Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 03:53, реферат

Краткое описание

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города – государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

№2.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях

1. Школа и воспитание  в Междуречье (Вавилон, Ассирия)

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра  и Евфрата возникли города – государства  Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии  существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях – писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжигали.

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и  храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следивший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Складывавшуюся школу  как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает его следовать положительным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изготовления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас практических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания и умения.

В школах изучались два  языка: аккадский и шумерский. Шумерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия  до н.э.) важную роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях – зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Такие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свидетельствует появление на различных документах подписей торговцев и ремесленников.

2. Школа и воспитание в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к  III тысячелетию  до  н.э.  Школа  и  воспитание  в  эту  эпоху  должны  были  формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения  и  хладнокровно  принимать  удары  судьбы.  В  логике  достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В  Древнем  Египте,  как  и  в  других  странах  Древнего  Востока,  огромную  роль  играло  семейное  воспитание. Отношения между женщиной  и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание.

Судя  по  древнеегипетским  папирусам,  египтяне  уделяли  заботе  о  детях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на  характере воспитания и обучения в  школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире.

По  убеждениям  древних  египтян,  боги, взвешивая душу  умершего,  в качестве гири на чашу весов кладут «маат» –кодексповедения: если жизнь умершего  и  «маат»  уравновешивались,  то  покойный  мог начать  новую жизнь в загробном царстве.  В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые должны были способствовать формированию  нравственности  каждого  египтянина. В  этих  поучениях  утверждалась и сама идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, которого не обучал отец».

Использовавшиеся  в  Древнем  Египте  методы  и приемы  школьного воспитания и обучения соответствовали принятым тогда идеалам человека. Ребенку надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее  эффективным  способом  достичь  повиновения  были  физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. Девизом школы можно считать изречение, записанное в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он у слышал».

Абсолютный  и  безоговорочный  авторитет  отца  и  наставника был освящен  в  Древнем  Египте  многовековыми традициями.  Тесно связан  с этим  и  обычай  передавать  профессию по  наследству  – от  отца  к сыну.

Главное назначение всех форм школьного и семейного воспитания состояло в выработке у детей и подростков нравственных качеств, что пытались  осуществлять  преимущественно  путем  заучивания  различного  рода моральных наставлений.

В общем, к III тысячелетию до н.э. в Египте сложился некий институт «семейной  школы»: чиновник,  воин  или  жрец  готовил своего  сына  к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.

Своего рода государственные  школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты  обучения в древнеегипетских школах:

–  основная цель – подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

–  обучение, как правило, начиналось с 5 лет, профессиональное образование продолжалось иногда до 25- 30 лет;

– ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

–  школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

– широко применялись телесные наказания;

–  основа  образования  – обучение  сложной  системе  письма:  ученики 

копировали текст целиком, письмо считалось «словом бога»;

– обучение строилось на заучивании текстов;

– математические задачи обычно имели практический характер;

–  немаловажное  значение  придавалось  обучению  игре  на  музыкальных инструментах.

Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация  обучения.  В  эпоху  Нового  царства  (V в.  до  н.э.)  в  Египте  появились школы, где готовили врачевателей.

В  школах  Древнего  Египта  дети  учились  с  раннего  утра  до  позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспощадно карались. Чтобы достичь  успехов  в  учении,  школьники  должны  были  пожертвовать  всеми детскими  и  юношескими  радостями.  Должность  писца  считалась  очень престижной. Отцы  не очень знатных семей считали для себя честью, если их сыновей принимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления, смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.

3. Воспитание и школа в Древней Индии

История Древней Индии  условно распадается на два периода: дравидско-арийский –до VIв. до н.э. ибуддистский –с VIв. до н.э.

Культура  дравидских  племен  – коренного  населения Индии до  первой половины  II тысячелетия до н.э. –приближалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семейно- школьный  характер, схожий  с  Древней  Месопотамией. Во  II -I  тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена из Древней  Персии.  Отношения  между  основным  населением  и  завоевателями - ариями породили строй, позднее получивший название кастового.

Все  население  Древней  Индии  делилось  на  четыре  касты.  Потомки ариев  составляли три высшие касты:  брахманов  (жрецов), кшатриев  (воинов)и вайшьи (крестьян-общинников,  ремесленников,  торговцев).  Четвертой –низшей –кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы).

Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными,  участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав.

Воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый  человек  должен  развивать  свои  нравственные,  физические  и  умственные качества, чтобы стать  полноправным членом своей касты.

У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота  помыслов,  у  кшатриев  – мужество  и  смелость,  у  вайшьи  – трудолюбие и терпение, у шудры –покорность и безропотность.

Главными  целями  воспитания  детей  высших  каст  в  Древней  Индии  к середине  I  тысячелетия до  н.э.  были:  физическое  развитие  – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие –ясность ума и разумность поведения;  духовное развитие  –способность к самопознанию.

К  середине  I  тысячелетия до  н.э.  в Индии  сложилась  определенная воспитательная  традиция.  Первая  ступень воспитания  и обучения  была прерогативой  семьи,  систематического  обучения  здесь,  естественно,  не предусматривалось.

Вторая ступень  –обучение  у специалиста- учителя  –могла начаться после особого ритуала посвящения во взрослые  –«упанаяма». Не прошедшие  этот  ритуал  презирались  обществом, лишались  права  получать  дальнейшее  образование.  Порядок обучения  у  специалиста- учителя во  многом строился  по  типу  семейных  отношений:  ученик  считался  членом  семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье. Сроки «упанаямы» и содержание  дальнейшего  образования  не были  одинаковыми  для представителей трех высших каст.  Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев –в 11-летнем, вайшья –в 12-летнем.

После церемонии посвящения ученик поселялся в доме гуру и проходил  курс  обучения  священным  текстам  и  религиозным  обрядам,  a  также воспитания в духе почтительности и повиновения наставнику. Ученик должен был вести самый скромный образ жизни. Платы гуру не предусматривалось, но ученики прислуживали учителю.

Наиболее широкой была программа образования у брахманов, занятия для них состояли в усвоении традиционного понимания Вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по сходной, но несколько сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали  знания  и  навыки  в  военном  искусстве,  а  дети  вайшья  – в  сельском  хозяйстве и ремеслах. Их образование могло продолжаться до восьми лет, за-тем следовали еще 3-4 года, в течение которых ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.

Прообразом  повышенного  образования  можно  считать  занятия  в  лесных школах, где вокруг гуру -отшельников (известных своими познаниями учителей) собирались их верные ученики. Профессиональное  обучение,  доступное  в  основном  трудовому  населению  – шудрам,  обычно  также  предусматривало  жизнь  в  доме  учителя-наставника.

Девочки не проходили ученичества; их посвящением считали свадьбу, а гуру –свекра.

Информация о работе Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях