Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.П.
КАЩЕНКО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
1.Роль В.П. Кащенко в системе специального
образования…………..3
2.Идеи развития и работы с трудными детьми………………………….5
3.Значение деятельности школы–санатория
В. П. Кащенко……….....6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………10
ВВЕДЕНИЕ
Детей, нуждающихся в специальном образовании,
с каждым годом становится больше. Среди
многих причин, лежащих в основе такого
негативного положения специалисты указывают
на значительное ослабление здоровья
женщин репродуктивного возраста, недостаточность
питания, ухудшение экологической обстановки
и так далее. Специальная педагогика -
это теория и практика специального образования
лиц с отклонениями в физическом и психическом
развитии, для которых образование в обычных
условиях, определяемых существующей
культурой, при помощи общепедагогических
методов и средств, затруднительно или
невозможно. Развитие отечественной науки
в этом направлении связано с именами,
В. П. Кащенко. Становление отечественной
специальной педагогики происходило в
рамках дефектологии – интегративной
области научного знания, соединяющей
клиническо–физиологическое и психолого-педагогическое
направление исследований процессов развития
и обучения детей. Выдающийся русский
врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко
(1870 – 1943) еще в 20–х годах прошлого века
в полный голос заявил, что коррекция недостатков
личности в процессе ее становления –
проблема большой социальной значимости,
и решать ее нужно в контексте государственной
политики. В дореволюционной России существовали
немногочисленные учебные заведения приютного
типа, в большинстве своем на частные пожертвования.
Они охватывали лишь 5–6% глухих и слепых
детей. После победы Октябрьской Революции
Советское государство начинает уделять
серьезное внимание делу обучения и воспитания
аномальных детей. В 1918 году был упразднен
частный благотворительный характер детских
учреждений для аномальных детей, и эти
учреждения были включены в общегосударственную
систему народного образования.
1.Роль В.П. Кащенко
в системе специального образования.
В начале 20 века в Европе стало
развиваться движение за организацию
специальных приютов, сочетающих в себе
методы обучения, воспитания и лечения
детей с аномалиями в развитии. Основоположником
этой системы в России явился Всеволод
Петрович Кащенко. Он родился в 1870 г. в
городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной
семье военного врача Петра Федоровича
Кащенко. После участия в революции 1905
г. он лишается права государственной
службы и планирует создать частное лечебно–педагогическое
учреждение для «дефективных, нервных
и трудных детей». В этом его поддерживает
приват–доцент Московского университета
Григорий Иванович Россолимо, который
имел в то время известность крупного
специалиста по неврологии и психиатрии.
Кащенко глубоко изучает детскую психологию
и психопатологию под руководством А.Н.
Берштейна, ученика знаменитого профессора
психиатрии С.С. Корсакова. По рекомендации
Россолимо он входит в Московское общество
экспериментальной психологии. В 1907 г.
в Петербурге Кащенко знакомится с современными
педагогическими работами профессоров
А.Н. Нечаева и А.Ф. Лазурского. Участвует
в деятельности неврологической клиники
профессора А.С. Грибоедов. В 1908 г. он изучает
работу в специальным учреждений различного
профиля в Европе. Вернувшись в Россию,
арендует в Москве небольшой дом и организует
в нем первый санаторий–школу для дефективных
детей. Она сочетала в себе педагогические,
лечебные и исследовательские цели, не
имевший по его комплексному подходу аналогов
не только в стране, но и в мире. До этого
времени работа с аномальными детьми сводилась
к отдельным попыткам создания специальных
вспомогательных классов и школ для умственно
отсталых и к разрозненным усилиям по
обеспечению их призрения и воспитания
(Е.В. Гёрье, М.П. Постовский, О.Б. Фельцман
и др.). Однако это не находило поддержки
со стороны государства и осуществлялось
за счет частного финансирования. Впервые
с докладом о воспитании и обучении дефективных
детей Всеволод Петрович выступает на
состоявшемся в 1909 на съезде психиатров:
"...о необходимости организации государством
и общественными силами школ и медико–педагогических
заведений для умственно отсталых и других
типов дефективных детей." В 1910 г. он
также призывает объединить усилия медицины,
педагогики и общественности для оказания
помощи дефективным детям (на ХП съезде
естествоиспытателей и врачей). В 1911 г.
на съезде по обучению глухонемых он представил
"Методику изучения и воспитания дефективных
детей''. На 1 съезде по экспериментальной
психологии он сделал сообщения: 'Определение
степени умственной недостаточности по
методу Бинэ и Симона", "Высоко даровитые
дети и их обучение". Санаторий-школа
Кащенко вскоре обрел широкую известность.
Принципы ее работы легли в основе созданной
Всеволодом Петровичем лечебной педагогики,
которую он понимал как синтез медика–терапевтических,
учебно–педагогических и воспитательных
приемов, имеющих целью исправление характера
и личности в целом. После революции 1918
г. вместо частных благотворительных учреждений
для аномальных детей, была создана общегосударственная
система народного образования. Санаторий–школа
Кащенко превращается в государственное
учреждение и на его основе организуется
Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник
Музей детской дефектологии, подобных
которому не было ни в одной стране. Идеи
Кащенко была единой специальной школой
для аномальных детей. Всеволод Петрович
сформулировал причины детской дефективности,
рассказал о принципах дошкольного, школьного
обучения аномальных детей и о дефектологическом
образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения
ребенка были организованы курсы по обучению
работников–дефектологов. В.П.Кащенко
в 1920 г. создает Педагогический институт
детской дефективности. Он был его ректором
до 1924 г., пока институт не вошел в качестве
дефектологического отделения педагогического
факультета во II Московский государственный
университет. В 1924 г. отделение преобразовано
в самостоятельный факультет Московского
педагогического института имени А.С.
Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 заведовал
кафедрой лечебной педагогики. В.П. Кащенко
явился автором первого русского учебника
по дефектологии "Дефективные дети
и школа" (1912); фундаментального труда
"Проблемы изучения и воспитания ребенка"
(1926); монографии ''Исключительные дети.
Их изучение и воспитание" (1929). Однако,
с 1926 г. Кащенко начинает подвергаться
преследованию со стороны нового направления
в советской дефектологии, к 1931 вытесняется
со всех занимаемых должностей и отстраняется
от руководства работой Медико–педагогической
станции, будучи обвиненным в приверженности
идеалистическим и биологическим теориям.
В.П. Кащенко скончался в Москве 30 ноября
1943 г. К сожалению, в канонических дефектологических
трудах роль опального основоположника
отечественной дефектологии забыта. Его
место заняли приверженцы новой, государственной
идеологии, с материалистических и грубо
социальных позиций трактовавшие обучение
и развитие аномальных детей.
2.Идеи Развития и работы
с трудными детьми
В современной психолога–педагогической
науке трудными принято считать детей,
демонстрирующих явные отклонения в личностном
развитии. Отнесение ребенка к данной
категории осуществляется, как правило,
по внешним проявлениям его индивидуально–психологических
особенностей, служащих препятствием
для нормального протекания учебно–воспитательного
процесса. Такое понимание проблемы трудного
детства вполне согласуется с идеями,
развиваемыми В.П. Кащенко. Он стоял у истоков
современной коррекционной, или, как он
ее называл, коррективной (лечебной) педагогики
и заложил основы психолога–педагогической
работы с исключительными, педагогически
запущенными, трудновоспитуемыми детьми.
По мнению В. П. Кащенко, в появлении трудных
детей виновато все общество, а потому
и ответственность за них лежит на обществе
в целом. Всеволод Петрович имел глубокие
знания в различных сферах науки: неврологии,
психиатрии, психологии, педагогики и
т.д. Это позволило ему одним из первых
обосновать принципы лечебной (коррективной)
педагогики в нашей стране. Его книга «Дефективные
дети и школа» (1912) стала первым русским
учебником по дефектологии.
3. Значение Деятельности
школы–санатория В. П. Кащенко.
Деятельность школы–санатория
по воспитанию детей с отклонениями была
высоко оценена современниками. Известный
олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший
школу–санаторий, отмечал чёткость и
слаженность построенной воспитательной
системы, и её положительное влияние на
воспитанников. Х.С. Замский считает, что
это одно из первых заведений, в которых
была налажена научно–методическая работа:
«Школа–санаторий В. П. Кащенко явилась
не только одним из первых специальных
учреждений для детей, но и первым научно–методическим
учреждением, занявшимся вопросами обучения
и воспитания детей с разного рода нарушениями
центральной нервной системы». Кащенко
написал одну из первых в России работ
по обучению и воспитанию детей с отклонениями
в развитии — «Педагогическая коррекция:
Исправление недостатков характера у
детей и подростков» в книге систематизированы
взгляды автора на исправление недостатков
характера у детей, раскрываются лечебно–педагогические
методы коррекции. В книге даётся всесторонний
подход с точки зрения медицины, педагогики
и психологии. Педагогическая коррекция
рассматривается как целостный процесс,
в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги,
семья и общество. В книге выстроена система
обучения и воспитания детей с нарушениями
центральной нервной системы и с поведенческими
отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся
организатор обучения и воспитания детей
с отклонениями в развитии. Создавший
оригинальную систему обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии. Школа–санаторий
была лечебно–воспитательным учреждением.
Она обслуживала детей малоуспевающих,
нервных, трудных в воспитательном отношении:
ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.
Не принимались в школу идиоты, глубоко
отсталые, эпилептики. Приему подлежали
дети в возрасте от четырех до шестнадцати
лет. Одновременно учреждение могло обслуживать
двадцать два воспитанника, которые делились
на три семьи. Семья имела воспитателя,
жившего в одном дортуаре с воспитанниками.
Каждая семья жила, питалась и играла отдельно.
Для учебных занятий воспитанники в соответствии
со своими индивидуальными особенностями
были разделены на более мелкие подгруппы.
Цель учреждения – исправление недостатков
развития путем лечения, воспитания и
обучения и подготовка воспитанников
к самостоятельной жизни. В школе–санатории
особые требования предъявлялись к педагогам,
поведение которых, по мнению Всеволода
Петровича, определяет психическое здоровье
всего коллектива. Не менее важной считалась
и работа с родителями детей, так как опыт
показал, что специальные детские учреждения
страдают от непонимания родителями своих
задач. Обучение детей строилось на основе
пробуждения у них самостоятельности
и активности в ходе усвоения знаний. Основным
методом, обеспечивающим развитие способностей
и коррекцию личности, были занятия ручным
трудом. В заведении все силы педагогов
были направлены на развитие трудоспособности,
интереса, активности и самостоятельности
детей. Так же как и в педагогической системе
К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях
В. П. Кащенко придаётся исключительное
значение развитию активности и творчества
детей посредством разумной и полезной
деятельности, которая интересна детям.
Основным методом, обеспечивающим активность
учащихся в процессе усвоения знаний,
развитие способностей, коррекцию личности,
было применение на всех уроках ручного
труда. Дети сами взвешивали, измеряли,
зарисовывали, составляли коллекции, делали
модели из глины и других материалов. Важнейшим
принципом в школе–санатории был индивидуальный
подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно
наблюдали за деятельностью воспитанников,
определяли их интересы и наклонности
к тому или иному виду труда и помогали
им осуществлять интересную для них деятельность.
Педагоги активно поддерживали творческий
характер трудовой деятельности воспитанников.
Воспитатели считали, что творческий характер
труда воспитанников является важным
условием выбора в будущем жизненного
пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В.П. Кащенко внес огромный вклад
в развитие лечебной педагогики. Он сформулировал
причины детской дефективности, рассказал
о принципах дошкольного, школьного обучения
аномальных детей и о дефектологическом
образовании, создал первый музей дефектологии, в
1920 г. создал Педагогический институт
детской дефективности, где был ректором
до 1924 года, пока институт не вошел в качестве
дефектологического отделения педагогического
факультета во II Московский государственный
университет. В.П. Кащенко явился автором
первого русского учебника по дефектологии
"Дефективные дети и школа" (1912); фундаментального
труда "Проблемы изучения и воспитания
ребенка" (1926); монографии ''Исключительные
дети. Их изучение и воспитание" (1929).
Внес огромный вклад в развитие с трудными
детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кащенко В. П. Дефективные дети
школьного возраста и всеобщее обучение. —
М., 1910. — 12 с.
2.Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание —
обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. —
М., 1913. — 54 с. Переиздано в 2005 г.
3.Кащенко В. П. Нервность и дефективность
в дошкольном и школьном возрастах. Охрана
душевного здоровья детей: Пособие для
родителей и педагогов. — М., 1919. — 122 с. Переиздано
в 2005 г.
4.Кащенко В. П., Мурашёв Г. В.
Педология в педагогической практике. —
М., 1926. — 31с.
5.Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Исключительные
дети: Дети нервные, трудные и отсталые,
их изучение и воспитание. — М., 1929. — 125
с.