Государство Урарту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

История Урарту нам хорошо известна по ассирийским клинописным источникам, подробно описывавшим походы против соседних стран. Ассирийцы, проживавшие в конце II тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье, территории будущего Урартского государства, встречались с крупными объединениями племен, оказывавшими ассирийскому продвижению упорное сопротивление.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство Урарту.docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)

 начале I тысячелетия  до н. э. южные области Закавказья  вошли в состав рабовладельческого  государства Древнего Востока  — Урарту, которое одно время  занимало первенствующее положение  среди других государств Передней  Азии. 

 

История Урарту нам хорошо известна по ассирийским клинописным  источникам, подробно описывавшим походы против соседних стран. Ассирийцы, проживавшие  в конце II тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье, территории будущего Урартского государства, встречались  с крупными объединениями племен, оказывавшими ассирийскому продвижению упорное сопротивление. 

 

Ассирийцы называли эти объединения  «странами Наири»; во время походов  ассирийского царя Тиглатпалассара I на север, против его войска выступали 23 «царя Наири». 

 

В середине IX в. в районе озера  Ван образовалось уже Урартское  государство. За короткий промежуток времени  оно выросло и окрепло, и ассирийцам при их продвижении на север постоянно  приходилось встречать упорное  сопротивление урартов. 

 

В летописях ассирийского царя Салманассара III (860—825 гг. до н. э.) с первого года его царствования отмечаются походы на север, против Урарту. Иллюстрациями к этим текстам  служат изображения на бронзовых  обивках ворот, найденных на холме  Балават (ассир. Имгур-Бэл), около Ниневии. На одном из рельефов изображен штурм  урартской крепости Сугунии. Горящая  крепость осаждается ассирийским войском  с двух сторон, причем штурм производится при помощи лестниц, приставленных  к стенам. В крепости видны защитники  — урартские воины — лучники  и копейщики. Справа от крепости изображена группа урартов со связанными за спиной руками и колодками на шее —  это пленные, уводимые в рабство. 

 

У Ванской скалы, цитадели урартской столицы Тушпы, сохранились  остатки стены, сложенной из громадных  каменных глыб. На камнях имеются три  надписи на ассирийском языке, говорящие  о постройке этой стены урартским  правителем Сардури, сыном Лутипри, который упоминается в летописях  Салманассара III. Особый интерес надписи  Сардури заключается в том, что  урартский правитель именует  себя не царем Биайни, как обычно впоследствии называли свою страну урарты, а царем страны Наири. Это обстоятельство указывает, что в середине IX в. до н. э. государство Урарту заменило собой союз стран Наири. Титул «царь Наири» носил и урартский царь Ишпуини, сын Сардури, от которого дошли-первые клинообразные надписи на урартском языке. 

 

В литературе по истории  Древнего Востока жителей Урартского государства часто неправильно  называют халдами, по имени бога Халди, главного бога урартов. В настоящее  время доказано, что сами урарты так себя не называли. Центральную  часть своего государства они  называли Биайни. От этого названия, возможно, и произошло современное название озера Ван. Термин Урарту сохранился в названии горы Арарат и Айраратской области Армении. 

 

История Урарту хорошо известна с конца IX в. до н. э. Кроме древних  урартских крепостей, в Ванском  районе сохранилось много клинообразных надписей, рассказывающих об успехах урартских походов, предпринимавшихся для расширения территории царства. В надписи царя Ишпуини речь идет об интенсивной строительной деятельности и центральной части Урарту, в районе его столицы г. Тушпы. Особенно же усилилось строительство в центре Урарту при царе Менуа, сыне Ишпуини (810—778 гг. до н. э.). Свыше ста надписей относится ко времени правления Менуи, причем 31 из них рассказывает о строительных работах, а 19 о прокладывании каналов. Все архитектурные постройки Менуа давно уже разрушены, но канал, снабжавший водой г. Тушпу, существует и действует до сих пор. Современное население Ванского района называет его «каналом Шамирам», связывая канал не с самим строителем, а с его современницей, царицей Шамирам (Семирамидой), матерью ассирийского» царя Ададнирари III. 

 

Наряду с большими строительными  работами в центральной части  Урарту, Менуа продолжал начатое  его предшественниками укрепление и расширение Урартского государства. Урартское войско проникало к; северу от р. Араке, подчиняя себе отдельные  области. Вначале походы урартов  в Закавказье преследовали лишь грабительские  цели, и задачей их являлся захват скота и пленных, которые превращались в рабов. Укрепившись на южном  берегу р. Аракса, Менуа создал там  свой административный центр Менуахинили, у современного сел. Ташбурун, и приступил  к регулярной эксплуатации завоеванной  страны путем взимания дани с ее населения. 

 

На западе урартские войска совершали походы в районы древнего хеттского государства и достигали  р. Евфрата. Здесь интересы урартов  сталкивались с интересами ассирийцев, уже давно претендовавших на владение этими областями. С противодействием Ассирии урартам пришлось встретиться  и при попытках продвижения на юг. Клинообразные надписи рассказывают о победе урартов в стране Мана, па юге от озера Урмии, ставшей  в VII в. до н. э. одним из претендентов на гегемонию в северовосточной части Передней Азии. 

