Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 14:36, контрольная работа
Декабристы - первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в руках против самодержавия и крепостничества.
Участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, они называли себя «детьми 1812 года». Будущие декабристы были свидетелями беспримерного подвига русского народа, освободившего свою страну и европейские государства от наполеоновского ига. На родине же они снова увидели мрачные картины крепостного права, тяжелое положение вчерашних героев.
Введение
Предпосылки восстания
Революционные общества и кружки
Конституция Муравьева и «Русская правда» Пестеля
Восстание 14 декабря 1825 года
Последствия восстания
Заключение
Список использованной литературы
ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
План
Декабристы - первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в руках против самодержавия и крепостничества.
Участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, они называли себя «детьми 1812 года». Будущие декабристы были свидетелями беспримерного подвига русского народа, освободившего свою страну и европейские государства от наполеоновского ига. На родине же они снова увидели мрачные картины крепостного права, тяжелое положение вчерашних героев.
Большое влияние на молодых офицеров оказала потаенная русская литература, произведения Радищева, вольнолюбивые стихи Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также произведения прогрессивных западноевропейских мыслителей. Все это формировало взгляды «лучших людей из дворян», как называл декабристов В.И. Ленин.
Пылкий патриотизм, стремление вывести родную страну на прогрессивный исторический путь развития побудили декабристов к организации движения, закончившегося восстанием полков петербургской гвардии 14 декабря 1825 года и Черниговского армейского полка под Киевом с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года. Этим восстаниям предшествовала длительная подготовка, которую вели передовые офицеры, объединившиеся в тайные революционные общества почти сразу же после Отечественной войны 1812 года.
Восстание декабристов - первое открытое выступление с оружием в руках против крепостничества и самодержавия, организованное передовыми представителями русского общества.
Движение развернулось на фоне глубоких социально - экономических сдвигов, происшедших в жизни России первых десятилетий 19 века. Эти социально - экономические перемены и явились почвой, на которой сформировалась идеология будущих дворянских революционеров.
В начале 19 века Россия - одна из крупнейших европейских держав - была экономически наиболее отсталой. К 1830 - м годам около 45% всего населения страны составляли крепостные крестьяне, которых насчитывалось около 20 миллионов человек. Около 15 миллионов государственных, удельных и других групп крестьян относились к категории полусвободного населения. Лучшие люди России воспринимали крепостное право не только как тормоз дальнейшего развития страны, но и как нравственный ее позор. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало» -, говорил на следствии П.И. Пестель.
Особенно обострилось отрицательное отношение к крепостничеству после Отечественной войны 1812 года, которая дала будущим декабристам возможность по достоинству оценить свой народ, понять силу его героизма. Русские солдаты и ополченцы, освободившие Европу от нашествия Наполеона, после войны снова возвратились под гнет офицеров и помещиков. «Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас вновь тиранят господа» -, роптали бывшие ополченцы.
Помещики восстанавливали свои разоренные хозяйства за счет усиления эксплуатации крепостных: увеличивали барщину, повышали размер оброка. Между тем правительство не только не принимало меры к облегчению положения крестьян, но законодательно расширяло и укрепляло власть помещиков над крестьянами. В 1822 году возобновили отмененное в 1809 году право дворян ссылать крепостных без суда и следствия в Сибирь на неограниченный срок. Жестокий помещичий произвол, разорение крестьянства, разрушение его надежд на улучшение жизни вызывали массовые крестьянские восстания. Происходили в то время и волнения фабричных рабочих. Это была стихийная борьба тех же крепостных, временно отданных на фабрику, которая являлась для них формой каторжной барщины.
После Отечественной войны впервые в истории России возникли солдатские волнения и восстания военных поселян. Они были вызваны царившими в армии палочной муштрой, бесправием солдат, грубостью и самодурством невежественных офицеров. Палочный режим насаждал всесильный временщик Александра Первого Аракчеев, который фактически управлял страной.
Выступления крестьян против введенных императором по совету Аракчеева военных поселений (система, при которой крестьяне одновременно состояли на службе в армии и занимались хлебопашеством) происходили непрерывно. Крупнейшим из таких выступлений было восстание Чугуевского и Таганрогского уланских полков в июле 1819 года, беспощадно подавленное. Около 2 миллионов человек было арестовано и 275 приговорено к смертной казни.
