Южно-Казахстанская
государственная фармацевтическая академия
Кафедра: Общественное здравоохранение
2
Реферат
Тема: Медицина
Древней Греции. Гиппократ.Сборник Гиппократа
Выполнилa: Наурузова
Ирада
Группа: 211 А ОЗР
Приняла: Павлова Е.
В.
Шымкент 2014 год
План :
Введение
1. Медицина в истории
Древней Греции
2. Врачебное искусство
в мифологии Древней Греции
3. Медицинские школы
Древней Греции
4. Гиппократ
5. Гиппократов сборник
Заключение
Список литературы
Введение
Каждая эпоха
в истории человечества имеет
свое лицо, отраженное в зеркале
врачебного искусства. Корни самых
ранних медицинских представлений
указывают на многовековое параллельное
развитие знаний в странах
Востока и Запада. Это относится,
например, к учениям о стихиях-первоначалах,
из которых состоит тело человека.
Условие здоровья — их гармония и равновесия.
Источники по
истории и врачеванию — письменные
памятники («Илиада» и «Одиссея»
Гомера, «История в девяти книгах»
Геродота, «Гиппократов сборник», труды
философов и историков), данные археологии,
этнографии и др.
Обучение медицине
включало в себя знакомство
с лекарственными растениями, приготовление
целебных напитков, мазей и пластырей,
изучение малых хирургических
операций и кровопускания. Затем
следовало преподавание у постели
больного. Люди, которые желали совершенствоваться
в хирургии, шли обычно с войском
в поход. Кроме того, медициной
занимались «ризотомы» — собиратели
и продавцы лекарственных растений,
а также «фармакополы», которые
торговали не только растениями,
но и редкостями всякого рода,
например, зажигательными стеклами
и противоядиями, изготовленными
из минералов и веществ животного
происхождения. Врачебное искусство
греков развивалось под влиянием
вавилонян, персов и египтян. Греческие
врачи часто посещали страны
Востока. Однако в большой степени
медицина Греции развивалась
самостоятельно, занимая особое
место в системе греческой натурфилософии.
1. Медицина
в истории Древней Греции
История древней
Греции представляет собой историю
разложения родовых и формирования
рабовладельческих отношений. Она делится
на пять периодов:
1) крито-микенский,
или эгейский (III—II тысячелетия до н.
э.),
2) предполисный
(XI—IX вв. до н. э.),
3) полисный (VIII—VI вв.
до н. э.),
4) классический (V—IV
вв. до н. э.),
5) эллинистический
(вторая половина IV в. до н. э.— середина
I в. н. э.).
В каждый из
этих периодов развитие врачевания
и медицинских знаний имело свои
отличительные черты.
ВРАЧЕВАНИЕ
КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия
до н. э.)
Начала греческой
медицины теряются в глубокой
древности и, несомненно, связаны
с медициной древних культур
Востока: египетской, вавилонской, индийской
и других.
Центром древнейшей
греческой цивилизации был о. Крит. Наивысший
расцвет его царств (Кносс, Малия, Феста,
Закро) приходится на конец Ш — начало
II тысячелетия до н. э. и связан с развитием
раннего рабовладельческого общества.
Во II тысячелетии до н. э. могущественный
Крит имел прекрасно развитые ремесла,
искусство, поддерживал внешние связи
с Троянским царством и материковой Грецией,
Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно
с Египтом, что имело большое значение
для обеих стран.
На территории
Кносского дворца на о. Крит
в результате археологических
раскопок, начатых в 1900 г. под руководством
А. Эванса, были обнаружены санитарно-технические
сооружения: система труб из обожженной
глины для стока загрязненных
вод, водоотводные каналы, сточные
ямы, великолепные банные помещения,
вентиляция.
К сожалению,
письменных медицинских источников
крито-микенского периода (так же,
как и хараппского) пока не
имеется: возможно, расшифровка крито-микенского
линейного письма позволит в
будущем восполнить этот пробел
в наших знаниях о. врачевании
самого раннего периода истории
древней Греции.
ВРАЧЕВАНИЕ
ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (XI—IX вв. до н. э.)
Предполисный
период долгое время назывался
«гомеровским», так как вплоть
до XIX в. (когда на территории древней
Греции начались археологические
исследования) основные сведения
о нем давали эпические поэмы
«Илиада» и «Одиссея», приписываемые
Гомеру. Созданные около IX в. до н.
э., они в течение столетий передавались
в устной традиции, в VI в. до н.
э. впервые были записаны и, таким
образом, стали первыми греческими
(и европейскими) письменными литературными
памятниками.
В поэмах Гомера
описано 141 повреждение туловища
и конечностей (поверхностные и
проникающие ранения, ушибленные
раны и нагноения, возникающие
в результате укусов ядовитых
змей, и т. д.). Лечение ран состояло
в извлечении стрел и других
ранящих предметов, выдавливании
крови и применении болеутоляющих
и кровоостанавливающих растительных
присыпок с последующим наложением
повязки.
Несмотря на
то что вскрытия умерших в
древней Греции не производились
(вплоть до эпохи эллинизма), медицинская
номенклатура «Илиады» и «Одиссеи»
составила основу терминологии
греческих врачевателей и входит
в состав современного анатомического
языка. По мнению отечественного
историка медицины прошлого столетия
С. Г. Ковнера, она «немногим ниже
анатомических понятий Гиппократа».Врачеванием
и перевязыванием ран з древнегреческом
войске занимались как сами воины, так
и искусные врачеватели, которые знали
свойства целебных трав, «какие земля
ни рождает» (Илиада, XI, .740).В поэмах Гомера
упоминается также об эпидемии чумы, сумасшествии
друзей Улисса, меланхолии Беллерозона,
о рождении жизнеспособного младенца
в конце седьмого месяца беременности;
говорится об употреблении серных окуриваний
с целью предупреждения заболеваний и
использонии серы как лекарственного
средства, а также о заимствовании некоторых
знаний о лечебных средствах у древних
египтян.
ВРАЧЕВАНИЕ
ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.)
Полисный период
истории древней Греции отмечен
двумя важными для истории медицины
явлениями:
1) формирование
материалистической древнегреческой
философии, которая сложилась в VII
в. до н. э., главным образом в
Ионии, и окончательно оформилась
к IV в. до н. э.
2) становление храмового
врачевания, которое связано с
укреплением рабовладельческого
строя в древней Греции, усилением
позиций религии и, как следствие,
становлением храмов. Храмовое врачевание
в древней Греции развивалось
на фоне эмпирического врачевания
(которое существовало издавна).
Как уже упоминалось,
святилища Асклепия в древней
Греции не были больницами
в нашем понимании.
Врачевание в
асклепейонах сочетало эмпирические
и магические приемы. Основными
средствами лечения были: лекарственное
врачевание, водолечение, гимнастические
упражнения.Храмовое врачевание унаследовало
многие положительные приемы и гигиенические
традиции эмпирического врачевания, которое
возникло несравненно раньше религий.
МЕДИЦИНА
КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.)
В классический
период истории Греции полисный
строй достиг наивысшего экономического,
политического и культурного
развития. Наступил «высочайший
внутренний расцвет Греции» (К
- Маркс), тесно связанный с государственной
деятельностью Перикла (444—429 гг. до
н. э.) и возвышением могущества Афин,
как гегемона Афинского морского союза.
Эпоха Перикла стала временем блистательного
расцвета греческой философии и естественнонаучного
знания.
О медицинских
знаниях классического периода
истории Греции свидетельствует
относительно обширная литература:
фрагменты сочинений поэтов и
историков (Эсхил, Еврипид, Геродот, Софокл,
Кратес, Аристофан и другие); труды
философов, среди которых особое
место занимают произведения
Демокрита; «Гиппократов сборник»
— древнейший памятник медицинской
литературы древней Греции.
2. Врачебное
искусство в мифологии Древней Греции
Начало греческой
мифологии таится в тысячелетней
истории народов бассейна Эгейского
моря. Сконцентрировав в себе
легенды, народную мудрость, а порой
и подлинные события, греческая
языческая религия достигла наивысшего
расцвета ко II тыс. до н. э.
Боги в Древней Элладе
мыслились антропоморфными: их представляли
в образе людей и наделяли всеми человеческими
качествами и страстями, как хорошими,
так и плохими. Почитание богов в Древней
Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием,
не самобичеванием и самоотречением, а
шумным общественным весельем, — театральные
представления, гимнастические празднества
и олимпийские игры (с 776 г. до н. э.) первоначально
были предназначены для прославления
богов и являлись религиозными церемониями..
Асклепий - древнегреческий
бог – покровитель медицины. Обожествление
Асклепия произошло не сразу:
в Илиаде Асклепий – человек,
умерший незадолго до Троянской
войны, в которой принимали участие
его сыновья Махаон и Подалирий.
В мифологии
Асклепий – сын Аполлона и
Корониды, дочери Флегия (по другой
версии – Арсинои, дочери Левкиппа).
Аполлон убил беременную Корониду
за неверность (по другой версии,
ее умертвила Артемида), однако
извлек ребенка из тела матери
и отослал его кентавру Хирону,
который обучил его медицине.
Искусство Асклепия было столь
велико, что он пришел к дерзкой
мысли воскрешать мертвых, за
что Зевс сразил его молнией.
Культ Асклепия приобрел большое
значение с конца 5 в. до н. э. Развалины
самого известного святилища
в Эпидавре на Пелопоннесе
сохранились до наших дней. Больные
приходили в его храмы в
надежде на чудесное исцеление
во сне (здесь широко практиковалась
аккубация, т. е. сон паломников в
храме) либо на то, что им будет
открыт правильный способ лечения.
Надписи в Эпидавре сохранили
множество сообщений о чудесных исцелениях.Эпидемия,
разразившаяся в Риме в 293 до н. э., подвигла
римлян учредить культ Асклепия (в 291 до
н. э.), которому стали поклоняться здесь
под именем Эскулапа. Его храм стоял на
острове Тибра (совр. Изола Тиберина), сейчас
на этом месте находится больница св. Варфоломея.
Асклепия чаще всего изображают в виде
бородатого мужчины в расцвете сил, похожего
на Зевса, однако более доброжелательного.
В руке у него посох, обвитый змеями, постоянными
спутниками героев и других хтонических
(подземных) существ. Неядовитых змей держали
и в храмах Асклепия.
Асклепий достиг
такого совершенства в своем
искусстве, что даже стал воскрешать
мертвых, похищая их у Аида. От
богини Афины он получил в
дар особое лекарство — кровь
Медузы-Горгоны: кровь из вен левой
стороны была целебной, а из
правой — губительной для человека.
Аид, бог подземного царства, пожаловался
Зевсу, что Асклепий возвращает
к жизни мертвых. В гневе Зевс
поразил искусного врача молнией,
однако вскоре внял многочисленным
просьбам и оживил Асклепия, взяв
с него клятву никогда больше
не воскрешать мертвых[686]. Так
Асклепий стал почитаемым богом
врачебного искусства. Величайшие
скульпторы Греции изваяли множество
его статуй из золота, бронзы
и слоновой кости.
Асклепия часто называют
первым в истории медицины богом врачевания,
потому что до него боги — покровители
врачебного искусства были не только «божественными
врачевателями». Так, египетский бог Тот
считался изобретателем письменности,
покровителем писцов и хранителем священных
знаний. Вавилонский бог Эа, обитатель
водных глубин, был покровителем мудрости,
частью которой было искусство врачевания.
Асклепий и все члены его семьи были врачами.
Забота о теле
была характерна для культуры
Древней Греции. Об этом напоминает,
пришедшая из античных времен
поговорка: «В здоровом теле здоровый
дух». Здоровый образ жизни ценился
очень высоко, и культ Асклепия
имел большое значение. Знаменитые
Олимпийские игры, где атлеты
соревновались в беге, борьбе,
кулачном бою, метании диска
и копья, участвовали в состязании
колесниц, были первоначально религиозными
церемониями в честь Зевса. На
земле Олимпии, согласно преданию,
он одержал победу над своим
отцом Кроном. От даты проведения
первых Олимпийских игр в 776 г.
до н. э. греки вели летосчисление.
Асклепия изображают
с посохом увитым змеями. Однажды
он шёл, опираясь на посох, и
вдруг посох обвила змея. Испугавшись,
Асклепий убил змею. Но следом
появилась вторая змея, которая
несла во рту какую-то траву.
Эта трава воскресила убитую.
Асклепий нашёл эту траву и
с её помощью стал воскрешать
мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия
используется как медицинский символ.
Культ этого
божества был особенно популярен
в Эпидавре, куда стекались за
исцелением со всех концов
Греции. Иногда Асклепий сам ассоциировался
со змеей, получавшей в храме
Асклепия жертвоприношения. Позже
его символом стала чаша, также
обвитая змеей. Когда больной
выздоравливал, в жертву Асклепию
приносили петуха. На острове
Кос находилось известное святилище
Асклепия, знаменитые врачи острова
Кос считались его потомками
и назывались Асклепиадами. Асклепий
мыслился ипостасью Аполлона, известны
их общие храмы и атрибуты.
Сыновьями Асклепия от его
супруги Эпионы были Подалирий
и Махаон (погибший в Троянской
войне), упоминаемые Гомером как
прекрасные врачи. Среди дочерей
- богини Гигиея ("здоровье"), Панацея
(Панакея) ("всецелительница") и
Иасо ("лечение") - женские коррелаты
Асклепия. В святилище Амфиарая
в Оропе находился жертвенник,
одна из частей которого была
посвящена Панацее, Гигиее и Афине
Пеонии ("целительнице").