 

Сыну Менуа, Аргишти (778 — 750 гг. до н. э.), также пришлось выдержать  ожесточенную борьбу с Ассирией. Летопись Аргишти, вырезанная на Ванской скале, отмечает победу урартов над ассирийским  войском. В VIII в. до н. э. Ассирия потеряла свои владения в верховьях рек  Тигра и Евфрата, и первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии перешло к Урарту. 

 

В это время усилилось  продвижение урартов на север. В  состав Урартского государства вошли  области, лежащие вокруг озера Севан. Вместе с тем урартский центр  в Закавказье из Менуахинили был  перенесен к северу за р. Араке, где  была построена крепость Аргиштихинили, остатки которой находятся на Армавирском холме, в Октемберянском районе Армянской республики. Отсюда происходит много урартских надписей, говорящих о постройке крепостей и храмов, а также о сооружении оросительных каналов. Большое внимание, уделявшееся Аргишти северным землям, подчеркивается и тем, что большинство его надписей, известных в настоящее время, найдены к северу от р. Аракса. Но было бы неверным из этого заключить, что центр Урартского государства был перенесен из г. Тушпы на север. Тушпа попрежнему оставалась столицей Урарту, где и при Аргишти не прекращались большие строительные работы, в частности устройство грандиозных помещений, высеченных в Ванской скале.  

 

Сардури, сын Аргишти (750—733 гг.), в начале своего правления успешно  продолжал политику укрепления и  расширения Урарту. В одной из ниш  Ванской скалы была открыта большая  стела, содержащая анналы Сардури, иллюстрирующие положение Урарту среди других стран Передней Азии. На западе урарты одержали победу над страной Кумуха-хали (Ком-магенами), вторгшись в пределы Сирии, где Сардури была захвачена добыча в 40 мин (20 кг) золота, 800 мин серебра, 3000 мин свинца и много бронзы. В Закавказье продолжалось подчинение новых областей, сопровождавшееся жестокой расправой с непокорными и массовыми переселениями жителей, превращенных в рабов. Так, например, поход в страну Эриахи  (в  районе  нынешнего г. Ленинакана) описывается следующими словами: «[направился я] в страну Эриахи, страну захватил? поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайни». Кроме того, в стране Эриахи было захвачено 412 коней, 6665 быков и 25 735 овец. Такая же судьба постигла и страну Уеликухи на западном побережье озера Севан, где Сардури захватил и разрушил 22 крепости. Иногда местные правители без борьбы сдавались урартскому царю. Так, в летописи, говорится о том, что «пришел Мурини, царь Аби-лианиха, обнял Сардуровы колени и пал ниц». Побежденные местные правители, так же как и жители, взятые в плен, уводились в центральную часть Урарту. В одной надписи Сардури, найденной в Ване, мы читаем: «Бог Халд выступил, своим оружием он покорил Синалиби, сына Луеху, царя страны города Тулиху, покорил он Ашурнирари, сына Ададнирари, царя стран Ассирии». Как видно из этого текста, борьба с ослабленной Ассирией в то время не представляла серьезных трудностей и победа урартов над ассирийским царем была поставлена в один ряд с победами над правителями небольших закавказских областей. 

 

Время царей Аргишти и  его сына Сардури, т. е. середина VIII в. до н. э., было периодом наибольшего  расцвета государства Урарту. Были объединены огромные области; побежденные  племена платили урартским царям  богатую дань, тысячи рабов сооружали  крепости и каналы и работали в  хозяйствах урартской знати. 

 

По своему политическому  строю Урарту являлось рабовладельческим  государством древневосточного типа. Характерной его чертой была непрочность  объединения и неустойчивость границ, так как государственная власть на окраинах, покоренных силой оружия, требовала постоянных мероприятий  для своего поддержания. О непрочности  власти урартов на периферии Ванского царства свидетельствуют неоднократные  походы против восставших племен. Там, где власть урартов была особенно непрочной, они старались уничтожить племенные союзы, разрушая поселения, опустошая страну и захватывая богатую добычу. При этом местное население, не успевшее скрыться в горах, просто уничтожалось. Позднее жителей из захваченных областей стали переселять в другие районы, а их место занимали новые поселенцы, пригнанные иногда из очень отдаленных мест. Это жестокое мероприятие являлось надежным средством в борьбе с местными племенными союзами.   

 

Для укрепления власти на окраинах своего государства урарты сооружали  крепости, создавали административные центры и ставили своих наместников, на обязанности которых лежало наблюдение за свое временной уплатой дани и  за работой по сооружению крепостей  и оросительных систем: искусственных  озер и каналов. 

 

Сооружение каналов имело  для Урарту большое значение, так  как земледелие не только в низменных, но и в горных районах было основано на искусственном орошении. Техника  урартского земледелия была сравнительно высокой и основные земледельческие  орудия, включая лемехи плугов, изготовлялись  из железа. Наряду с земледелием  большое значение в хозяйственной  жизни Урарту имело животноводство. Скот был основным богатством Ванского царства. 

