Выход из международной изоляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:28, курс лекций

Краткое описание

Завершение военной интервенции и гражданской войны позволило советскому государству расширить свою деятельность на международной арене. Активизация усилий отечественной дипломатии совпала с глубокими переменами, наметившимися в годы нэпа во внешнеполитическом курсе большевистского режима. Если прежде он в значительной мере формировался на принципах пролетарского интернационализма, на отказе от “имперского прошлого”, то теперь акценты всё больше начинают смещаться в сторону защиты интересов Советской России как независимого, суверенного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫХОД ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

ВЫХОД ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Завершение военной интервенции и гражданской войны позволило советскому государству расширить свою деятельность на международной арене. Активизация усилий отечественной дипломатии совпала с глубокими переменами, наметившимися в годы нэпа во внешнеполитическом курсе большевистского режима. Если прежде он в значительной мере формировался на принципах пролетарского интернационализма, на отказе от “имперского прошлого”, то теперь акценты всё больше начинают смещаться в сторону защиты интересов Советской России как независимого, суверенного государства. Историки в этой связи отмечают, что нэп во внешней политике означал не только либерализацию внешнеполитической доктрины большевиков, но и постепенное возвращение их к традиционным национально-государственным приоритетам во взаимоотношениях с другими странами.

Ключевой задачей, которую пришлось решать советскому руководству в начале 1920-х гг., становится борьба за дипломатическое признание РСФСР и вывод страны из внешнеполитической изоляции. Ещё в то время, когда не утихли бои гражданской войны и не все интервенты покинули пределы республики, советская дипломатия добилась первых серьёзных успехов. 2 февраля 1920 г. был заключён Тартуский мирный договор с Эстонией. По этому договору стороны устанавливали дипломатические отношения и брали на себя обязательства не допускать на своей территории создания вооружённых формирований, чья деятельность была бы направлена против другой стороны. За Эстонией последовали и другие страны Русской Прибалтики: 12 июля был подписан мирный договор с Литвой и 11 августа 1920 г. — с Латвией. Большое значение имело подписание 14 октября 1920 г. мирного договора с Финляндией, по которому стороны взаимно признавали суверенитет друг друга, а так же соглашались не создавать военных сооружений и не держать крупных военных кораблей в районе Ладоги.

Менее выгодным для РСФСР был мир, заключённый с Польшей, ставший результатом неудач Красной Армии на заключительном этапе Советско-Польской войны. По этому договору, подписанному 18 марта 1921 г. в Риге, Польше передавались значительные территории Украины и Белоруссии. Советская сторона соглашалась возвратить Польше различные военные трофеи и прочие ценности, вывезенные с территории Польши начиная с 1 января 1772. Кроме того РСФСР обязывалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. золотых руб. в качестве возмещения ущерба за “хозяйственную эксплуатацию” польских земель царизмом. Вместе с тем, Польша устанавливала с РСФСР дипломатические отношения, брала на себя обязательства предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, которые помогли бы обеспечить свободное развитие их национальной культуры. Договаривавшиеся стороны взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела друг друга и брали на себя гарантии не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций, деятельность которых была бы направлена против другой стороны. Хотя на протяжении всех последующих лет Польша нарушала взятые на себя обязательства, Рижский договор позволил Советской России завершить налаживание дипломатических отношений со странами, возникшими на террариях, прежде входивших в Российскую империю, укрепить свои западные границы, добиться частичного прорыва дипломатической блокады.

Успешно развивались дипломатические отношения РСФСР со странами Востока. В их основу были положены принципы равноправия и не вмешательства во внутренние дела друг друга. Дружественная, миролюбивая политика советского руководства позволяла дипломатическими средствами сохранять влияние в государствах, входивших прежде в сферу российских интересов. Примером удачного сотрудничества служат Советско-Иранские отношения. С одной стороны, согласно заключенному 26 февраля 1921 г. договору о дружбе между двумя странами, РСФСР аннулировала все международные договорённости, заключённые царским правительством, в которых ущемлялись права и суверенитет Персии. С другой стороны, Иран сохранял за Россией право ввода войск на свою территорию, в случае, если третьи страны попытаются использовать её для подготовки агрессии против советской стороны. РСФСР становится первым государством, признавшим независимость Афганистана. Советско-афганский договор о дружбе, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами, был подписан 28 февраля 1921 г. 16 марта 1921 г. Советская Россия заключает договор о дружбе и братстве с республиканским правительством Турции, возглавляемым М. Кемаль-паши (Ататюрком). Соглашение о взаимном признании и добрососедских отношениях 5 ноября 1921 г. было подписано с Монголией.

«ПОЛОСА ПРИЗНАНИЙ»

Вместе с тем, успехи советской дипломатии в начале 1920-х гг. ещё не решали главной задачи советской внешней политики на этом этапе развития нашей страны — дипломатическое признание РСФСР ведущими странами Запада достигнуто не было. Первым успехом в отношениях со странами Запада подписанное в марте 1921 г. советско-британское торговое соглашение. Находившееся у власти в Великобритании лейбористское правительство Д. Ллойд-Джорджа признавало необходимость налаживания партнёрских отношений с Россией для преодоления трудностей, возникших в английской экономике в результате I Мировой войны. Следом за Англией торговые отношения с Советской Россией в мае 1921 г. возобновила Германия, в сентябре 1921 г. — Норвегия, а в декабре 1921 г. — Италия. Обосновывая политику налаживания взаимовыгодных связей со странами Запада Наркомом иностранных дел Г.В. Чичерин отмечал: “В нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным существование параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым”.

Масштабных успехов советской дипломатии удалось достичь в ходе Генуэзской конференции, проходившей в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. Официальной целью конференции провозглашался поиск путей экономического восстановления Центральной и Восточной Европы, но в действительности основным вопросом, оказавшимся в центре внимания участников конференции, являлся вопрос о налаживании взаимоотношений между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения Советской власти путём военной интервенции. В советскую делегацию входили Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский и др. Её председателем был назначен В.И. Ленин. Заместителем главы делегации являлся Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Помимо РСФСР, советская делегация представляла интересы всех остальных советских республик.

Постепенно начинают налаживаться отношения РСФСР, а позже и СССР с другими странами. Этому способствовала стабилизация большевистской власти внутри страны. Важное значение для СССР имело сближение с Великобританией. Отношения двух стран часто сопровождались острыми политическими конфликтами. Так, 8 мая 1923 г. английское правительство вручило советской стороне меморандум, составленный министром иностранных дел Великобритании Дж. Керзоном. Меморандум носил характер ультиматума. В нём правящие круги Англии требовали от Советского Союза отозвать своих дипломатов из Ирана и Афганистана и принести извинения за их якобы неправильные действия против Британской империи; установить 3-мильную зону береговых вод вдоль Мурманского побережья вместо признаваемой советской стороной 12-мильной; отменить смертные приговоры британским подданным, уличённым в шпионаже. Помимо этого английская сторона настаивала на предоставлении ей прав вмешательства во внутренние дела СССР под предлогом борьбы с так называемыми религиозными преследованиями.

Вслед за Великобританией в том же 1924 г. СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция и другие страны. Это означало, что отныне советское правительство могло выступать на международной арене в качестве законного преемника дореволюционной российской власти, а СССР становился полноправным субъектом международных отношений. Так, в ноте Председателя совета министров и министра иностранных дел Франции от 28 октября 1924 г. отмечалось: “Правительство [Французской] Республики, верное дружбе, соединяющей русский и французский народы, признаёт де-юре … Правительство Союза Советских Социалистических Республик как правительство территории бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств”.

