Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:49, доклад
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Архитектура Древней Руси
Древнерусским
искусством принято называть
период истории русского
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Начальный период
в развитии древнерусского искусства
определяется искусством восточных
славян. Они занимались земледелием,
поклонялись божествам, олицетворявшим
силы природы, создавали изображения
этих богов — так называемых идолов.
Многие из мифологических мотивов, таких,
как образы праматери-покровительницы
рода, священных коней, жар-птицы, прочно
вошли в народное сознание, были
бережно сохранены в
Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.
С укреплением
Киевского государства и
С древнейших
времен на Руси преобладало деревянное
строительство, что объяснялось
обилием лесов, нехваткой и трудностью
добычи в большинстве регионов строительного
камня, относительной дешевизной дерева.
Из дерева строились не только жилые
дома крестьян, но и крепостные стены,
боярские терема, княжеские дворцы,
церкви. Преимущественно деревянный
характер древнерусской архитектуры
обусловил то печальное обстоятельство,
что многие архитектурные памятники
10-17 веков оказались утрачены. Основной
элемент любой деревянной конструкции
– бревно – определял и пределы,
и возможности творческого
Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.
Софийский собор
являет собой образец крестово-
Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения, также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Вероятней всего влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двухскатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале.
Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.
Чередование
четвериков и восьмериков, особенно
характерное для храмового
Древнейшие
храмы Руси часто напоминают византийские
образцы, но уже в 12 веке в храмовом
строительстве отчетливо
Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиро-суздальская школа. Во Владимирскую землю приглашались каменных дел мастера из Галицко-Волынской земли, Польши и др. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Особенностью внешнего убранства ряда храмов стало белокаменное узорочье, особенно характерное для Дмитриевского собора во Владимире и Григорьевского собора в Юрьеве-Польском.
Процесс развития
древнерусской архитектуры, как
и всей культуры древней Руси, был
в значительной степени заторможен
монголо-татарским нашествием. Сокращались
и без того нарушенные вследствие
раздробленности связи и
По мере возвышения
Москвы, возрастания ее претензий
не первенствующую роль среди русских
земель к ней переходила и роль
законодательницы мод в сфере
светского и храмового
Во 2-ой половине
15 века по мере возвышения Москвы строительство
в городе и его окрестностях приобретало
еще больший размах. Московские государи
приглашали для работы по обустройству
города иноземных, преимущественно
итальянских, мастеров. Под руководством
итальянских мастеров, принесших
в русскую архитектуру
В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря). 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). Элементы готики в облике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры, приемлемые для православного сознания. Шатер в этих храмах, видимо, воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх – как символ связи земного и горнего миров. Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города мог ассоциироваться с образом Иерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как нового Иерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести в Москве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.
15-17 вв. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей в ряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницами для стрельбы – до 25-30 метров. Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Каменные крепости частично или полностью сохранились в Изборске и Ивангороде, мощные кирпичные кремли в Москве, Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, и др., мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков в Смоленске.
КИРПИЧ — наиболее распространенный материал в строительном деле Древней Руси. Естественно поэтому, что кирпичная техника всегда привлекала к себе внимание историков древнерусской архитектуры. Однако технологическая сторона кирпичного производства до сих пор оставалась по существу совершенно неизученной. Производство кирпича, кажущееся на первый взгляд очень простым делом, в действительности требует специальных знаний и большого опыта. Прежде всего далеко не всякая глина пригодна для изготовления хороших кирпичей. Кроме того, в глине, чтобы она не потрескалась при обжиге и имела необходимую прочность, должно быть определенное количество песка. Обычно для кирпичного производства выбирают чистую глину, а песок добавляют искусственно. Лучшей глиной считается такая, которая дает линейную усушку 6-8 %. Анализ кирпичей древнерусских памятников показал, что в течение всего XI в. для кирпичей использовали каолиновую глину, которую иногда приходилось подвозить издалека. Кирпичи, изготовленные из такой глины, имеют обычно не красный, а розовый, палевый или светло-желтый цвет.
В древнерусском зодчестве широко применяли КАМЕНЬ. Для фундаментов обычно использовали валуны, как крупные, так и довольно мелкие. При смешанной кладке стен в памятниках эпохи Киевской Руси употребляли крупные необработанные камни: кварцит, гранит или гнейс, с более или менее плоскосколотой лицевой поверхностью. В тех же случаях, когда в памятниках конца XII в. камни в кладке стен играли только декоративную роль (гродненская архитектурная школа, церковь Василия в Овруче), подбирали экземпляры различного цвета. Лицевая поверхность таких камней делалась плоской и подшлифовывалась. В отдельных случаях лицевая поверхность шлифовалась даже на три грани. В памятниках Киева, Чернигова и Переяславля XI и частично XII в. в качестве декоративного материала широко применяли так называемый красный шифер, т.е. пирофиллитовый сланец. Камень этот использовали для карнизных плит, покрытия пола, парапетов хор и т.д.