 

Из ремесел в Урарту большого развития достигла металлургия. Бронзовые изделия урартских  мастеров имеют высокие художественные и технические качества. Раньше, чем в других районах Передней Азии, в Урарту вошло в широкое  употребление железо. 

 

Памятники урартского искусства  по своему стилю очень близки к  ассирийским, что объясняется не только культурным влиянием Ассирии, но и тем, что обе эти культуры — и ассирийская, и урартская — имели общую основу — древнюю культуру Передней Азии. Но и влияние Ассирии на Урарту было очень значительным. Это можно проследить хотя бы на примере урартской клинописи. Древнейшие надписи урартских правителей были написаны на ассирийском языке, и тексты на собственно урартском языке появились только с конца IX в. до н. э. Свою письменность урарты заимствовали у ассирийцев, взяв уже готовую систему письма и приспособив ее к особенностям своего языка. Урартский же язык существенно отличался от ассирийского, имея непосредственные связи с переднеазиатскими субарскими и некоторыми кавказскими языками. 

 

О памятниках материальной культуры Ванского царства можно  судить главным образом по материалам археологических раскопок. При раскопках  на крепости Топрах-кале были открыты  развалины храма и дворца, стены  которых облицованы мраморными плитами  с резными изображениями, а также  каменными панелями, украшенными  инкрустациями из цветного камня  и металла. Пол помещений также  был украшен инкрустацией. 

 

 

 

О внешнем виде урартских  храмов можно судить по ассирийскому изображению храма в Мусасире, на рельефе во дворце Саргона. Урартский  храм, имевший двускатную крышу и  декорированный фронтон, существенно  отличался от месопотамских храмов и напоминал архаические греческие  храмы. 

 

Для урартского строительного  искусства характерны помещения, высеченные в скалах. Помещения Ваиской скалы, служившие, вероятно, гробницами ургртских  царей, являются прекрасными образцами  памятников этого рода. Вся Ванская  скала носит следы большой  работы кахменотесов, ее скалистые  склоны покрыты многочисленными  уступами, лестницами и нишами. После  середины VIII в. до н. э. могущество государства  Урарту начало клониться к упадку.  

 

Ассирийская держава, главный  соперник Урарту, в этот период снова усилилась, и ее царь Тиглатпалассар III приступил к восстановлению прежних границ своего государства, увеличив и реорганизовав для этой цели ассирийскую армию. После восстановления своей власти в Парсуа и Мидии на юге от озера Урмии, Тиглатпалассар предпринял поход в северную Сирию, с правителями которой урартский царь Сардурп находился в союзе. В области Кумух (Коммагенах) произошла встреча ассирийского и урартского войска. Ассирийцы одержали победу и захватили военный лагерь урартов. Царь Сардурп под прикрытием ночи скрылся в горах Тиглатпалассар продолжал преследовать урартов до переправы через Евфрат. 

 

После победы в северной Сирии ассирийское войско направилось  в Урарту. Об этом походе Тиглатпалассар в клинописной надписи рассказывает следующее: «Сардури урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я  запер, большую резню устроил  перед городскими воротами. Изображение  моего владычества я установил  напротив города». Разгромив город, расположенный у подножья Ванской  крепости, в которой заперся Сардури, Тиглатпалассар направился вглубь Урарту и прошел страну «сверху донизу», не встретив сопротивления. Успехи ассирийского войска сильно ослабили Урартское государство, которое сразу же потеряло свое прежнее  господствующее положение на северо-востоке-Передней Азии. При этом от Урарту стали отпадать одна за другой входившие в его  состав области. 

 

Преемник Сардури, урартский  царь Руса, вступивший на престол в  тридцатых годах VIII в. до н. э., сделал попытку восстановить былую мощь государства. 

 

При осаде Ванской цитадели, в которой заперся Сардури, была разрушена урартская столица  Тушпа. Руса восстановил этот город, но перенес при этом свою резиденцию с Ванской скалы на холм Топрах-кале.  

 

Много усилий было потрачено  Русой на восстановление урартской  власти в северных областях. На берегу озера Севан сохранились две  крепости, построенные урартами. Одна из них находится на высокой скале  над г. Нор-Баязедом. На стене крепости сохранилась клинообразная надпись  следующего содержания: «Руса, сын Сардури, говорит: царя страны Уеликихи я покорил, рабов взял в плен, страну во владение захватил, правителя сюда поставил, ворота бога Халди и крепость мощную построил, назвав [ее] городом бога Халди...» 

 

Другая урартская крепость расположена на южном побережье  озера Севана, у сел. Цовинар. На скале  над озером сохранилась клинообразная  надпись, рассказывающая о пленении в этом районе 23 правителей мелких областей и о постройке крепости, названной  крепостью бога Тейше-бы. Руса вел  упорную и длительную борьбу и  в южных областях, в частности  в Мусасире. Он заключил союз с Урзаной, правителем Мусасира, которому, повидимому, помог укрепиться на престоле. 

Информация о работе Государство Урарту