Государственное устройство Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группи¬ровкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юри¬дических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся госу¬дарственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………. 5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………… 27

ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -
КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35
ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Госуд. устройство Беларуси курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                                             О Г Л А В Л Е Н И  Е

                                                              

                                                                                                                 Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….     3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ  И  ПРИНЦИПЫ

                   ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА…………….     5

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ

                   СУВЕРЕНИТЕТА  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ………. 15

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

                   РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ……………………………… 27

                                                                                                                  

ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -

                    КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО

                    ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35              

 

ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..56

 

                                                    В В Е Д Е Н И Е

 

Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группировкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юридических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов. А в юридической литературе при его использовании имеется в виду только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Такое соотношение определяет две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную. Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но, по мнению современных юристов, такое объединение носит не государственно-правовой характер, а международно-правовой характер. Однако, учитывая очень интенсивные интеграционные процессы в мире, которые коснулись и Республики Беларусь, в своей работе я также попробую рассмотреть некоторые аспекты межгосударственных объединений.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство. Оно зависит от исторических традиций, национального состава населения, - в силу возможности и невозможности эффективного демократического управления, и так далее. В развитии многих стран сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и другие. В связи с этим одни унитарные государства объединялись в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов ( совсем недавно - в 1993 году)   трансформировалась в федерацию, что и закреплено в конституции этой страны.

Форма государственного устройства способствует укреплению государственной власти, совершенствованию методов ее осуществления.

В Конституции Республики Беларусь термин "государственное устройство" не употребляется, но это не значит, что Беларусь не имеет своей государственной организации. В статье 1 Основного Закона закреплено, что Республика Беларусь является унитарным государством. Это и характеризует ее с точки зрения государственного устройства.

В настоящий период наша республика переживает переходный период. Идет поиск выхода из кризиса, завершается формирование властных структур. Все эти процессы направлены на то, чтобы важнейшей ценностью общества стал человек с его потребностями и устремлениями, и поэтому государственное строительство в интересах граждан Беларуси является важной задачей.

В своей работе я хочу затронуть некоторые проблемы национального строительства Республики Беларусь на современном этапе, а также рассмотреть те интеграционные процессы, которые в настоящее время происходят между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие, формы и принципы государственного

                                             устройства 

 

Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты и военными конфликтами.

В юридическом словаре понятие «территория государства» обозначает часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства и включающая в себя водные, подземные, воздушные пространства[14]. Территория государства - это та материальная база государства, без которой оно как суверенный объект существовать не может. Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой суверенной власти, то есть территория представляет собой то пространство, на которое распространяется его власть. Территориальное устройство, или территориальная организация государства, - это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами власти.

В отечественной литературе для обозначения данного института ученые употребляют термин «государственное устройство».

Государственное устройство - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Конституционно-правовой институт политико-территориальной организации государства включает:

- нормы, политическую и правовую практику, определяющие территорию и границы государства;

- нормы, политическую и правовую практику, устанавливающие способ политико-территориальной организации государства (унитаризм, федерализм, конфедерация, автономия, виды административно-территориальных единиц);

- нормы, политическую и правовую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и административно-территориальными единицами);

- нормы, политическую и правовую практику, о порядке взаимоотношений государства и его составных частей [16, с.469].

По мере развития общества, изменения общественных формаций, происходит процесс объединения территориальных единиц, государств, часто путем аннексии, то есть насильственного присоединения слабых государств к сильным, иногда с сохранением признаков государственности у присоединенных. В связи с этим административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное. Таким путем стали образовываться государства, различные по своему устройству.

Форма государственного устройства показывает:

- составные части и внутреннюю структуру государства;

- правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

- отношения между центральными и местными государственными органами;

- государственную форму выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Формы внутригосударственных связей могут быть различными: выражающиеся на основе договора между государством и его частями - федерация; на основе единого законодательства с административно-территориальными единицами - унитарное государство.

Для определения формы государственного устройства важную роль играет национальный состав государства. Большинство современных стран мира имеют унитарную форму государственного устройства, но есть также ряд стран, которые для политико-территориальной организации используют федеративную форму. Однако общим для всех унитарных и федеративных государств является то, что они представляют собой государственно-правовые образования с комплексом традиционных признаков государства: конституцией, законодательством, территорией, гражданством, денежной системой, символами и так далее.

Главное же различие между ними состоит в том, что при унитарной форме территория государства состоит из административно-территориальных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Истории государственного строительства известен также такой способ устройства, как конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединение независимых государств, которые объединились для обеспечения их общих интересов. Можно также выделить еще несколько разновидностей политико-территориального устройства: территориальная автономия, административно-территориальное деление, регионалистическое или региональное государство, которое представляет собой специфическую форму политико-территориального устройства, возникшую после Второй мировой войны на основе децентрализации унитарного государства. В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР после принятия Конституции 1996 года [31, с.191].

 

       

                              Унитарное государство.

 

Термин «унитарное государство» происходит от латинского «unus», что значит один, единственный. Унитарное государство - это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее из административно-территориальных единиц. Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море и другие). Как правило, все это мелкие острова.

Унитарные государства бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), а сложные имеют в своем составе те или иные формы автономии (Дания, Китай, Италия).

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает в себя разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства, на которые непосредственно делится территория унитарного государства; районы, уезды, округа, из которых

состоят единицы областного звена; общины, сельские административные округа, муниципальные округа, на которые делятся единицы районного звена.

Во многих странах таких ступеней три, в некоторых существует двухзвенное административно-территориальное деление (Болгария), в отдельных - четырехзвенное (Франция). Существуют государства, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (Англия, Шотландия и Уэльс в Великобритании). Множество ступеней административно-территориального деления предполагает, как

 

правило, создание соответствующих ступеней выборных представительных органов, то есть расширяет участие населения на каждой ступени управления. С другой стороны, это увеличивает административно-территориальный аппарат, усложняет и делает более громоздкой систему управления. Обычно этот недостаток пытаются преодолеть путем сокращения звеньев выборных органов.

Если   в   государстве   лишь   одна   ступень   административно-территориального деления, то это также создает определенные трудности, поскольку высшие государственные органы государства имеют свою компетенцию и им трудно сочетать ее с задачами местного управления. В результате этого приходится создавать какие-то промежуточные звенья. Поэтому оптимальным считается двух- или трехзвенное деление, однако решение этого вопроса зависит от конкретных условий страны.

Устройство сложных унитарных государств, имеющих в своем составе территориальную автономию, может быть различным в зависимости от формы автономии. Автономия может быть административной, то есть издаются газеты, радиовещание и судопроизводство происходят на местном языке. Автономия может быть политически законодательная, то есть она имеет право издавать законы по определенным вопросам, зафиксированным в конституции или в самом законе. Создание таких образований при территориальном делении государства связано с компактным проживанием национальных меньшинств, историческими, лингвистическими, культурными, бытовыми особенностями населения, географической определенностью некоторых территорий государства.

Унитарное государство может быть централизованным, децентрализованным и относительно децентрализованным.

В централизованном унитарном государстве существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. В настоящее время такая система создается только в условиях военных режимов, ибо в нормальных условиях, по крайней мере в городах, общинах, имеются выборные советы или созываются собрания граждан.

Децентрализованным является унитарное государство, если во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы местного самоуправления и нет назначенных из центра чиновников общей компетенции, призванных осуществлять контроль за деятельностью выборных органов.

В некоторых странах государство является относительно децентрализованным. В этих условиях в некоторых административно-территориальных единицах, даже признаваемых территориальными коллективами, существуют выборные органы самоуправления и назначенные чиновники общей компетенции, осуществляющие административный контроль.

Форма унитарного государства дает возможность, более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности. Именно в этих целях в ряде стран федеративные государства были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы. Eсли государство небольшое по размерам и в нем нет компактно проживающих групп населения с какими-то особенностями, то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны, унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства,

Информация о работе Государственное устройство Беларуси