Восточная политика Франции в период кризиса международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной является исследование внешнеполитического курса Франции в период между двумя мировыми войнами, в частности в Центральной и Восточной Европе. В соответствии с этой целью в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
Выяснение целей и задач политики Франции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы;
Характер взаимоотношений Франции её восточных союзников;
Проследить эволюцию указанных взаимоотношений и выявит причину их изменений.

Содержание

Введение 2
Глав 1. Взаимоотношения Франции со странами Малой Антанты. 3
1.1 Политическая ситуация в странах Центральной и Юго-Восточной Европы 3
1.2. Внешнеполитическая деятельность Франции в странах Малой Антанты в период создания Восточного пакта. 4
Глава 2. Восточная политика Франции в период кризиса международных отношений. 16
2.1. Германская угроза Франции и её восточным союзникам. 16
2.2. Изменение отношений Франции с её восточными союзниками. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика Франции.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

     В 20-е годы на основе договоров Версальско-Вашингтонской  системы была достигнута относительная  временная стабилизация межгосударственных и мировых хозяйственных отношений. В 20-е годы названные эрой пацифизма политики ведущих государств сумели договориться и разрешить противоречия мирными средствами.

     Франция играла значительную роль в международных  отношениях того времени. На правах «страны-победительницы» она задавала тон  в концерте мировых держав и определяла основные тенденции развития обстановки на европейском континенте. Одной из главных опор международного положения Франции был её союз со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, образовавшими так называемую Малую Антанту, которая являлась проводником англо-французского влияния на Балканах и Восточной Европе. Такие страны, как Чехословакия, Румыния, Югославия прочно находились в фарватере внешней политики Франции.

     В 30-е годы обстановка в мире резко  стала меняться: рухнула Версальско- Вашингтонская система, возникли очаги  войны на Западе и на Востоке, мир  постепенно, шаг за шагом, сползал  к мировой войне.  Созданная  после мировой войны система  регулирования международных отношений подтачивалась противоречиями как среди победителей, так и между победителями и побежденными. Эволюционировало и положение Франции в концерте мировых держав. Не в последнюю очередь её положение зависело от того, каким образом французские политики в быстро меняющихся условиях построят свои взаимоотношения с Балканскими странами. Союз Франции с этими странами в свою очередь зависел от того, каким будет их отношение к внешней политике Франции и каков будет её всемогущество в обострившихся европейских делах.

     Данный  период международных отношений  широко освещен историографией, как  западной, так и отечественной. Претензии Франции на лидерство в Юго-Восточной Европе, как впрочем и на всем европейском континенте, борьбы за создание системы региональных союзов под патронажем Франции, а также роль этой страны в подписании Восточного пакта, стоит в центре внимания историков.. Значительное место в исследованиях занимают проблемы франко-балканских отношений в сер. 30-х годов, переломные для судеб многих народов Европы. Особо отмечается взаимосвязь отношений Франции со странами Юго-Восточной Европы и франко-советских отношений.

     Целью данной является исследование внешнеполитического курса Франции в период между двумя мировыми войнами, в частности в Центральной и Восточной Европе. В соответствии с  этой целью в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

    • Выяснение целей и задач политики Франции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы;
    • Характер взаимоотношений Франции её восточных союзников;
    • Проследить эволюцию указанных взаимоотношений и выявит причину их изменений.

  Глав 1. Взаимоотношения Франции со странами Малой Антанты.

1.1 Политическая ситуация  в странах Центральной  и Юго-Восточной  Европы

     В конце 1933 — начале 1934 г. обстановка в Центральной и Юго-Восточной Европе все более обострялась. Усилилась германская и итальянская экспансия в Дунайском бассейне и на Балканах. Французская дипломатия учитывала, что в союзных с Францией балканских странах усаливаются тенденции к сближению с Германией; в Румынии и Югославии усиливаются экономические позиции германского капитала. 

     С целью противодействия германской и итальянской агрессии на Балканах и предотвращения попыток ревизии границ со стороны Болгарии в феврале 1934 г. Турция, Греция, Югославия и Румыния подписали в Афинах Балканский пакт. Созданная при активном содействии Франции, Балканская Антанта должна была сохранять территориальное статус-кво на Балканах и была направлена против ревизионистских устремлений Болгарии. Вместе с тем условия пакта предусматривали оказание взаимной помощи в случае, если бы одна из великих держав поддержала балканское государство, выдвинувшее территориальные претензии к участникам пакта

     По  замыслам французской дипломатии Балканский пакт должен был дополнять Малую Антанту и вместе с ней способствовать усилению французского влияния на Балканах. Однако участие Румынии и Югославии в пакте угрожало изоляцией Чехословакии. На опасность изоляций Чехословакии в Малой Антанте указывал французский посланник в Праге Ноэль в донесении министру иностранных дел Барту: «Югославия и Румыния не стремятся сохранить в афинском пакте в полном объеме свои соглашения с Чехословакией», и общей чертой Малой и Балканской Антант является их противодействие «ревизии территориальных статей мирных договоров».1

1.2. Внешнеполитическая  деятельность Франции  в странах Малой  Антанты   в  период создания  Восточного пакта.

     Различные стороны внешнеполитической деятельности Франции в странах Центральной  и Юго-Восточной Европе можно  анализировать, учитывая характер её взаимоотношений с Советским Союзом. Курс, которое взяло министерство иностранных дел Франции был направлен на сотрудничество с Россией и включение в это сотрудничество своих восточноевропейских союзников.

     Рост  германской опасности совпал по времени с ослаблением французских союзов в Центральной и Юго-Восточной Европе. В 1933—1934 гг. перед лицом усиливавшейся угрозы со стороны Германии Франция могла рассчитывать только на свои союзы с малыми странами Европы. Однако система французских союзов была явно недостаточна для обеспечения безопасности страны. Франции необходимо было заручиться поддержкой великих держав, готовых всеми средствами бороться за предотвращение германской агрессии. Было бы справедливым отметить, что одной из таких держав на тот момент являлся Советский Союз.

     В условиях нараставшей угрозы со стороны  гитлеровской Германии с советской стороны была выдвинута идея коллективной безопасности, изложенную в постановлении от 12 декабря 1933 г. Оно предусматривало включение СССР в Лигу наций, а также  заключение серии соглашений с европейскими государствами, предусматривающих взаимную помощь. Советские предложения о создании европейской системы коллективной безопасности, одобренной Политбюро 20 декабря 1933 г., сводились к следующему:

     1. СССР согласен па известных  условиях вступить в Лигу наций. 

     2. СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.

     3. СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши.

     4. Переговоры об уточнении обязательств будущей конвенции о взаимной за щите могут начаться по представлению Францией проекта соглашения.

     Этот  проект получил одобрение французского правительства. Впоследствии он получил название Восточного пакта. Во французских правящих кругах шла борьба двух тенденций. Часть правящей элиты ясно представляла себе, какой опасностью для Франции является образование очага агрессии в центре Европы, и искала способы оградить свою страну от этой опасности. Выразителями этой тенденции были бывший французский премьер-министр Э. Эррио, министр авиации П. Кот, Ж- Поль-Бонкур и Л. Барту. Барту был представителем той части французских дипломатических кругов, которая считала, что лучшей гарантией против опасности новой войны с Германией является сближение с Советским Союзом.

     Однако  по вине французского правительства переговоры о Восточном пакте, начавшиеся в конце 1933 г., были отложены до апреля 1934 г. Будучи реально мыслящим политиком, Барту активно выступил за создание европейской системы коллективной безопасности, поскольку отчетливо видел угрозу безопасности Франции со стороны нацистской Германии. Барту был сторонником создания регионального пакта взаимной помощи стран Восточной Европы и добивался его реализации. С помощью этого пакта он стремился укрепить положение Франции в Европе и усилить французскую систему военно-политических союзов.

     По  словам наркома иностранных дел  СССР М. М. Литвинова, Барту «понял слабость устоев, на которых зиждется европейский мир, и размеры опасности, грозящей миру. Он понял ничтожность и ненадежность лозунга «спасайся, кто может» и важность и незаменимость коллективных усилий всех государств, стремившихся к миру. А поняв это, он решил действовать и действовал энергично».2

     В своих воспоминаниях бывший начальник  генштаба сухопутных сил Франции генерал Гамелен пишет, что Барту проводил «политику укрепления той группы европейских государств, которым могло угрожать быстрое возрождение Германии». По мнению Гамелена, внешнеполитические концепции Барту сводились к следующему: «Дать понять Англии опасность германского перевооружения и, следовательно, необходимость для нее тесно солидаризироваться с нами... Оказать нашу поддержку Бельгии, которая прикрывала наши границы на севере... Укрепить наши связи с Малой Антантой и теми странами, с которыми мы не связаны слишком неопределенными соглашениями, и особенно с Польшей... Наконец, двойная задача, самая насущная и трудная: вновь усилить наши связи с Италией и включить СССР в европейский концерт на нашей стороне». Только при этом будут созданы благоприятные условия для вступления СССР в Лигу наций и будет заложена основа франко-советского пакта. Гамелен пытался задним числом причислить себя к сторонникам, «франко-русского военного сотрудничества». Как и Поль-Бонкур, Гамелен считал необходимым для Франции предотвратить нормализацию советско-германских отношений. Он заявил Барту, что «Россия ... представляет единственный восточный противовес Германии».

