Владимиро-суздальское княжество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:00, реферат

Краткое описание

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси,но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - копия.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

                            Реферат

             

     

          Владимиро-

              Суздальское

               Княжество

                
 

        Студентки 1 курса

                                    Антиловой Ксении 

                     

                                   Преподаватель:

                                          Жукова 

                               Вероника Сергеевна

Первый  раздел земель произошел  при Владимире  Святославиче, с его  правления начинают разгораться княжеские  распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси,но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство -сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность  феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная  раздробленность - прогрессивное  явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных  империй на самостоятельные  княжества-королевства  был неизбежным этапом в развитии феодального  общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.                                                                     

Феодальная  раздробленность  прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой  причиной феодальной раздробленности  был рост боярских вотчин, числа зависимых  в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались  дальнейшим развитием  боярского землевладения  в различных княжествах Руси. Бояре расширяли  свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды",так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост  столкновений смердов  и горожан с  боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности  был рост и усиление городов, как новых  политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности  количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства , что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности  следует отнести  также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

Русь  распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская  форма правления. В каждом княжестве  князья совместно  с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. "О, Русская земля, ты уже за холмом возглашал автор "Слово о полку Игореве". В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.

     Владимиро-Суздальское  княжество 

с начала XII в. энергичный и деятельный князь  Владимир Мономах  стал проявлять интерес  к этой жемчужине  своих семейных владений. В автобиографическом «Поучении» он с гордостью  вспоминал о том, что в годы молодости проехал лесным диким краем, через который пролегала небезопасная дорога к Ростову — главному городу Верхневолжья. Несколько раз он посещал северовосток Руси и во время своей последней поездки в 1108 г. основал на крутом берегу реки Клязьмы город, назвав его Владимиром.

Со  смертью князя  в 1125 г. прекратилась зависимость Ростово-Суздальской  земли от Южной  Руси. Его сын, Юрий Долгорукий, стал первым самостоятельным  князем Залесской  Руси. Это был период активного освоения северо-восточных  территорий. Сюда в  поисках мира и покоя устремились переселенцы с Киевщины. Рекам и новым городам они давали привычные названия своей покинутой родины. Наиболее ярким является пример с тремя Переяславлями: Южным (ныне город Переяслав-Хмельницкий), Рязанским (современная Рязань) и Залесским (ныне город Переславль-Залесский). Все они к тому же расположены на реках с одним названием — Трубеж.

Юрий  Долгорукий энергично  поддерживал колонизацию  неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. Но при  этом князь не оставлял надежды занять киевский престол и вёл изнурительные войны за Киев. После ряда удачных сражений в 1147 г. он пригласил своего союзника князя Святослава Ольговича в небольшой пограничный городок на берегах Москва-реки. Гонец передал Святославу слова Юрия Владимировича: «Приди ко мне, брате, в Москов!», попавшие на страницы летописи. Это было первое письменное упоминание Москвы. Из преданий известно, что Москва и окрестные земли принадлежали боярину Степану Ивановичу Кучке и были отняты у него князем.

Князья  шумно отпраздновали  свою победу. Сын  Святослава подарил  хлебосольному хозяину  чрезвычайно дорогого и высоко ценимого в княжеской среде  охотничьего гепарда  — быстрое животное, от которого не убежит ни олень, ни косуля. А в ответ Юрий «устроити обед силен и створи честь велику им и дал Святославу дары многи».

В 1155 г. Юрию удалось стать  великим князем киевским, но через два года он был отравлен на пиру киевскими боярами. Сохранился его словесный  портрет: был он «роста немалого, толстый, лицом  белый, глаза не вельми велики, нос долгий и накривленый, брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития».

Когда Юрий ещё княжил в  Киеве, его сын  Андрей самовольно уехал  на север, взяв с собой  из Вышгорода (город  недалеко от Киева) чудотворную  икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. 

    Летопись называет  Боголюбского «самовластцем»  за его властолюбие,

стремление  править единовластно. Князь начал с  того, что согнал с ростово- суздальских  столов своих братьев. В последующем зависимые от него родственники правили под его присмотром, не смея ни в чем ослушаться. Это дало возможность князю временно консолидировать Северо-Восточную Русь.Центр политической жизни Руси переместился на Северо-Восток. Но на время правления Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальским княжеством(1157-1174) приходится обострение борьбы с местным боярством. Первым делом князь перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме. Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород. В центре города воздвигается Успенский собор (1158-1160), который должен был стать не только главным храмом владимирской епископии, но и оплотом независимой от киевских духовных властей митрополии. Строительство собора было следствием стремлений Андрея Боголюбского сделать г. Владимир «главой всем», т.е. политическим центром феодальной Руси. Здесь хранилась и главная реликвия Владимирской земли – икона Богоматери, привезенная князем Андреем из Вышгорода. Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.

В те же годы сооружался и загородный замок  князя – Боголюбов-город. Расположенный в 10 киломметрах от Владимира, он должен был стать  не только резиденцией  Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом  на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого – храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Неподалеку от Боголюбово,у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли – жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это – поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности.

Информация о работе Владимиро-суздальское княжество