Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 18:17, доклад
В 2010-2012 годах система дополнительного образования детей (ныне преобразуемая в «начальную предпрофессиональную») претерпевает процессы стандартизации, которые уже практлагающихсяически завершены в области среднего профессионального и высшего. Обязательное лицензирование образовательных учреждений выявило множество школ искусств, студий, кружков и пр., возникших в постсоветское время, расположенных в неприспособленных помещениях, нарушающих нормы площади на одного учащегося, к преподаванию порой привлекаются люди, не имеющие специального педагогического образования и не оснащенных основами медицинских знаний.
Универсальные и специфические условия охраны здоровья школьника в классе духовых инструментов
В 2010-2012 годах система дополнительного образования детей (ныне преобразуемая в «начальную предпрофессиональную») претерпевает процессы стандартизации, которые уже практлагающихсяически завершены в области среднего профессионального и высшего. Обязательное лицензирование образовательных учреждений выявило множество школ искусств, студий, кружков и пр., возникших в постсоветское время, расположенных в неприспособленных помещениях, нарушающих нормы площади на одного учащегося, к преподаванию порой привлекаются люди, не имеющие специального педагогического образования и не оснащенных основами медицинских знаний.
Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к обучению, ухудшению их здоровья. С развитием новых информационных технологий объем усваиваемой информации школьником через каждые 5-7 лет удваивается, при этом системой образования в недостаточной степени разработаны здоровьесберегающие технологии обучения. Сегодня перед школой, в том числе – ДМШ, стоит важнейшая социально-экономическая задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Актуальность проблемы связана не только с необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников, но и с повышением результативности учебно-воспитательного процесса. Образовательный и оздоровительный процессы должны рассматриваться неразрывно друг с другом, так как воспитание гармоничной личности подразумевает, наряду с реализацией интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья.
На сегодняшний день в системе музыкального образования ещё отсутствует система здоровьесберегающих технологий. Однако появились исследования (М.Галичаева, В.Бузунова, В.Казанчеева, С.Савшинского, В.Петрушина, М.Блиновой), содержащие педагогические приёмы и методы, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников приоритетов здорового образа жизни в предметном обучении, в частности - на уроках в детской музыкальной школе. Исследование возможностей включения здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования и воспитания, представляется остро необходимым. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Все стороны жизни человека – производственная, семейная, бытовая, духовная, досуговая, образовательная – в конечном счёте, определяются уровнем здоровья.
Неблагоприятные демографические
процессы в нашем обществе сопровождаются
резким ухудшением состояния здоровья
детей и подростков. Серьёзность
данной ситуации трудно преувеличить,
поскольку в ближайшие
Показатели заболеваемости и параметры физического развития детей школьного возраста являются достаточно объективным критерием состояния здоровья будущего общества. Анализ результатов медицинских осмотров, проведённых в период с 1997 по 2002 гг, свидетельствует о том, что число здоровых детей и подростков как младшего (10-14лет), так и старшего (15-18 лет) возраста не превышает 2-9%1. Сегодня в нашей стране идёт в школу
функционально готовым к обучению только один ребёнок из пяти. И это вдвое меньше, чем в 80-е гг и втрое меньше, чем в 70-е годы1. Здоровье российских детей катастрофически уменьшается с каждым годом. Неутешительно, что за последнее десятилетие данная тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Сегодня только 4% российских школьников считаются абсолютно здоровыми, наиболее встречающимися заболеваниями являются наследственные болезни опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и приобретённые нервно-психические расстройства2.
В процессе Всероссийской диспансеризации,
по данным НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного
центра здоровья детей РАМН, научным
исследованиям подверглись дети
и подростки в образовательных
учреждениях различного типа: в массовых
школах с традиционным образованием,
и в школах нового вида, т.е. с повышенной
учебной нагрузкой и
Известно, что двигательная активность
школьника должна составлять 1/5 суточного
бюджета времени (за вычетом времени
сна и времени дневного отдыха).
О какой норме данного
Работа
музыканта-педагога – творческий процесс,
один из аспектов которого заключается
в искусстве определения сугубо
индивидуальных физических и психических
возможностей учащихся и путей их
развития. Для этого необходимо иметь
большой запас разнообразных
здоровьесберегающих методов, способов
и приёмов, из которых в зависимости
от обстоятельств можно выбрать
то или другое. Несмотря на то, что
у каждого педагога в процессе
преподавания формируется свой собственный
опыт и стиль преподавания, это
не может быть причиной отсутствия
интереса к методам других педагогов.
Ведь при всём различии педагогических
индивидуальностей и опыта, любая
личная система преподавания всегда
опирается на достижения предыдущих
поколений музыкантов-
Негативные результаты воздействия высокой учебной нагрузки выявляются при комплексных медицинских обследованиях школьников. Поистине ошеломляющими оказались результаты Всероссийской диспансеризации детского населения, проведённой в 2002 году1. Доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%. Количество детей, имеющих хронические патологии, составило 16%. По результатам обследований у школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является сама система образования. Данная тенденция в полной мере проявляется и в системе дополнительного образования детей. И хотя музыкальные и школы искусств имеют уникальные возможности в отношении формирования здорового образа жизни, выпускники нередко страдают нарушениями осанки и искривлениями позвоночника, мышечными зажимами, различного рода неврозами и рядом других заболеваний.
Особого рассмотрения требуют вопросы формирования здорового исполнительского аппарата в первые годы обучения. От первых лет занятий в огромной мере зависит весь дальнейший путь воспитания здорового музыканта. Именно поэтому с самых первых уроков преподаватель должен помочь ученику правильно формировать игровой аппарат, что должно привести к безупречному подчинению двигательной системы ученика его воле.
Н. К. Смирнов описывает конкретные педагогические условия здоровьесбережения школьников, которые можно считать универсальными и применить в практике преподавания в детских школах искусств. Ниже мы будем приводить предлагаемые автором приемы и комментировать их с точки зрения приемлемости в классе духовых инструментов:
Педагогические условия, предлагаемые Н. К. Смирновым |
Наш комментарий |
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температуруаи свежесть воздуха, рациональность освещения класса. |
Исключительно важное условие: обучение на флейте связано с задержкой углекислоты в организме, и дополнительные сложности с дыханием могут усугубить ситуацию. |
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок. |
Обучение на флейте – физически изнурительный процесс, поэтому необходимо чередовать разные типы физических упражнений (расслабляющие, дыхательные) с игрой на инструмента, а также практиковать беседы, слушание музыки, и пр. |
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. |
Прием применим на уроке специального
инструмента. В младших же классах
целесообразно |
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. |
Соответствует задачам преподавания на флейте. |
Использование методов, способст-вующих активизации инициативы и творческого самовыражения уча-щихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. |
К таким методам при обучении игре на флейте относятся методы сво-бодного выбора (беседа, ученики в роли учителя, обучение действием, концертные выступления и подготовка к ним - особенно действенно, например, на родительских собраниях) и др. |
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведе-ния, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т. д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. |
Особенно актуальным для подростков, обучающихся на духовых инструментах является профилактика раннего начала курения, особенно вредного для легких – главного компонента исполнительского аппарата ученика. |
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стресссов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п., проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. |
Исключение микроконфликтов на уроках содействует созданию благоприятной психологической атмосферы. В условиях индивидуального обучения игре на инструмента порой определяющим становится личный контакт педагога и школьника. В противном случае последний теряет интерес к обучению и порой возникает эффект «психологического отторжения», что приводит к тому, что школьник бросает музыкальную школу. |
Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%. |
На начальном этапе также |
Момент наступления утомления у |
В духовом классе момент утомления сразу сказывается на тембре звучания, поэтому преподаватель может ориентироваться и на этот показатель. |
Определене показателя эффективнос-ти проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». |
Прием применим и в индивидуальной работе с учеником. Индивидуальная форма учебного процесса дает больше возможностей отслеживать состояние каждого учащегося. |
Л. А. Лецких предлагает ряд критериев, по которым можно судить об утомляемости школьника на уроке, которые также можно использовать в работе. Для удобства предлагаемые признаки нами были сведены в таблицу [Лецких, 2012]:
Объекты наблюдения на уроке |
Утомление | ||
незначительное |
значительное |
резкое | |
Внимание |
Редкие отвлечения. |
Рассеянное, частые отвлечения. |
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует. |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища. |
Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание. |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула. |
Движения |
Точные. |
Неуверенные, замедленные. |
Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка. |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задает вопросы. |
Слабый интерес, отсутствие вопросов. |
Полное отсутствие интереса, апатия. |
Данные
признаки могут служить для
Вышеперечисленные педагогические условия
здоровьесбережения школьников являются
универсальными, применимыми как
на индивидуальных, так и групповых
занятиях, вне зависимости от того,
какой инструмент избран для обучения,
поскольку предотвращают
Трудоемкий, изнурительный процесс обучения на духовом инструменте во избежание негативных последствий необходимо, в соответствии с рекомендациями Н. К. Смирнова, разумно распределять нагрузку во время урока. В беседе с преподавателями класса флейты ДШИ № 1 и 6 г. Майкопа (в других школах нет класса флейты) выяснилось, что основной метод профилактики переутомления младших школьников – дозированная нагрузка за счет дробной структуры урока. 45 минут урока дробится на несколько частей (по 5-7 минут) и «прослаивается» физическими упражнениями, предотвращающими переутомление, и, как следствие, болезненные физические проявления (см. Приложение 1, стенограммы уроков 1-6). В тех же случаях, когда данное условие не выполняется – сразу понижается уровень усвоения материала (стенограмма урока 7 – результаты неудовлетворительные). Упражнения своего рода «физкультпауз» можно сгруппировать по отношению к сберегаемой системе организма: дыхательные, для опорно-двигательного аппарата, общерасслабляющие.