Волнения стали возникать и в императорской гвардии, которая считалась оплотом самодержавия. События в Семеновском полку в Петербурге, происшедшие в 1820 году, поколебали уверенность самодержавия в незыблемости этой опоры.
Семеновский полк - старейший полк русской гвардии, шефом которого был сам император. Командовал полком боевой, заслуженный генерал Я.А. Потемкин. Полк пользовался привилегированным положением. В нем не применялись телесные наказания солдат, и благодаря честным и гуманным офицерам, не обворовывавшим низшие чины, они имели приличное довольствие и относительную свободу в неслужебное время. Такой «либерализм» в лучшем гвардейском полку не нравился царю, и в 1820 году было решено сменить командира. Во главе полка был поставлен известный своей жестокостью немец Шварц. При нем, по воспоминаниям декабриста Лорера, «учения и служба солдат превратились в истязания». Солдаты не выдержали изощренных издевательств и подали жалобу на Шварца, прося заменить его другим командиром. В результате весь полк был расформирован и отправлен в Петропавловскую крепость. Это было расценено как бунт.
Под влиянием семеновцев начались волнения и в других полках столицы - Московском, Измайловском, Преображенском.
Большинство будущих декабристов были помещиками и служили в армии. Они ежедневно видели проявление несправедливостей и жестокостей крепостнического строя, которые вызывали у них глубокий протест и впоследствии вынудили их выступить за отмену крепостного права.
Не только порядки в армии и положение крестьян вызывали протест передовых дворян, но и внутренняя политика Александра I. В области народного образования насаждалось религиозное мракобесие, из университетов изгонялись передовые профессора, строгости цензуры были доведены до абсурда.
Большое влияние на формирование идеологии декабристов оказали русская нелегальная литература и сочинения прогрессивных писателей и ученых - современников. Многим из декабристов было хорошо знакомо произведение Радищева «Из Петербурга в Москву», обличавшее крепостной строй, сочинения Пушкина, Грибоедова.
В поисках путей дальнейшего развития России прогрессивно мыслящие дворяне обращались к изучению исторических и философских произведений просветителей и материалистов Вольтера, Дидро, Гольбаха.
Вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года стали возникать офицерские товарищества в полках - так называемые артели, которые имели не только хозяйственно - бытовую (устройство общих обедов), но и идейную основу. Это были союзы единомышленников, увлекавшихся чтением социально - политической литературы и горячо обсуждавших жестокие порядки в армии и общую реакционную атмосферу в стране. Наиболее известны из них так называемая «Священная артель» офицеров Генерального штаба, возникшая в 1814 году (туда входили некоторые лицейские товарищи Пушкина), а также артель офицеров Семеновского полка - ядро будущего общества декабристов, - сложившееся в 1815 году.
Мысль об организации этого общества возникла у офицеров Генерального штаба А.Н. и Н.М. Муравьевых, объединившихся с семеновцами С.И. и М.И Муравьевыми-Апостолами, С.П. Трубецким и И.Д. Якушкиным. Эти 6 человек и создали в 1816 году «Союз спасения». Вскоре в общество были приняты М.С. Лунин, П.П. Пестель, И.А. Долгоруков и другие. В конце 1816 года были выработаны программа и устав, текст которых до нашего времени не сохранился. После разработки устава Союз спасения стал именоваться «Обществом истинных и верных сынов отечества». Целью его была провозглашена борьба за введение конституционной монархии и ликвидацию крепостного права.
Наиболее удобным временем введения конституции Союз спасения уже тогда считал момент смены монархов на престоле. Чтобы требование представительного правления было поддержано общественным мнением, будущие декабристы считали необходимым «воздействовать» на него, то есть вести пропагандистскую деятельность, осуждать отрицательные явления действительности, а также пополнять общество новыми членами, которые должны стремиться занять ответственные посты, чтобы обеспечить быстрый переворот.
C
ростом численности
В начале 1818 года Союз спасения был реорганизован. В новое общество, получившее название «Союз благоденствия», вошли почти все члены Союза спасения. С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.Н. Муравьев и П.П. Колошин составили программу нового общества - «Зеленую книгу». Согласно уставу каждый член Союза благоденствия должен был действовать в одной из четырех отраслей: «человеколюбия» (работать в благотворительных организациях), «образования» (влиять на школы и воспитание юношества), «правосудия» и «общественного хозяйства». Когда общественное мнение сложится в пользу реформ, на что отводилось не менее 10 лет, то, как полагали декабристы, наступит время революции безболезненной и мирной.
В конце 1818 года возникла Тульчинская управа - украинский филиал Союза в городе Тульчине, куда был переведен на службу Пестель. В это время он был уже убежденным республиканцем и решил поставить вопрос о республиканской форме будущего правления России как о программной задаче тайного общества.
В условиях растущего крестьянского движения в стране взгляды декабристов становились радикальнее. Десятилетиями ждать намеченных изменений казалось уже невозможным, декабристы пришли к мысли о необходимости активного военного переворота. Это снова привело к разногласиям, а вскоре и к расколам в рядах Союза. Либерально настроенные члены были союзниками постепенного улучшения положения крестьян, без коренного изменения государственного устройства. Более радикальная группа стояла за полную ликвидацию крепостного права и конституционную монархию.
Дальнейшая деятельность Союза при таких разногласиях стала невозможной. Решено было созвать съезд представителей, чтобы решить вопрос о судьбе организации. Съезд состоялся в Москве в январе 1821 года.
После роспуска Союза благоденствия возникли два тайных общества - Северное и Южное. Организаторами Северного общества были Н. М. Муравьев и Н.И. Тургенев, а позже к ним присоединились С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Е.П. Оболенский и др. Н.М. Муравьев приступил к созданию конституционного проекта будущего государственного устройства.
Южное общество, которое создавалось из радикального крыла Союза благоденствия, было расквартировано на Украине.
В Тульчине, где сообщение о роспуске Союза вызвало почти единодушное негодование, организацию нового общества взял в свои руки П.И. Пестель. С 1822 году члены Южного общества ежегодно собирались в Киеве во время так называемых контрактовых ярмарок, обсуждали задачи общества. Программой Южного общества стала написанная Пестелем «Русская правда». Это был первый конституционный проект республиканского характера в истории русского революционного движения.
«Русская правда» - своеобразный наказ будущему временному правительству, которое должно было установиться после свержения самодержавия до выборов верховного органа будущей республики - Народного веча. Она объявляла о низвержении самодержавия, уничтожении крепостного права и сословных преимуществ, провозглашала равенство всех перед законом и установление республиканского строя. Утверждалась свобода вероисповедания, слова, печати, гласность и нелицеприятие суда.
Согласно этому конституционному проекту половина помещичьей земли подлежала конфискации при частичной компенсации владельцев за счет государственных средств. Конфискованные земли наряду с казенными предполагалось раздать крестьянам. Вторая их половина сохранялась как собственность помещиков в их владении.
Высшим органом республики становилось Народное вече, которое избирали мужчины, достигшие 20 лет, вне зависимости от имущественного ценза. Народное вече избирало свой исполнительный орган - Державную думу из пяти человек. Этому правительству подчинялись 10 министерств, которые должны были руководить всеми сферами жизни граждан. «Блюстительная» сфера находилась в руках Верховного собора из 120 пожизненных членов.
Пестель считал, что диктатура временного правительства до избрания Народного веча должна продолжаться 10 лет. За это время необходимо осуществить все радикальные преобразования.
При всей дворянской ограниченности «Русская правда» являлась наиболее демократическим вариантом революционной программы декабристов, при осуществлении которой могло начаться быстрое движение страны по пути буржуазного развития.
Программным документом Северного общества стала конституция, написанная Н.М. Муравьевым. В отличие от «Русской правды» она никогда не была одобрена всеми членами общества. Существовали три ее редакции, но каждая отражала взгляды лишь части его членов, в основном умеренного ее крыла. Конституция объявляла создание конституционно - монархического государства с выборными органами, в котором политические права ограничивались имущественным цензом: они предоставлялись лишь людям состоятельным - владельцам крупного имущества. В ней предусматривалось уничтожение крепостного права, но с сохранением помещичьего землевладения и с ограниченным наделением крестьян землей. Уничтожались сословия, и вводилось равенство всех перед законом. Россия провозглашалась федерацией, в которой верховная власть принадлежала выборному Народному вечу, а императору вверялась лишь исполнительная власть. Провозглашались политические свободы, отменялись военные поселения.
Несмотря на различное решение многих программных вопросов в Северном и Южном обществах, общее стремление к уничтожению или ослаблению самодержавия, крепостного права и сословного строя сближало их, давая надежду на возможность объединения.