Особенности эмпирического и теоретического языка науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:12, реферат

Краткое описание

Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. Они могут также представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Кристинка.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. К.Д. УШИНСКОГО

Институт  искусств

Художественно-графический  факультет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА НАУКИ

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса, магистр

                                                                 ТЕТЕРИНА Кристина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Одесса – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение;
  2. Языки науки;
  3. Понятия эмпирического и теоретического языка науки. Сравнительный анализ.
  4. Краткая структура эмпирического исследования;
  5. Краткая структура теоретического исследования;
  6. Выводы.

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Научные знания представляют собой  сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают  все новые уровни организации. Они  оказывают обратное воздействие  на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

В своих развитых формах наука предстает  как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины (математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.

Специфика предмета каждой науки может  привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной  науке, могут играть подчиненную  роль в другой. Они могут также  представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что  при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут  резко сузить сферу своего применения.

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.

Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации  знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания.

  1. Языки науки

 

Языки науки – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания. Язык науки – не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в генезисе и развитии языка науки.

Формирование  науки и рационально-теоретического сознания связано с процессами семиозиса, в результате которых претерпевает глубокие изменения исходная семантика донаучного языка. Последняя характеризуется синкретическим единством фиксации некоего «смыслового ядра» с функцией его применения в конкретных ситуациях. Рационально-теоретическое сознание реализует установку на расщепление этого синкретического единства, на выделение в актах рефлексии над стихийным «естественным» языковым поведением этого «смыслового ядра» в явном, артикулируемом и сознательно контролируемом виде, что позволяет также рефлексивно контролировать функцию применения этого «смыслового ядра». Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смысл употребляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением. Как отмечал Эйнштейн, «вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Такое усовершенствование можно интерпретировать прежде всего как специализированную деятельность по разработке смыслов применяемых терминов, в результате которой возникают специфические «конструкты» языка науки.

Деятельность  по разработке смыслов применяемых  в языке науки терминов определяет процесс теоретизации науки, возникновения  все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур науки и в конечном счете научных теорий. Формирующийся теоретический язык науки включает как многочисленные специфически научные термины, не имеющие прямого аналога в донаучном языке, так и термины, заимствованные из обыденного языка, но получившие самостоятельный научный смысл. В обоих случаях семантика теоретических «конструктов» языка науки определяется их связями в контексте соответствующей концептуально-теоретической системы. Для того, чтобы быть выражением реального знания о данном в опыте мире, теоретический уровень должен иметь эмпирическую интерпретацию, т.е. должен быть связан с такими слоями языка науки, которые описывают непосредственно данные в опыте реалии.

Язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории. Между различными подсистемами языка науки, расположенными на различных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и взаимопонимания, которые, однако, не могут быть решены путем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую

Специфическое содержание языка науки может  быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и  своей особой семиотикой, разрабатываемой  уже только в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в языке науки  знаковые средства могут включать элемент  наглядности, визуальной образности (различные  геометрические модели, схемы, графики  и т.д.). Наглядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной  модели, фиксирующей особое научное  содержание. Существенную роль в языке  науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации.

 

  1. Понятия эмпирического и теоретического языка науки. Сравнительный анализ.

 

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление  наблюдений и экспериментальную  деятельность. Поэтому средства эмпирического  исследования необходимо включают в  себя приборы, приборные установки  и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Кроме средств, которые связаны  с организацией экспериментов и  наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины  теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно  было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый  набор свойств и отношений  вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором  признаков. Реальному же объекту  присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

Возьмем, например, описание опытов Био и Савара, в которых было обнаружено магнитное действие электрического тока. Это действие фиксировалось по поведению магнитной стрелки, находящейся вблизи прямолинейного провода с током. И провод с током, и магнитная стрелка обладали бесконечным числом признаков. Они имели определенную длину, толщину, вес, конфигурацию, окраску, находились на некотором расстоянии друг от друга, от стен помещения, в котором проводился опыт, от Солнца, от центра Галактики и т.д.

Из этого бесконечного набора свойств  и отношений в эмпирическом термине "провод с током", как он используется при описании данного опыта, были выделены только такие признаки: 1) быть на определенном расстоянии от магнитной  стрелки; 2) быть прямолинейным; 3) проводить  электрический ток определенной силы. Все остальные свойства здесь  не имеют значения, и от них мы абстрагируемся в эмпирическом описании. Точно так же по ограниченному  набору признаков конструируется тот  идеальный эмпирический объект, который  образует смысл термина "магнитная  стрелка". Каждый признак эмпирического  объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские  средства. Здесь отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В  качестве его основы выступают теоретические  термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными  объектами, абстрактными объектами  или теоретическими конструктами. Это  особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов.

Их примерами могут служить  материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости (здесь происходит абстрагирование от колебаний рыночных цен), идеализированная популяция в  биологии, по отношению к которой  формулируется закон Харди - Вайнберга (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).

Идеализированные теоретические  объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в  реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как  тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее  в себе всю массу тела. Таких  тел в природе нет. Они выступают  как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает  носителем только сущностных связей. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно проявляется через  другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрактных, идеализированных объектов как раз и позволяет решать эту задачу.

Эмпирический и теоретический  типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской  деятельности. На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются  реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные  на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного  объекта); мысленный эксперимент  с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение  от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности средств  и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней  исследователь может иметь дело с одной и той же объективной  реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление  в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между  ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются  в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается  в том, чтобы, расчленив эту сложную  сеть законов на компоненты, затем  воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.

Изучая явления и связи между  ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого  знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения  опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это  всегда знание достоверное. Получение  такого знания требует особых исследовательских  процедур.

Известен, например, закон Бойля - Мариотта, описывающий корреляцию между давлением  и объемом газа: PV = const, где P - давление газа, V - его объем.

Информация о работе Особенности эмпирического и теоретического языка науки