находиться  в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в школе, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

От создания образа –  к выбору средств выразительности.

Средства выразительности  подсказывают выбор темы и способа  изображения.

Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь –  это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие

пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных  и пока неизвестных. Избранный мною путь - создание коллажей имеет большое  значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

 Нетрадиционные  методы  рисования  можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и  в  свободное от занятий время. Работая по этой методике, было отмечено, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт  рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему  рисования.

 

1.2. Нетрадиционные методы рисования

Изобразительная деятельность имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Существует множество  приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы. Все дети любят рисовать. Для ребенка это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартное рисование это как раз тот способ, который может внести в ваши занятия с детьми свежую струю. 
        «Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребенок нарисовал быстро, потому что ему еще трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события». 
       Способов нетрадиционной техники рисования много. Самым доступным из них считается рисование пальчиками. 
       Один из необычных приемов - рисование точками. Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост: нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это может быть дождик или снежок. Такой прием можно использовать и с любым другим материалом - пуговицами, пробками. Оставит след и листочек от дерева, шишки, оригинальный отпечаток останется после смятой бумаги. А еще можно сделать самодельные штампы, например, из картофеля. Для этого вырежьте на одной из половинок картофелины какую-нибудь фигурку - звездочку или рыбку. Шлепать по бумаге такими самодельными штампами малышам очень нравится. Кроме того, рисуя такие узоры, дети учатся ориентироваться на листе бумаги, получают первое представление о симметрии. А чтобы такое рисование приобрело какой-то смысл, предложите ребёнку украсить платьице нарисованной куклы, тарелку, зонтик. 
         Еще один замечательный инструмент для создания всевозможных орнаментов - поролоновая губка. Такое рисование тоже полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

 
          Кляксография.

 

Разведите немного краски и покажите ребёнку, как набрать  ее на кисточку и капнуть на половинку  листа. Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем, разглаживаем, а затем разворачиваем и рассматриваем. В результате у вас получится 2 симметричные кляксы. Пофантазируйте, на что похожи ваши кляксы. А потом можно дорисовать отдельные детали и вырезать, чтобы образ стал узнаваемым. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. 
         Можно ставить кляксы и так: налейте жидкой краски в центр листа. А затем пусть ребёнок наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку для коктейля. Это может быть деревце, паучок, в общем, все что угодно.

 
        Листография. 

 

Для этого  метода понадобится лист/листья любых  деревьев. Смазываем лист краской  с двух сторон, кладем на бумагу и складываем пополам. Получается оттиск. Можно использовать для рисования деревьев, даже как части туловища животных и т.д., что вам подскажет фантазия. 
         Разве отыщется на свете ребенок, который не любит волшебство? А кто отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Для такого волшебства нам понадобится лист бумаги, свеча и краски. Сначала рисуем на белой бумаге свечкой какой-нибудь рисунок - елочка, домик или цветочек. Самые маленькие волшебники могут просто почиркать свечой по бумаге. Теперь набираем на широкую кисть побольше краски и покрываем весь лист. Как по волшебству, проявляется рисунок. Такой вид рисования обычно приводит детвору в восторг. И они готовы творить чудеса снова и снова.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится  к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны  думать, что, если рисуем красками, то обязательно  и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки  могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем  выбирается полушерстяная или шерстяная  нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей школьного возраста.

Рисование мелками

Дети любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что, или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом  восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок  изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Информация о работе Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника декупаж