Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим периодом в жизни Киевской Руси было правление Ярослава (980—1054). Именно Ярославу принадлежит заслуга в деле создания наиболее благоприятных условий для распространения просвещения на Руси и дальнейшего укрепления христианства. Он оставил о себе память у потомков «делами внутреннего устроения». В 1016 г. Ярослав впервые занял Киев. Но скоро Святополк напал на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками занял Киев. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. К тому моменту против Святослава велико было негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков, и Святослав бежал к печенегам. В 1019 г. Ярослав разбил брата в битве на реке Альте и окончательно стал киевским князем.

Содержание

1. Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром 3
2.Социальная структура общества при Ярославе Мудром 4
3. Экономический строй Киевской Руси 6
4. Княжение Владимира Мономаха 9
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

История-1к1с.docx

— 34.72 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                                                     стр.

1. Восстановление единства Древней  Руси при Ярославе Мудром                    3

2.Социальная структура общества  при Ярославе Мудром                                    4

3. Экономический строй Киевской  Руси                                                                      6

4. Княжение Владимира Мономаха                                                                             9

Используемая литература                                                                                              13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Восстановление единства  Древней Руси при Ярославе  Мудром

Важнейшим периодом в жизни Киевской Руси было правление Ярослава (980—1054). Именно Ярославу принадлежит заслуга  в деле создания наиболее благоприятных  условий для распространения  просвещения на Руси и дальнейшего  укрепления христианства. Он оставил  о себе память у потомков «делами  внутреннего устроения». В 1016 г. Ярослав впервые занял Киев. Но скоро Святополк напал на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками занял Киев. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. К тому моменту против Святослава велико было негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков, и Святослав бежал к печенегам. В 1019 г. Ярослав разбил брата в битве на реке Альте и окончательно стал киевским князем.

Междоусобица показала, сколь непрочным  еще было объединение Руси, сколь  сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Даже сами сыновья Владимира попадали под влияние той среды, в которой жили и правили. Общую политику той или иной земли определяли не столько правители, сколько общий уклад жизни населения уровень его экономических, культурных, религиозных связей с центром.

На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть такого прочного единства, как в  небольших государствах Запада. И  уровень различия этих земель во всех отношениях, но в первую очередь  в развитии хозяйства, культуры, во многом содействовал постоянной борьбе окраин против центра, децентрализации  страны. Закрепившийся, наконец, на великокняжеском  престоле Ярослав Мудрый все время  своего правления (1019т- 1054 гг.) старался укрепить пошатнувшееся за годы усобиц единство Киевской Руси. Разослав во все  города преданных ему бояр, князь  жестоко карал тех, кто не желал подчиняться Киеву.

Конечно, Ярославу не сразу удалось  восстановить единство Руси. Его брат Мстислав подчинил к тому времени  огромные территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право  на половину Руси. Владения братьев  теперь по договору между ними разделял Днепр. Своей резиденцией Мстислав сделал Чернигов. 12 лет Русь была расколота  на два государства. В 1036 г. после  смерти Мстислава Русь окончательно объединилась под властью Ярослава. Долгая смута закончилась.

 

 

2.Социальная структура  общества при Ярославе Мудром

Время княжения Ярослава Мудрого, - это  годы подъема, развития Киевской Руси и Киева. При нем Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни.

Стремясь установить порядок и  законность в русских землях, Ярослав  в начале своего правления ввел в  действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». Сложившаяся  структура древнерусского общества нашла свое отражение в этом старейшем  своде законов. Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г.

В Законе уже были видны черты  социального неравенства, он отражал  начавшийся процесс сословного деления. В Русской Правде содержится ряд  норм, определяющих правовое положение  отдельных групп населения.

В «Русской правде» устанавливались  размеры штрафов за убийство людей  из разных слоев общества. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался  штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен.

На вершине русского общества того времени находился князь, он опирался на свою дружину, которая делилась на старшую - бояре и младшую - они  со временем все больше сливаются  с аппаратом управления и превращаются в рычаг государственной власти. При князе действовал совет (дума). В города назначались посадники, военными руководителями были воеводы. Во главе двора - княжеского ли боярского  находился огнищанин. Управляли  хозяйством тиуны, они считались  княжескими холопами, но занимали довольно высокое положение.

