Роль интернета в досуговом общении молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Досуг — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:
Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты досуга общения молодежи.
1.1 Определение понятий «общение», «досуг», «досуговое общение»
Особенности интернет – общения
Психолого-педагогческая характеристика общения людей как социально – демографической группы.
Разработка проекта программы интернет – клуба «Мы вместе»
2.1 Формы досугового общения через интернет
2.2 Программа интернет клуба «Мы вместе» на 1 год
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Роль интернета в досуговом общении молодежи.

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты досуга общения молодежи.

1.1 Определение понятий  «общение», «досуг», «досуговое общение»

    1. Особенности интернет – общения
    2. Психолого-педагогческая характеристика общения людей как социально – демографической группы.
  1. Разработка проекта программы интернет – клуба «Мы вместе»

2.1 Формы досугового  общения через интернет 

2.2 Программа интернет  клуба «Мы вместе» на 1 год

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты досуга общения молодежи.
    1. Определение понятий «досуг», «общение»,

«досуговое общение».

Досуг — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:

Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.

Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.[1]

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации вобласти досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личностимолодого человека.[2]

http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B3/237546.html

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Мнение ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие — социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Свободное время обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел, предоставлен самому себе в выборе занятий.  
В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного, физического и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. 
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.[3]

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.[4]

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».[5]

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.  
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. 
Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. 
Процесс общения (коммуникации), во-первых, состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по двигально-осязательному (кинесико-тактильному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по зрительному каналу (визуальному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. [6]

Досуговое общение - исключительно подвижный процесс. Это объясняется рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень часто меняется состав взаимодействующих лиц. Постоянной трансформации подвержена лежащая в основе общения деятельность: обогащаются ее содержание, состав, движущие силы. В любительских группах весьма интенсивно действует саморегуляция, влияние которой пронизывает все стороны работы и отношений.

Главное здесь - перевести внешние требования на уровень личностных значений, ибо только на этом уровне они начнут действовать в качестве факторов, обуславливающих формирование сознания и организацию поведения людей. При этом добиться такого перевода можно одним путем - надо, чтобы выполнение внешних предписаний обеспечивало человеку то положение в системе межличностных отношений, к которому он стремится.

Совокупность используемых методов может быть представлена следующим образом.

1. Метод формирования  и совершенствования деятельной  основы общения. Используя этот  метод, менеджеры организуют занятия  так, чтобы они побуждали людей вступать во взаимодействие определенного культуросообразного типа.

2. Метод переключения  из одного круга общения в  другой. Суть его заключается  в том или ином торможении  нежелательных взаимосвязей, а также  в практической помощи человеку  в изменении структуры его  контактов.

3. Метод стимулирования  общественного мнения. Через общественное  мнение как важный регулятор  отношений личности с явлениями, процессами и объектами окружающего  мира можно эффективно влиять  на самое главное в системе  этих отношений - отношение человека  к человеку.

4. Метод направленной  работы с лидерами досуга. Педагогическая  эффективность этого метода основана  на подражательной способности  человека и формирующем влиянии  людей друг на друга.

5. Метод непосредственной  корректировки межличностных отношений (показ ущербных сторон сложившейся  системы общения и организация  совместных усилий по ее совершенствованию, участие в урегулировании конфликтных  ситуаций, помощь в изменении  статуса отдельных членов группы).

Основным в методике влияния на процессы общения является методика стимулирования. И это вполне закономерно. Во-первых, регуляция столь специфического объекта связана, прежде всего, с использованием косвенных педагогических воздействий. Во-вторых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. И в-третьих, человек, как основное действующее лицо, выступает в данном случае в роли активного субъекта, строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.[7]

[http://www.planeta-mos.ru/dosugovoe-obshchenie.html]

1.2. Особенности  интернет общения.

Интернет – виртуальный мир, в котором проводят конференции, договариваются о сотрудничестве, даже заключают многомиллионные договоры! Но в то же время Интернет – это огромные возможности для досуга – форумы, чаты, игры, клубы… Ресурсы поистине неисчерпаемы. А самое интересное – с каждым днем новых видов общения с помощью Интернета становится всё больше.  
На сегодняшний день упоминание термина «Интернет» может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым общедоступным средством массовой коммуникации, охватывающей все сферы жизни человека. Широкое вхождение Интернета в нашу жизнь и быт произошло значительно быстрее массового освоения телефона, радио, телевидения. Очевидно, что социальный спрос на Интернет оказался очень высоким. 
Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы. Подобно тому, как Земля населена миллионами людей, Интернет «населяют» миллионы компьютеров, которые благодаря использованию особой системе адресации (IP-адреса) идентифицируют и находят друг друга. Появилось множество «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности. Под реальными личностями понимаются пользователи, которые выходят в Интернет под своим именем и сетевая активность которых такая же, как и в реальной жизни. Например, ученые, деятели культуры или простые люди заводят личные сайты, посредством которых анонсируют и обсуждают события своей личной или общественной жизни. Виртуальные личности именуются псевдонимами, и их биография в Интернете является вымышленной. Возможны вариации, когда под реальным именем публикуются вымышленные истории, когда реальная жизнь спрятана за псевдонимом, или когда одним автором создается сразу несколько личностей (реальная и виртуальные). Мотивом создания виртуальной личности может служить неудовлетворенность, пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в иной – символической реальности для творческого самовыражения, желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито.  
Реальные сообщества и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждениямероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. Примером может послужить форум группы студентов определенного вуза. Участники таких объединений, в основном, знакомы между собой в реальной жизни. Виртуальные сообщества и группы создаются как вторичные социальные группы (например, блог любителей футбола) знакомыми или незнакомыми между собой в реальной жизни людьми, к которым впоследствии примыкают другие пользователи Интернета, объединенные общей идеей или целью. 
Попадая в Интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. В блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет. Так, например, блоггеры, имеющие более 1000 читателей (френдов), называются тысячниками и обладают высоким статусом. На Интернет-форумах самым высоким статусом обладает модератор, имеющий полномочия разрешать или удалять записи и комментарии пользователей, а также допускать/исключать пользователей из сообщества или ранжировать их по уровням доступа. 
Большинство Интернет-сообществ имеет свои традиции, которые приходят из реальной жизни или формируются посредством долгого общения в сети. Так, например, традиционными на форумах, в блогах и чатах стали совместные встречи Нового Года, празднование виртуальных свадеб и дней рождения (для пользователей, проводящих большую часть своего времени в Интернете) или апостериорное выкладывание фотографических и текстуальных отчетов о прошедших событиях (для пользователей, проводящих меньшую часть своего времени в Интернете). Традиционным стало почитание памяти умерших (в реальной жизни) блоггеров, в сообществе livejournal.com даже есть виртуальные кладбища. 
В Интернете есть чувства, эмоции, люди ссорятся, общаются,обижаются... а поэтому есть и отношения. Причем целиком реальные. И все зависит от того, насколько близко их «принимать к сердцу». Чаще всего бывает, что виртуальные отношения захватывают человека своей легкостью, и вот он забывает про своих реальных друзей, и начинает и в реальной жизни думать про своих кибердрузей. Так, для примера, опишем такой случай. 
Двое 16-летних молодых людей познакомились в киберпространстве и решили заключить виртуальный брак. Их союз был скреплен настоящим пастором, который подключился к ним on-line. После «венчания» пара проводила огромное количество часов в интернете и общалась друг с другом, избрав виртуальные взаимоотношения вместо реальной жизни. Все было хорошо несколько месяцев – пока юноше не понравилась другая молодая особа. Он влюбился в нее и их чувства оказались взаимными. На этом виртуальный брак распался. Его первая девушка надолго впала в депрессию. Кто знает, может теперь та девушка перенесет свой отрицательный опыт виртуальных взаимоотношений с мужчиной в реальные взаимоотношения с реальными людьми? 
Кроме отношений любви и симпатии, также реально воспринимаются "наезды", ругательства и ссоры. Есть случаи, когда кто-то, не выдержав, начинал требовать реальных выяснений отношений или разыскивать собеседника по клубам и Интернет-кафе, чтоб отомстить. 
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) «зависимости от Интернета», или Интернет-аддикции. 
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости: 
1. Навязчивое желание проверить e-mail. 
2.Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет. 
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет. 
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. 
Большая часть Интернет-зависимых «сидит» в Сети ради общения. Но имеются такие люди, которые используют ту или иную информацию. Как показывает практика люди от 14- 21 года, используют не только положительные сайты знакомств и интелектуальные, но и скитаются по просторам интернет ресурсов в поисках: самостоятельного разрушения( наркотики), самоубийства, убийств...

 Интернет-зависимость  становится возможной благодаря  отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт – это неограниченный доступ к информации -информационный вампиризм. 
Наиболее разрушительной Интернет-зависимость оказалась для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые он-лайн знакомые. Существует проблема «компьютерных вдов» это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части – муж с компьютером «проживают» в одной комнате, жена с ребенком – в другой. 
Несомненно, зависимые от Сети нуждаются в квалифицированной помощи. На Западе широко развито обращение за помощью в специализированные Интернет-сайты, функционируют группы по типу «Анонимных Алкоголиков» для Интернет-зависимых, зависимых от компьютерных игр. 
Среди психотерапевтов широко обсуждалась возможность лечения пациентов он-лайн. И большинство согласно с тем, что для нормального психотерапевтического процесса необходим личный контакт терапевта с клиентом. В Сети возможно исключительно психологическое консультирование, этакий виртуальный телефон доверия, помощь здесь и сейчас. 
Очевидно, проблема Интернет-зависимости существует. В помощи психотерапевта нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушенной бытовая жизнь. 
В связи с этим сейчас в русской Сети появилось сообщество антивиртуалов, которые борются против «ненатуральных» способов общения. Любой может зайти на их страницу и подписаться под их манифестом .[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психолого-педагогческая характеристика общения людей как социально – демографической группы.

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В.Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [9].

Информация о работе Роль интернета в досуговом общении молодежи