     Во  внешней политике французских премьер-министров радикалов Э. Даладье, К. Шотана и А. Сарро на первом плане стояло укрепление своего положение в Странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В своих мемуарах Ж. Поль-Бонкур, занимавший пост министра иностранных дел в правительствах радикалов в конце 1933-начале 1934 г., комментирует тогдашнюю внешнюю политику французского правительства следующим образом: «Удалось, хотя и не без труда, сохранить наши союзы с Польшей и Малой Антантой, добившись неоспоримой разрядки в отношениях с Италией».3

     Курс  на создание региональных союзов в Восточной Европе натолкнулся на противоположную тенденцию — стремление к сотрудничеству с Германией. Часть правящих кругов Франции, особенно представители таких монополий, как «Комитэ де форж», химической и угольной промышленности, с самого начала ориентировалась на разрядку отношений с Германией. Однако все попытки в этом направлении не увенчались успехом, так как 9 февраля 1934 г. во Франции пришло к власти правительство Думерга, в котором пост министра иностранных дел занял Барту, а государственным министром стал Эррио. Прогерманская партия потерпела поражение. На позицию французской буржуазии оказало влияние и положение внутри страны, так как во Франции в 1934 г. влияние народных масс, объединившихся в народном фронте, значительно усилилось.

     Наличие сторонников сговора с Германией  во французских правящих кругах облегчало усилия гитлеровцев сорвать переговоры о Восточном пакте и развалить Малую и Балканскую Антанты.

     Нацистская  дипломатия использовала антисоветские  настроения польских правящих кругов и активно подталкивала Польшу на путь противодействия планам создания в Европе •системы коллективной безопасности. 26 января 1934 г. в Берлине была подписана германо-польская декларация «о мире и взаимопонимании». Германо-польский пакт нанес удар Восточному пакту и Малой Антанте, к которой в Польше относились неприязненно после одобрения его франко-советского сближения.

     В 1934 г. усилилась и итальянская  экспансия в Дунайском бассейне, и на Балканах. 17 марта 1934 г. между  Италией, Австрией и Венгрией были подписаны три протокола об экономическом и политическом сотрудничестве. Французская дипломатия использовала конфликт между Италией и Германией из-за Австрии в своих интересах. Французское правительство стремилось к сближению с Италией в целях совместного сопротивления Германии в Центральной и Юго-Восточной Европе. При этом Франция старалась примирить Малую Антанту с Италией и Римским блоком. Однако реакция стран Малой и Балканской Антант на создание Римского блока и итало-французское сближение была отрицательной.

     В апреле 1934 г. с целью укрепления своего влияния в Румынии и других странах Малой Антанты правительство Франции начало в Бухаресте переговоры о военном сотрудничестве с начальниками генштабов Румынии, Югославии и Чехословакии. Французскую делегацию возглавлял поверенный в делах военной миссии в Бухаресте генерал Петэн. В ходе переговоров согласовывались военные планы Франции и армий Малой Антанты на случай вооруженного конфликта с Венгрией. Югославский король Александр в беседе с Петэном высказался за то, чтобы Франция была осведомлена о планах своих союзников по Малой Антанте в случае европейского конфликта, в котором она не останется одна. В своем докладе военному министру глава французской военной делегации рекомендовал укреплять военные связи Франции со странами Малой Антанты и предоставить им необходимые поставки. «Как король Александр, так и югославский премьер заявили, что считают вопрос о французских военных поставках первой целью их политики».4

     Весной 1934 г. с просьбой о поставках военных  материалов обратился к французскому посланнику в Югославии король Александр. В конце мая Барту сообщал посланнику в Белграде Наджиару, что 20 апреля 1934г. французское правительство приняло решение о предоставлении Югославии военных материалов.

Информация о работе Восточная политика Франции в период кризиса международных отношений