Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:45, реферат
Целью исследования является донесение новым поколениям правды о минувшей войне. А именно о детях на войне, о героизме младшего поколения. В данном исследовании была сделана попытка на документальной основе, в фотографиях, документах, воспоминаниях ветеранов войны, письмах, справках, очерках писателей и журналистов раскрыть народный характер Великой Отечественной войны и участие в ней самых маленьких белорусских граждан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО В ЛАГЕРЕ СМЕРТИ .…………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СУДЬБЫ, РОЖДЕННЫХ В НЕВОЛЕ……..…………………………………..13
ГЛАВА 3. ВОЙНА В ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ .…………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………26
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №8 г. Гродно»
Экзаменационный реферат
по истории Беларуси
«Великая Отечественная война: детские судьбы»
Выполнила: ученица 11 «Б» класса
Оленская Татьяна Валентиновна
Научный руководитель: учитель истории ГУО СШ №8
Давыдик Наталья Валерьевна
ГРОДНО 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО В ЛАГЕРЕ СМЕРТИ .…………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СУДЬБЫ,
РОЖДЕННЫХ В НЕВОЛЕ……..……………………
ГЛАВА 3. ВОЙНА В ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ .…………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая - День Победы - остается неизменным. Вечная слава победителям! Увы, все меньше и меньше с каждым днем остаётся живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился после Победы. Поэтому целью исследования является донесение новым поколениям правды о минувшей войне. А именно о детях на войне, о героизме младшего поколения. В данном исследовании была сделана попытка на документальной основе, в фотографиях, документах, воспоминаниях ветеранов войны, письмах, справках, очерках писателей и журналистов раскрыть народный характер Великой Отечественной войны и участие в ней самых маленьких белорусских граждан. Великая гордость за этих замечательных ребят, ставших в самое трудное для Родины время подлинными героями, наполнит каждое сердце. Не детское дело война. Лучше бы не было детей на войне... Но то, что было, - уже исторический факт, и надо, чтобы он не изгладился из человеческой памяти. Объектом исследования является трагическая судьба белорусских детей в годы немецко-фашистской оккупации. Предмет исследования: преступления фашистов в отношении белорусских детей.
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжелое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью. Во время войны, в годы суровых испытаний, был совершен массовый подвиг советских детей. Каждая фотография, каждый краткий рассказ о детском героизме - яркое документальное свидетельство подвига всего советского народа в Великой Отечественной войне. Очень важно, чтобы в наши дни этой теме в школе и дома посвящалось как можно больше времени. Это послужит делу воспитания у молодежи патриотизма и любви к своему Отечеству и народу. Реферат предлагает напомнить о концлагере Красный Берег Жлобинского района Гомельской области, о лагере смерти Тростенец, рассказать о страдальческих судьбах белорусских детей, о суровом детстве на чужбине. Хочется рассказать о малоизвестном положении беременных белорусских «остарбайтерок» и «остарбайтерок» с младенцами.
Актуальность данной темы состоит в том, что она требует своего дальнейшего изучения и глубокого осмысления полученных знаний. Отвечая на вопрос «Почему нужно заниматься изучанием трагедии детей в годы ВОВ и что она значит для меня?» мы можем найти ответ в мудром высказывании Примо Леви: «Тяжело и малоприятно погружаться в эту пучину зла. Есть искушение, поморщившись отвернуться и отключить сознание. Этому искушению нельзя поддаваться». Эта тема очень сложная и многогранная. Трудность состоит прежде всего в том, что в музеях, в библиотеках, в интернете крайне мало информации по ней.
При выполнении реферата была использована литература как эпистолярного, так и мемуаристического характера. Также из опубликованных архивных материалов в сети «Интернет», исторических сборников были почерпаны необходимые материалы, для демонстрации более яркой и достоверной картины описываемых событий.
Отсюда была вынесена главная задача – как можно подробно раскрыть тему «Великая Отечественная война: детские судьбы», осмыслить всю трагедию войны в контексте катастрофы детского слоя населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. При написании работы были использованы историко-генетический и историко-типологический методы.
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО В ЛАГЕРЕ СМЕРТИ
Для использования людей на прочность духа была создана целая индустрия, в которой особое место занимала деятельность концлагерей, лагерей смерти.
Крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей в годы немецко-фашистской оккупации являлся Тростенец. По количеству жертв он занимает четвертое место после таких печально известных нацистских лагерей смерти в Европе, как Освенцим, Майда-нек и Треблинка.
В статье А.Д. Сакевича «Кровавая расправа над мирным населением» приводятся следующие «кровавые» и ужасающие своим нечеловечным характером данные . [1,с.38]
2 ноября 1943 г.
«Свирепствуют гитлеровские палачи перед своей гибелью. Все новые и новые злодеяния творят они над нашим народом. В сентябре месяце в Минске, в районе Комаровки, гитлеровские изверги окружили несколько улиц. Всех мирных жителей в количестве свыше 1000 человек, среди которых было большинство женщин и детей, палачи грузили на автомашины и отправляли в район Тростенец. На месте кровавой расправы были приготовлены две большие ямы. Одна за одной подходили машины. Стаскивая перепуганных стариков, женщин и детей, немецкие бандиты расстреливали их в упор и бросали в ямы. Почти ежедневно немецкие палачи на закрытой черной машине из города Минска вывозили мирных советских жителей, их расстреливали, а затем сжигали. Со звериной жестокостью, с немецким хладнокровием истребляют гестаповцы белорусских детей. Звери, именующие себя носителями технического прогресса, изобрели специальные машины-«душегубки» для массового истребления нашего народа. Они создали конвейер смерти. Минчанам хорошо известны серые пяти тонные машины с маскировочными решетчатыми окнами, ежедневно совершающие рейсы в район Тростенец и вывозящие новые жертвы немецких палачей к подготовленным гигантским могилам. В начале марта из концлагеря по ул.Широкой в течение 2-х дней были удушены в «душегубках» и вывезены в район Тростенец более 500 человек.[2, с. 28] Среди удушенных было много женщин и детей.
Эти двуногие звери, потерявшие человеческий
облик и всякие чувства морали с цинизмом
опубликовали сообщение о том, что ими
расстреляно 300 человек врагов немецкой
власти. Все эти неслыханные злодеяния
фашистских кровопийцев не пройдут им
безнаказанно и беспощадная месть настигнет
немецких людоедов, виновников тысяч смертей
наших людей. Немецкие бандиты в 500
м от деревени М. Тростенец силами арестантов
лагеря Минского СД устроили печку для
сжигания мирных советских граждан.
Почти ежедневно немецкие палачи на закрытой черной машине из г. Минска вывозили мирных советских жителей, их расстреливали, а затем сжигали. В лагере Тростенец с заключенными обращались жестоко. Комендант лагеря унтершарфюрер Риздер за маленькую оплошность заставлял снимать штаны, ложиться на землю и лично собственноручно бил палкой по телу. Самая маленькая порция — 25 ударов. За более серьезные ошибки уводил в лес и собственноручно расстреливал.
Но фашистские изверги — кровопийцы не уйдут от суровой расплаты. Недалеко тот день, когда наш народ жестоко отомстит врагу страшной местью за кровь наших людей, за предсмертные их муки».
Деревня Красный Берег Жлобинского района Гомельской области, здесь в 1943-1944 годах располагался один из донорских детских концлагерей. [6, с.15] В нем содержались дети, у которых брали кровь для нацистских солдат и офицеров. Большая часть содержащихся здесь ребятишек были полными донорами: у них забирали всю кровь за один раз, после чего дети умирали. Когда во время войны в Красном Береге был создан сборный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет, их свозили сюда из Жлобинского, Рогачевского, Страшинского, Добружского и других районов Беларуси. Дети проходили медицинский осмотр, потом часть из них отправляли в Германию, чтобы там брать у них кровь. Как известно из материалов Немецкого архива Беларуси, всего из этого пункта в Германию вывезли 1990 детей, в том числе 15 человек из Краснобережского сельского Совета, фамилии которых известны. Фамилии же остальных детей Чрезвычайной комиссией, работавшей в Красном Береге еще в 1944 году, не были установлены.
«Детям, прошедшим фашистский ад». Эти слова встретят вас на окраине деревни Красный Берег. Здесь среди огромного яблоневого сада заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Леонид Левин создал Площадь солнца - комплекс-памятник, посвященный детям - жертвам Великой Отечественной войны. Каждая деталь комплекса по-своему символична. Мемориал задумывался авторским коллективом под руководством Л. Левина, как развернутая в пространстве панорама, как путь, трагичность которого можно осознать, только пройдя по одному из лучей Города Солнца. Это единственный черный луч, выделяющийся на фоне золотистой площадки. И всех на этом пути встречает тоненькая фигура девочки - опаленного войной беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками девочка словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей.
Ступеньки полукруглой лестницы ведут нас в страшные годы войны. Под открытым небом стоит 21 школьная каменная парта и одна классная доска. Белые парты и черная доска. Подходим к черной доске. На доске текст письма белорусской девочки Кати Сусаниной, которое она написала родителям из немецкой неволи: «Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопивцев. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: " Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: " Расти, доченька, на радость большой». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, - платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. «Русы были и есть свиньи». Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть палец не откусила, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит - письмо дойдет. 12 марта 1943 года...»
Вот места, где находились детские лагеря медленной смерти, где у детей отнимали кровь: Малый Тростенец, деревня Пальковичи, деревня Ала, городской поселок Паричи, поселок Азаричи, деревня Лучицы, город Мозырь, город Брест, деревня Скобровка, деревня Полыковичи, деревня Красный Берег... В Беларуси было 16 детских концлагерей.[6, с.22]
На совещании гитлеровских бонз в Житомире Гиммлер сказал: «Где бы на Востоке вы ни нашли ценную кровь - либо изымите ее, либо уничтожьте». Отправленные в Германию белорусские дети попадали там в концлагеря. Медицинские эксперименты над ними проводились преимущественно в концлагерях Бухенвальд, Равенсбрюк, Освенцим, Дахау, Аушвиц. Особым зверством отличался доктор Менгеле. Он занимался актами жестокого насилия над детьми, такими, как расчленение живых младенцев, кастрация мальчиков без анестезии. Умерших детей сваливали в общую кучу трупов либо сжигали в крематориях. Менгеле лично руководил сортировкой поступающих с эшелонами людей, направлял одних сразу в газовые камеры, других на трудовые работы или для медицинских опытов. Его особенно интересовали близнецы, ибо в своей предыдущей научной работе во Франкфурте на Майне, в институте наследственной биологии и расовой гигиены он занимался генетикой. Среди миллионов прибывающих в концлагеря людей Менгеле отобрал несколько сотен близнецовых пар различного возраста и проводил над ними медицинские эксперименты, проводя без наркоза и анестезии иссечение участков кожи, мышц, различных других тканей и органов, не обращая никакого внимания на стоны и крики детей. Для полного паталогоанатомического, иммунологического и генетического исследования Менгеле умерщвлял подопытных близнецов уколом хлороформа в сердце, а затем направлял соответствующий материал в Берлин. Менгеле забирал у умерших близнецов глаза и прикалывал их к стене в своем кабинете, как некоторые биологи прикалывают к стендам красивых жуков.
Вспоминает выживший обитатель концлагеря Аушвиц А. Петько: " В лагерь на мотоциклах приехала группа офицеров SS, и среди них был Менгеле. Они заехали во двор и слезли с мотоциклов. Приехав, они разожгли огонь. Мы смотрели и думали, что будет дальше. Еще спустя некоторое время, приехали грузовики с детьми. Было около десяти таких грузовиков. После того, как они въехали во двор, офицер отдал приказ, и грузовики подъехали к огню. Эсэсовцы стали швырять детей прямо в огонь, в яму. Дети начали кричать, некоторые из них сумели выбраться из горящей ямы. Офицер с палкой ходил вокруг ямы и сбрасывал детей обратно. Комендант Аушвица и Менгеле присутствовали при этом и отдавали приказы».
По воспоминаниям свидетелей, ребятишек, попадавших в концлагерь в деревне Красный Берег, из бани загоняли в зал, где они ожидали своей очереди. В двух комнатах была оборудована лаборатория. Ребенка сажали на стул, а ручонку просовывали в отверстие в перегородке. За ней вампиры и делали свое черное дело, выкачивали святую детскую кровь до последней капли. Умерших ребятишек потом увозили и сжигали на огромном костре в форме свастики.
Информация о работе Великая Отечественная война: детские судьбы