Брестская уния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:46, доклад

Краткое описание

Земли белорусского народа исторически находились на пересечении двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с.2
1.Стремление к унии……………………………………………………..с.3-4
2.Униатская идея в ВКЛ………………………………………………….с.5-8
3.Подписание унии, ее условия и содержание………………………....с.9-11
4.Итоги Берестейской церковной унии и судьба униатской церкви….с.10-14
Заключение……………………………………………………………......с.15
Литература………………………………………………………………...с.16

Вложенные файлы: 1 файл

Brestskaya_tserkovnaya_unia1.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..с.2

1.Стремление к унии……………………………………………………..с.3-4

2.Униатская идея в ВКЛ………………………………………………….с.5-8

3.Подписание унии, ее условия и содержание………………………....с.9-11

4.Итоги Берестейской церковной унии и судьба униатской церкви….с.10-14

Заключение……………………………………………………………......с.15

Литература………………………………………………………………...с.16

 

Введение

 

Земли белорусского народа исторически находились на пересечении  двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии.

Одним из таких конфликтов, разумеется, стала  религия.

Одной из особенностей религиозного развития было влияние католического и православного христианства. Их соперничество привело к необходимости консолидации полностью разобщенного на этой почве государства. Таким образом, была образована униатская церковь - специфика религиозно-церковной и общественно-политической жизни белорусского народа.

Брестская церковная  уния явилась неоднозначным событием в истории нашей страны, поэтому ее сложно рассматривать в отдельности, так как она тесно связана с социальным, культурным и политическим положением в стране.

Церковной унии посвящено  множество литературы, и исследований историков разных стран. Она по-разному  толкуется и ей дается неоднозначная  оценка[1,с.8-10].

Задача  данной работы – рассмотреть предпосылки  возникновения унии, задачи, которые  ставились ей, ее содержание и влияние  на ход истории.

 

1. Стремление к унии

 

Уния Литвы с Польшей при Ягайло привела к распространению католицизма в Литовско-Русском государстве. Католическая церковь, благодаря покровительству со стороны великокняжеской власти, заняла привилегированное положение. Впрочем, в Белоруссии до половины XIV столетия католицизм почти не имел распространения. В Могилеве, в Мстиславле, Орше до конца XVI столетия не было костелов. В Полоцке в XVI веке католицизм пустил некоторые корни среди городского населения, но среди дворянства он имел весьма слабое распространение.

О приверженстве русского населения  к православию писал  известный  иезуит Антоний Поссевин. Католическая церковь, являясь отражением панской  политики, прекрасно понимала невозможность обращения всех русский в католицизм, пропагандировала мысль об унии с католической церковью как промежуточном состоянии при переходе в католицизм.

Когда митрополит Исидор, принявший унию на Флорентийском соборе, возвращался через Литву в Москву, литовско-русское и польское правительство встретили его с почетом и объявили о формальном признании унии[8,с.57]. Однако преемник Исидора Григорий не собирался принимать унию. После смерти Григория одни из западнорусских митрополитов склонялись к унии, а другие оставались верными православию.

С появлением иезуитов в  Польше пропаганда унии пошла значительно  быстрей. Она придерживалась правительства  в лице Стефана Батория и Сигизмунда III. Высшая церковная иерархия также стала постепенно склоняться в сторону унии. Высшее духовенство было недовольно своим положением и в воссоединении с католической церковью видело выход для улучшения своего положения.

Церковные иерархи, будучи крупными землевладельцами, в нравственно-религиозном отношении оставляли желать многого. Епископы ссорились друг с другом, делали набеги на чужие земли, грабили и убивали [8,с.57].На епископских кафедрах появлялись лица женатые и двоеженцы.

Само низшее духовенство было малообразованно, зависело от своих патронов и не могло оказывать влияния на свою паству. Этим воспользовались иезуиты, указывающие на падение православной церкви и проводившие мысль, что только уния с католической церковью может спасти православную церковь от окончательного падения.

Наконец, высшее духовенство, не будучи уравнено в политических правах с католическим духовенством, в заключении унии видело средство изменения своего политического  положения. Кроме того церковные иерархи были очень недовольны зависимостью от братств, постоянно контролировавших и жизнь, и деятельность высшего духовенства, мешая епископам жить так, как им хотелось.

Недовольные всем этим епископы во главе с львовским  епископом  Гедеоном Балабаном в 1591 году обратились к королю с просьбой о заключении унии[8,с.58].

Правящая  верхушка государства, поддерживаемая католическим духовенством Польши, совместно с католическим и православным духовенством Великого Княжества Литовского подготовила проект церковной унии об объединении греко-православной и римско-католической церквей, подчиняя новую униатскую церковь власти римской курии и непосредственно Папе Римскому.

Созданные же в XIV в. в  Беларуси и Литве католические бискупства не являлись самостоятельной церковной  провинцией с подчинением непосредственно Риму, а входили в состав польской Гнезненской церковной провинции и подчинялась польскому духовенству. Православный белорусский епископат входил в состав Киевской митрополии[9,с.84].

Таким образом: идея заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества. С одной стороны, избавить государство от зависимости от церковных властей соседних государств, с другой – разработать свою общую для всего государства религию и, как следствие, помочь сохранить культуру, язык и т.д.

 

2. Униатская идея в ВКЛ

 

Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения в 1385 г. начало происходить массовое крещение литовцев, и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь оставалась в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания  в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.

Положение православия  начало резко ухудшаться после Городельского  постановления 1413 г., согласно которому на высокие государственные должности в ВКЛ назначались только лица римско-католического вероисповедания.

Вместе с тем великие  князья понимали, что бирелигиозность  основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение  идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 г. Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею, но посчитал необходимым ее реализацию отложить.

Церковная политика Витовта  вытекала из его общегосударственной  деятельности. Стремление к церковной  автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики.

В начале 1414 г. произошла  встреча белорусско-украинских епископов, на которой Витовт выдвинул на престол  митрополита своего кандидата –  Григория Цамблака, выдающегося церковного и культурного деятеля. Осенью 1414 г. на соборе православных церковных  иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.

В начале 1415 г. Витовт снова  созвал собор, на котором убедил белорусских  и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию, что и было сделано 15 ноября того же года в Новогрудке.

В 1418 г. во главе большой  делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был пройти XVI Вселенский собор католической церкви, с целью добиться более-менее тесного союза между православной и католической церковью. В своих выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Но его план создания равноправного союза между католической и православной ветвями христианства не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов.

В годы княжения Казимира Ягайловича (1447-1482) была предпринята  новая, довольно удачная попытка  создания православной автокефалии. В 1458 г. Казимир дал согласие на основание отдельной православной митрополии для  ВКЛ. Управлять белорусско-украинской церковью был назначен Григорий. После его смерти в 1473 г. белорусско-украинским митрополитом стал епископ Мисаил (1475-1480), который являлся сторонником унии. Мисаила поддерживали две наиболее влиятельные православные организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий монастырь, которые в 1476 г. отправили Папе Сиксту IV письменную просьбу о необходимости объединении двух церквей.

С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильно, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497 - 1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению. Православные должны были:

1.не признавать, что Святой дух исходит и от Сына;

2.причащаться квасным хлебом;

3.использовать не только виноградное, но и ягодное вино;

4.причащать всех, даже  младенцев;

5.не признавать чистилища;

6.признавать первенство римского Папы[1,с.16-21].

XV – первой половине XVI в. в  ВКЛ произошла определенная стабилизация  внутренней социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни.

Был принят ряд правовых актов, привилеев, которые уравнивали в правах православных и католиков, постепенно установили в стране атмосферу религиозной  толерантности. Значительно улучшилось положение православных при великом князе Жигимонте I (1506-1548). За годы его правления значительно увеличилось количество православных монастырей (с 30 до 50). Количество православных церквей в Вильно увеличилось до 20, в Пинске – до 12, в Полоцке – до 7, в Гродно – до 6.

Доминирующим принцип религиозной  толерантности становится во время  правления великого князя и короля Жигимонта II Августа (1544-1572). Важную роль в установлении этого принципа  общественной жизни ВКЛ сыграло  реформационно-гуманистическое движение, которое охватило не только католическое, но и православное население ВКЛ, в первую очередь магнатов и шляхту. Оно склонило короля издать ряд указов, которые закрепили принцип веротерпимости в качестве правовой нормы. Так, на сейме в Вильно в 1563 г. Жигимонт II издал свой знаменитый декрет, который устанавливал равенство православной и католической шляхты. Уже после смерти короля была принята Варшавская конфедерация (1573 г.), провозгласившая равенство всех христианских вероисповеданий ВКЛ – православного, католического и протестантского – и как юридическая норма была закреплена в Статуте ВКЛ 1588 года.

Этот относительно короткий промежуток времени в общественной жизни  часто называют “золотым веком”, веком  относительной религиозной свободы  и общественного равновесия, который указал нации на другую, гуманистическую, либерально – демократическую модель жизни, основой которой могла стать религиозная толерантность, интеллектуальная свобода, отказ от духовного и религиозного принуждения. Поэтому отказ от этой либеральной модели и обращение к унитарной модели религиозно-интеллектуальной жизни обернулся настоящей трагедией для белорусско-украинского народа и вызвал мощный конфликт[1,с.23-27].

Таким, образом, в комплексе предпосылок  и причин появление и развитие идеи о заключении Брестской унии выделяются следующие:

1.Упадок православной церкви ВКЛ с одной стороны; наступление воинственно настроенного католичества, идущего на Беларусь из Польши – с другой; заявление Москвы о своей религиозно-культурной исключительности после создания в 1589 г. собственного патриархата – с третьей. Все это вынуждало местных лидеров христианства искать религиозную альтернативу православию и католичеству в виде религиозной консолидации народа.

2.Завершался процесс формирования белорусской и украинской народностей, которым необходимо было выделиться в религиозном плане. Зарождение национальной белорусской церкви в виде униатства  полностью вписывалось в культурно-исторический процесс того времени.

3.Заключению Брестской унии предшествовала специфическая языковая ситуация: проникновение польского языка в общественную жизнь, культуру Беларуси; искусственная поддержка православной церковью церковнославянского языка; и главное, воскрешенный Реформацией интерес к национальному языку.

4.В послелюблинский период национально-культурный потенциал белорусской народности значительно ослабел. Поэтому в униатстве можно рассмотреть “спасение” национальных форм культуры перед угрозой денационализации, путь к духовному возрождению белорусского общества и усиления его культурно-религиозной особенности и обособленности[7,с.10-12].

 

3. Подписание унии, ее условия и содержание

 

Проект унии, состоящий из 33 статей, в которых предусматривалось, что в создаваемой униатской церкви будут сохранены обряды службы греко- православной церкви, униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, униатские попы смогут иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, как ксендзы, был отправлен в римскую курию. Одновременно в Рим были делегированы сторонники унии[7,с.84].

В декабре 1595 года идею создания униатской  церкви благословил Папа Римский  Климент VII, и в январе 1596 года он подписал проект создание церковной  унии.

Информация о работе Брестская уния