Великий князь пользовался большой  властью. Он руководил войском, организовывал  оборону страны и направлял все  завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.

Княжеская власть как выражала интересы всего общества в целом, так как  осуществляла оборону от иноземных  вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых  держалось и прогрессировало  общество.

Процесс сословного деления шел  быстрыми темпами. Высокое положение  занимали свободные люди горожане и  сельские жители. Большинство свободных  людей принадлежало к общинам (вервям). При этом уже существовало несколько  категорий зависимых людей, положение  которых было неодинаковым - это  был закупы, холопы, смерды. В «Русской Правде» упоминается и такая  социальная категория, как изгои (от слова «изгонять»). Это люди, выбитые жизненными условиями из своей социальной группы: сын попа, не знающий грамоты, промотавшийся купец, отпущенный на волю холоп. Изгои живут в княжеских или церковных селах, полностью зависят от князя и церкви.

Таким образом, всю социальную структуру  общества составляли следующие группы населения:

  • высший слой - бояре - местная аристократия из потомков племенных князей и родовых старшин, ближайшее окружение князя и дружинники, со временем все более тяготеющие к земле.
  • средний класс - это городские ремесленники и торговцы, младшая дружина князя.
  • низший класс свободного населения - это основная масса свободных крестьян, рабочий городской люд, носившие общее название «смерды».

Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С именем Ярослава связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который  стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и христианской культуры.

По указанию Ярослава в 1039 г. на общем  собрании русских епископов священник  Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь  освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления  Ярослава было построено уже около 400 храмов.

По инициативе Ярослава на месте  победы над печенегами в 1037 г. был  заложен новый кафедральный храм в Киеве - собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни  Константинополя - Софийского собора и  соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу и размерам.

При Ярославе Мудром больших успехов  на Руси достигли культура и просвещение. В Киеве и других городах Руси основывались школы и библиотеки. Многие книги древних авторов, сочинения  византийских отцов церкви и историков  были переведены на славянский язык. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном  Киевском храме св. Софии, служило на общую пользу, и было доступно всем любившим книжную мудрость.

 

 

 

3. Экономический строй  Киевской Руси

С начала X до середины XI столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных  условиях. Стабилизировалась экономика  страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи  внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

Правление Ярослава Мудрого - это время экономического процветания Руси.

Земля в те времена была главным  богатством, основным средством производства. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железными  лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Распространенной формой организации  производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству.

Владельцем вотчины был князь  или боярин. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома  и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями  хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или  находиться в какой-либо другой форме  зависимости от вотчинника. Ремесленники постоянно совершенствовали приемы домашнего ремесла: обработки льна, конопли, дерева, железа.

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие  независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства  великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» - то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые  государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Отсюда термин, означающий сбор дани, - «полюдье». Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения  населения, в котором «в обнаженной форме выступают отношения господства и подчинения, равно как и начальная  фаза превращения земли в феодальную собственность».

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в  вотчинах. Те смерды, которые жили в  вотчинах, находились в более тяжелой  форме зависимости и теряли личную свободу. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники  очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых  разных точек зрения на данную категорию  населения. Одни видели в смердах  особый разряд закрепощенного сельского  населения, другие считали, что были смерды зависимые и смерды свободные, третьи, отстаивая идею о происхождении  смердов от холопов, посаженных на землю.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Никаких установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Кроме смердов и закупов в  княжеской и боярской вотчине  были рабы, называемые холопами или  челядью, которые пополнялись и  из числа пленников, и из числа  разорившихся соплеменников. Холоп - это  был наиболее бесправный субъект  права. Его имущественное положение  было особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За убийство холопа взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Челядь же - это рабы-пленники. Они  были полностью бесправны.

Рабовладельческий уклад, как и  пережитки первобытного строя, имели  довольно широкое распространение  в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений  был феодализм.

Вообще процесс экономической  жизни Киевской Руси слабо отражен  в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны - наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

При Ярославе Мудром расширялись международные  связи Киевской Руси, что, конечно  же, повлекло за собой и расширение внешнеэкономических связей. Торговля связывала Русь со многими странами, купцы и послы Ярослава плодотворно  трудились во Франции, Польше, Венгрии, Германии и скандинавских странах. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные  смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались  в городах, количество которых росло.

Информация о работе Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром