Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:38, контрольная работа
Целью работы является, не опровергая и не оспаривая точки зрения западных историков и советских ученых-марксистов, объективно рассмотреть эту проблему. Необходимо выяснить, что происходило в сознании людей, что заставило их поднять столь безрассудное, с точки зрения современного человека, восстание. Восстание, заведомо обреченное на поражение. Необходимо проанализировать советские и западные монографии по проблеме восстания ихэтуаней.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предпосылки возникновения движения ихэтуаней…………………5
Глава 2. Восстание ихэтуаней…………………………………………………..9
2.1 Начало восстания ихэтуаней…………………………………………….….9
2.2 Движение ихэтуаней………….….………………………………………….11
Глава 3. Итоги восстания………..………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………..21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Контрольная работа
на тему:
ВОССТАНИЕ ИХЭТУАНЕЙ В КИТАЕ. ПРИЧИНЫ, ХОД, ХАРАКТЕР
И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Работу выполнила: студентка 618 группы
Шарафеева Л.А.
Елабуга - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предпосылки возникновения движения ихэтуаней…………………5
Глава 2. Восстание
ихэтуаней…………………………………………………..
2.1 Начало восстания ихэтуаней…………………………………………….….9
2.2 Движение ихэтуаней………….….……………………………………
Глава 3. Итоги восстания………..…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы Сегодня, когда Китай в результате политики реформ и открытости движется по направлению к все более тесной интеграции с западными странами, трудно поверить, что около века тому назад все, что так или иначе связано с внешним миром, вызывало среди китайского населения резкое неприятие и ожесточенный протест. На рубеже XIX-XX вв. цинская династия столкнулась с различными формами оппозиционной борьбы. Среди них можно выделить революционное движение Сунь Ятсена и восстание ихэтуаней. Движение Сунь Ятсена получило выражение в деятельности китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской формы правления. Восстание ихэтуаней было представлено массовым народным движением против западных стран, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под руководством тайного общества "Ихэтуань". Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросшей в итоге в восстание против правящей династии, вдохновлялись патриотическими чувствами. Однако в отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэтуани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее в Китай с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традиционной китайской жизни, а важнейшим лозунгом, особенно на начальном этапе восстания, - призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.
Западные авторы делали акцент на исключительно антихристианской сущности выступления ихэтуаней, рассматриваемой как результат якобы свойственной китайцам ксенофобии, отдельные историки определяли движение как антиимпериалистическое, а некоторые нашли в нем и антидинастийные оттенки.
Советская литература разоблачала и осуждала агрессию держав в Китае, иностранную интервенцию, основой для которой являлась борьба держав за расширение своих привилегий в зависимом от них Китае. Историки-марксисты (Колюжная Н.Г., Ленин В.И.) признавали негативные стороны восстания, идеологические и организационные слабости ихэтуаней, в целом, как подлинные интернационалисты, сочувственно относились к антиимпериалистической борьбе китайского народа. За истекшее 100-летие в историографии восстания ихэтуаней произошли значительные изменения.
Хронологические рамки исследования рубеж XIX - XX веков. В центре внимания данной работы антииностранное восстание ихэтуаней, охватившее северные районы Китая в 1898-1901 гг., восстание, призывавшее к уничтожению любых примет западной цивилизации, включая ее носителей.
Целью работы является, не опровергая и не оспаривая точки зрения западных историков и советских ученых-марксистов, объективно рассмотреть эту проблему. Необходимо выяснить, что происходило в сознании людей, что заставило их поднять столь безрассудное, с точки зрения современного человека, восстание. Восстание, заведомо обреченное на поражение. Необходимо проанализировать советские и западные монографии по проблеме восстания ихэтуаней.
В связи с этим необходимо решить следующие принципиально важные задачи:
Практической значимостью является то, что материал можно применить в учебном процессе, на семинарских и практических занятиях.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ИХЭТУАНЕЙ
Китай второй половины XIX века традиционно определяется как "полуколониальная и полуфеодальная страна", утратившая в результате начала мощной цивилизационной экспансии западного мира полноту государственного суверенитета. Сложившаяся ситуация вызвала настоящую революцию в традиционном китайском эгоцентричном сознании. Проблема поиска пути выхода их сложившейся ситуации активизировала все слои общества. Представители реформаторского движения (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др.) и революционеры (лидер движения - Сунь Ятсен) пытались объединить патриотизм, стремление избавиться от колониального владычества иностранных держав и от господства маньчжурской династии Цин, с идеями модернизации традиционного китайского общества, то есть перенесения на китайскую почву многих форм цивилизации, выработанных европейской ветвью мирового развития. 1
Однако другой полюс освободительного движения был представлен силами, исповедовавшими ксенофобию, призывавшими к возвращению к устоям традиционной китайской жизни, к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая. Такой силой и были ихэтуани.
На протяжении почти двух десятилетий, предшествовавших восстанию ихэтуаней, почти ежегодно случались стихийные бедствия. Вот некоторые цифры. Голод, разразившийся в Северном Китае с 1887 по 1880 г., унес жизни 13 млн. человек. В 1888 г. в результате прорыва дамбы на Хуанхэ и наводнения погибло 2 млн. человек. В одной только провинции Шаньдун в течение ряда лет накануне восстания стихийному бедствию подвергалось ежегодно не менее 50 уездов. 2
В 90-х гг. XIX в. Шэньцюань стали появляться на северо-западе Шаньдуна. И хотя они, главным образом, были сосредоточены в уезде Чипин, их последователи появились и в других, более чем 10 уездах. Основная часть этих уездов находилась в районе Великого канала и по берегам Хуанхэ. Благодаря такому географическому распространению, на северо-западе Шаньдуна особенно часто происходили стихийные бедствия и, прежде всего, наводнения. В отличие от юго-запада Шаньдуна, северо-запад провинции был очень беден, почти не была развита торговля, не существовало слоя шэньши и класса землевладельцев. Огромное количество бедняков бежало в другие районы. Процветали тайные мистические учения (прежде всего, Байляньцзяо) и магия.
Стихийные бедствия происходили из года в год, опустошительные наводнения сменялись жесточайшими засухами, уносящими жизни десятков тысяч людей. Помимо китайского населения в не менее тяжелых условиях оказались, конечно же, и иностранцы, и священники со всей своей паствой.
Восстание ихэтуаней началось на севере страны в провинции Шаньдун осенью 1898 года. Оно было поддержано 80 процентами населения. Подозревая местное чиновничество в сочувствии восставшим, цинский двор назначил на пост губернатора провинции Шаньдун генерала Юань Шикая, перед которым была поставлена задача: прекратить нападения на иностранных миссионеров, расправы с китайцами-христианами, уничтожение христианских храмов, железных дорог, телеграфных линий. Именно против этих "примет присутствия Запада" было направлено негодование восставших.
Правительство, первоначально выступавшее против ихэтуаней, решило использовать широкое народное движение в борьбе с иностранцами. В Пекин и Тяньцзин вошли отряды ихэтуаней, начавшие осаду иностранных миссий и концессий. Собрав 40-тысячную армию из подразделений восьми держав (Англия, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, США, Япония) иностранцы, преодолев сопротивление восставших в августе 1900 года заняли Пекин и принудили Китай подписать унизительный "Заключительный протокол", поставивший страну в еще более тяжелое положение. 3
Один из последних отрядов ихэтуаней был уничтожен в начале 1901 года в северных китайских провинциях русскими казачьими полками.
Эпицентр восстания находился на севере страны не случайно. Что же представляла собой эта территория к концу XIX века?
Общеизвестно, что это был район наиболее вовлеченный в события японо-китайской войны (1894-1895). Кроме того, в конце века здесь активно действовали миссионеры, строились церкви, железные дороги, на территории концессий размещались гарнизоны иностранных войск. К 1900 году то, что уже было построено и вводилось в эксплуатацию иностранцами, было сосредоточено главным образом на севере. Говоря о сооружении иностранцами железных дорог на территории Китая, авторы монографии "История движения ихэтуаней" называют цифру 6520 ли (около 3620 км). Причем на земле, где проходили любые железные дороги огромное количество земель захватывалось силой, уничтожались дома крестьян и даже сметались целые деревни, разрушались действующие ирригационные сооружения. С 1895 по 1900 гг. иностранные державы построили в Китае 933 завода. Было открыто 7 рудников, 6 из которых находились на севере в районе провинций Чжили, Фэнтянь, Шаньдун и Внутренней Монголии.
Во второй половине XIX века миссионеры из разных стран наводнили Шаньдун, без конца расширяя масштабы своей деятельности. К 1895 году в 72 из 108 уездов провинции прослеживалась деятельность христианских миссионеров. В провинции насчитывалось свыше 1300 церквей. Количество прихожан по всей провинции равнялось 80 тысячам человек, что составляло в тот период 1/10 от общего числа прихожан по всей стране. 4
Чжили также была одной из китайских провинций, где деятельность миссионеров в тот период была особенна активна. Количество христиан здесь (главным образом, католики) давно перевалило за 100 тысяч человек.
В целом, в конце XIX века отмечается беспрецедентный рост количества христиан в Китае. Если в 1889 году в стране насчитывалось 37 тысяч протестантов, то к 1890 году их число достигло 85 тысячи человек. Известно также, что количество католиков в 1890 году составляло полмиллиона человек. К 1900 году их стало 7 миллионов.
Таким образом, к концу XIX века на севере Китая сложилась критическая ситуация, которая чрезвычайно осложнялась непривычным для местного населения и достаточно агрессивным соседством с приметами пришедшей извне культуры, вызванным расширением иностранного присутствия на территории Китая. По иронии судьбы китайцы входили все в более и более тесное соприкосновение с внешним миром именно в этот драматический момент в истории страны.
ГЛАВА 2. ВОССТАНИЕ ИХЭТУАНЕЙ
2.1 Начало восстания ихэтуаней
Державы вели идеологическую обработку китайского народа, выражавшуюся в пропаганде христианского учения, проповедуемого иностранными миссионерами (католики и протестанты). К 90-м годам в Китае не оставалось почти ни одной провинции, где бы не обосновались иностранные служители культа. К 1900 г. лишь протестантских миссионеров насчитывалось более 2800 человек. 5
В провинции Шаньдун - на родине ихэтуаньского движения - подвизалось свыше 230 иностранных священников, имевших около 60 тыс. прихожан. 6
Миссии нередко владели большими участками земли и эксплуатировали местное население; иностранные пасторы часто не считались с китайскими законами, а их прихожане под покровительством христианской церкви творили бесчинства.
Беззастенчивость иностранных капиталистов, естественно, вызывала чувство ненависти у китайского народа. Возмущение нередко выливалось в открытую борьбу с иностранными капиталистами. До начала XX в. эта борьба протекала главным образом в форме антимиссионерских выступлений, локальных и эпизодических, чаще всего руководимых тайными религиозными сектами. В.И. Ленин относил их к категории "старых китайских бунтов". 7
В 1898 г. повсеместно начались стихийные вспышки разрозненных выступлений, направленных в этот период не только против иностранных миссионеров и их паствы, но и против местных чиновников.
Наибольшую популярность в народе приобрел руководивший восстанием тайный союз "Ихэтуань" - "Отряды справедливости и мира" (или "Ихэцюань" - "Кулак во имя справедливости и мира"), который с точки зрения идеологии, обрядов и организационных форм уходил корнями в начало века: так называлось ответвление старинного антицинского подпольного общества "Байлянь цзяо" (секта "Белого лотоса"). Союз представлял собой мистико-религиозную организацию, члены которой собирались в развалившихся сараях или заброшенных лачугах, громко называвшихся "алтарями", где они коллективно затверживали заклинания и занимались гимнастическими упражнениями, имевшими в их глазах магический смысл, наивно веря, что таким путем они станут неуязвимыми для пуль и снарядов, обретут бессмертие.
Однако союзы "Ихэтуань" начала и конца XIX в. во многом отличались друг от друга. "Ихэтуань" конца XIX в. по сути дела - конгломерат тайных союзов ("Дадао", "Хундэнчжао", "Ихэцюань" и др.), имевший особую политическую программу. Если в начале XIX в. его члены вели антицинскую деятельность, провозгласив лозунг "Долой Цин, восстановим Мин!", и за это подвергались жестоким преследованиям, то в конце 90-х годов участники движения боролись главным образом против иностранцев. В это время распространился лозунг "Поддержим Цин, смерть иностранцам!".
Информация о работе Восстание ихэтуаней в Китае. Причины, ход, характер и историческое значение