В то же время и в самом большевистском руководстве далеко не все готовы одобряли экономическое и политическое сближение со странами Запада. Официальная политика страны находилась под постоянной критикой левых. Для многих из них нормализация отношений с капиталистическими странами представлялась отступлением от классовых позиций, предательством идей мировой революции. Инструментом, направленным на проведение классовой политики вне пределов СССР в эти годы становится Коминтерн, в руководстве которого сторонники левой оппозиции имели сильные позиции. Тем самым во внешней политике сказывалось наследие периода гражданской войны и военной интервенции. По сути, как показывают новейшие исторические исследования, в 1920-е гг. Коминтерн стремился если и не оттеснить государственные органы от выработки внешнеполитической линии СССР, то, по крайней мере, стать вторым, наряду с Наркоматом иностранных дел, внешнеполитическим ведомством, принимающим важнейшие решения.

Оживление деятельности Коминтерна приходится на 1923 г., когда, по мнению его лидера Г.Е. Зиновьева, сразу в нескольких европейских государствах складывается революционная ситуация. Особый интерес у левых вызвала Германия. Несмотря на тесное сотрудничество СССР с официальными властями Веймарской республики, руководство Коминтерна продолжало поддерживать германских коммунистов. Переоценив собственные силы и одобряемые своими сторонниками в Москве, осенью 1923 г. германские коммунисты решились начать в стране подготовку социалистической революции. В Германию тайно была направлена руководящая пятёрка, в состав которой входили К.Б. Радек, Г.Л. Пятаков, а так же советский посол в берлине Н.Н. Крестинский и др. Присланная из Москвы эмиссары призваны были осуществлять военно-политическое руководство и материально-техническое обеспечение революции. Для финансирования этих целей было выделено 400 000 долларов. В Германию шли поставки оружия, направлялись военные советники.

Однако поднять германских рабочих на всеобщую забастовку не удалось, а вспыхнувшее в Гамбурге вооружённое восстание, где местные коммунисты под руководством Э. Тельмана два дня вели тяжёлые бои с армейскими частями и полицией, было жестоко подавлено. В том же году провалилась и Болгарская революция. Неудачей окончились попытки организовать революционные выступления польских рабочих. В следующем, 1924 г. в центре внимания стратегов Коминтерна оказалась маленькая Эстония. Но и там попытки привнести революцию извне, без каких-либо серьёзных внутренних предпосылок, не привели к желаемому результату. Политика Коминтерна была изменена только в 1926 г., когда Зиновьев был отправлен в отставку с поста его председателя. Но и позже проблемы взаимоотношения СССР со странами Запада были предметом жарких дискуссий в межфракционных столкновениях внутри большевистской партии.

СССР НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ.

Во второй половине 1920-х гг. ситуация в мире претерпевает ряд важных изменений. Экономическая и политическая стабилизация в развитых капиталистических странах создавала предпосылки выработки ими общих позиций по ключевым вопросам послевоенного устройства, в том числе и по отношению к СССР. Согласованию позиции развитых капиталистических стран была посвящена работа Локарнской конференции, проходившей в октябре 1925 г. в Швейцарии. Результатом конференции становится подписанный Великобританией, Францией, Бельгией, Италией, Польшей, Чехословакией и Германией Рейнский пакт. Целью пакта являлось прямое или косвенное втягивание Германии в антисоветский военный блок. Именно с этой целью Рейнский пакт гарантировал только западные границы Германии, тогда как её восточные границы чётко прописаны не были и под систему гарантий не подпадали.

К поддержанию добрососедских отношений с Советским Союзом прежде всего стремилась Германия. После заключения Рейнского пакта, германские правящие круги берут курс на сближение с другими странами Запада, но, предпочитая сохранять самостоятельность во внешнеполитической сфере, они отказывались пойти на замораживание партнёрства с СССР. Не дожидаясь окончания переговоров в Локарно, 12 октября 1925 г. германское правительство заключило с Советским Союзом новое торговую конвенцию. Следом за ней, 24 апреля 1926 г. был подписан Берлинский договор, продлевавший на пять лет действие соглашений, достигнутых в Ропалло. По определению М.М. Литвинова, он лишал Локарнский пакт его “антисоветского жала”. В том же 1926 г. Германия становится членом Лиги Наций. С трибуны этой международной организации новый руководитель германского внешнеполитического ведомства Г. Штреземан заявил, что Германия осудит любую агрессию против СССР, а в случае, если против него будут применены “санкции”, которые Германия признает неправомочными, она обязуется не пропускать через свою территорию войска, направляемые на их осуществление. Хотя в 1927—1930 гг. рапальский курс внешней политики Германии подвергался постоянным колебаниям, в целом сотрудничество двух стран развивалось, и на Германию приходилось до 30% внешнеторгового оборота СССР.

Более драматично складывались отношения с Великобританией. В 1924 г. в ней приходит к власти правительство консерваторов. Их победа стала возможной не в последнюю очередь благодаря громкой антисоветской провокации. Незадолго до выборов в Англии стало известно так называемое “Письмо Зиновьева”, в котором руководство Коминтерна якобы призывало английских коммунистов готовить революционное выступление в армии. Лишь существенно позже стало известно, что письмо было сфабриковано группой русских эмигрантов в Берлине. Пользуясь антисоветскими настроениями в британском обществе, консерваторы пошли на серьёзные ограничения дипломатических и экономических контактов с Советским Союзом. В последующие годы взаимоотношения между двумя странами продолжали осложняться. В 1926 г. в Англию потрясла грандиозная стачка горняков, которым значительную помощь оказали советские профсоюзы. Правительство Великобритании обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела Объединённого Королевства. В мае 1927 г. британская полиция разгромила советское торгпредство в Лондоне и штаб-квартиру советского кооперативного общества по торговле с Англией (АРКОС). После этого последовал разрыв дипломатических отношений с СССР.

Вместе с тем, в целом позиции Советского Союза в Европе к концу 1920-х гг., по сравнению с начальным периодом нэпа, укрепились. Продолжая наращивать усилия на тех направлениях внешней политики, которые были свойственны дореволюционной дипломатии, СССР отчасти сумел занять место России в большой европейской политике. Помимо этого, советское руководство стремилось способствовать общей стабилизации на континенте, укреплению атмосферы доверия и партнёрства. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана—Келлога о всеобщем отказе от войн, а в 1929 г. в его развитие Советским Союзом было подписано специальное соглашение с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а ещё через некоторое время с Литвой, Персией и Турцией, по которому предусматривался отказ от применения силы при урегулировании споров между этими странами и СССР. Важнейшим партнёром СССР в Азии в этот период являлся Китай. Дипломатические отношения с ним были установлены в 1924 г. Советский Союз отказывался от всех неравных соглашений, которые с Китаем были заключены царским правительством, со своей стороны Китай соглашался временно сохранить совместное управление КВЖД. Вместе с тем, поддерживая взаимоотношения с официальным Пекином, советское руководство делало ставку на сотрудничество с национально-революционным движением Гоминьдан, сформировавшим своё правительство в Кантоне (Гуанчжоу). После смерти основателя Гоминьдана Сунь Ятсена, его возглавил генерал Чан-Кайши. В 1926 г. Чан-Кайши начинает активные действия против Пекинского правителства, одновременно с этим он разрывает сотрудничество с СССР. Сотни китайских коммунистов и рабочих были уничтожены гоминдановцами. В 1928 г. диктатура Чан-Кайши установилась во всём Китае. На восточных границах страны возник обширный очаг напряжённости. Китайская сторона устраивала частные провокации против СССР, самыми крупными из которых становятся вооружённое столкновения на КВЖД в 1929 г. В целом, несмотря на все трудности, возникавшие во второй половине 1920-х гг. советская дипломатия продолжала линию на восстановление позиций страны в послевоенном мире, налаживания сотрудничества с другими странами. По мере успехов в развитии нэповской экономики, укреплялся престиж СССР на международной арене. Страна стояла перед очередным этапом в своём развитии, когда на повестку дня выходили задачи уже не восстановление разрушенного, а создание новой мощной индустриальной базы. А для этого Советскому Союзу требовалось обеспечить мир на своих границах.

Информация о работе Выход из международной изоляции