Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:35, реферат
Цель данной работы изучить государство и право Золотой Орды.
Задачи:
1. рассмотреть государственное устройство Золотой Орды:
2. исследовать общественный строй Золотой Орды;
3. проанализировать право Золотой Орды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное устройство Золотой Орды 4
2. Общественный строй Золотой Орды 6
3. Право Золотой Орды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное устройство Золотой Орды 4
2. Общественный строй Золотой Орды 6
3. Право Золотой Орды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
Золотая Орда (Улус Джучи) продолжает оставаться одной из исследуемых тем в историко-правовой науке. Улус Джучи, самоназвание Великое государство (самоназвание на тюркском Улу Улус) в русской традиции — Золотая Орда — средневековое государство в Евразии.
В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. С 1312 года государственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Золотая Орда не имела четко
определенных границ. Ее власть распространялась
не столько на территорию, сколько
на народы и племена, находившиеся на
разных стадиях социально-
Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории, т.к. они владычествовали по всей Руси около столетия, и после они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие.
Цель данной работы изучить государство и право Золотой Орды.
Задачи:
1. рассмотреть государственное устройство Золотой Орды:
2. исследовать общественный строй Золотой Орды;
3. проанализировать право Золотой Орды.
История Золотой Орды началась
в 1243 году. Ее основатель хан Батый,
так же как чингизиды в других
улусах, относился к подвластной
территории как к родовому владению,
не рассматривая ее в роли абсолютно
независимого государства. Все монгольские
улусы юридически составляли единую
империю с центральным
Внутригосударственная структура
Орды копировала систему, введенную
в Монголии еще Чингисханом. Управляемая
территория делилась сначала на две
большие административные единицы,
а с конца XIII века — на четыре
(Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым, Хорезм). Их
возглавляли наместники хана — улусбеки.
Юридической базой внутреннего
деления крупных
Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40—50-е годы XIII века). Была основана столица как административный центр, организована ямская связь между столицей и областями, распределены налоги и повинности. Появился аппарат чиновников, строго подчиненный верховной власти, которая была абсолютной. Источники отмечали, что ханы имели «изумительную власть над всеми». Многочисленное чиновничество помогало ханам осуществлять эту власть результативно. Верх чиновничьего аппарата замыкали две высшие государственные должности: беклярибек и везир. В руках беклярибека находилось руководство армией, дипломатической службой, судебными делами. Везир сосредоточивал высшую исполнительную власть.
Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни. Курилтаи — традиционные представительные съезды — в Орде быстро потеряли ту роль, которую они играли в Монголии. Ханская власть в Орде снизу никем не ограничивалась.
Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам. У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев3.
Судебный и административный
произвол, внесудебная расправа являлись
характерными чертами судебной системы
военно-феодального
Своеобразно развивались
политические и дипломатические
отношения между Русью и Ордой.
Русские князья получали право на
княжение в ханской ставке. Имели
место карательные походы на Русь
и грабительские набеги бесконтрольных
кочевых отрядов. Но в то же время
и Русь обладала каналами политического
и духовно-идеологического
Социальная структура
Золотой Орды была сложной и отражала
пестрый классовый и
В военно-феодальной иерархии
Золотой Орды господствующее положение
занимал аристократический род
потомков Чингиз-хана и его сына
Джучи. Этот многочисленный род владел
всей землей государства, ему принадлежали
огромные стада, дворцы, множество слуг
и рабов, неисчислимые богатства, военная
добыча, государственная казна и
т. д. Впоследствии джучиды и иные
потомки Чингиз-хана еще целые
столетия сохраняли привилегированное
положение в среднеазиатских
ханствах и в Казахстане, закрепили
за собой монопольное право носить
звание султанов, занимать ханский
престол. Сам хан имел самый богатый
и большой улус типа домена. Джучиды
имели преимущественное право на
занятие высших государственных
постов. В русских источниках их
называли царевичами. Им присваивались
государственные и военные
Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингизхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.
Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.
Из среды нукеров и
других привилегированных людей
в Золотой Орде выдвинулся небольшой
слой тарханов, получивших от хана или
его высших должностных лиц тарханные
грамоты, в которых их обладателям
предоставлялись различные
К господствующим классам
относились также и многочисленное
духовенство, прежде всего мусульманское,
купцы и богатые ремесленники,
местные феодалы, родовые и племенные
старейшины и вожди, крупные землевладельцы
в оседлых земледельческих
Трудящиеся — крестьянство
земледельческих районов, городские
ремесленники, слуги — находились
в различной степени
В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывали помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.
В городах трудились
Довольно распространенным
явлением в Золотой Орде было рабство.
Рабами становились прежде всего
пленники и жители завоеванных земель.
Рабы использовались в ремесленном
производстве, строительстве, в качестве
слуг феодалов. Много рабов продавалось
в страны Востока. Однако большинство
рабов как в городах, так и
в сельском хозяйстве через одно-два
поколения становились
Изучение права любого общества или этноса начинается с поиска источника права в этом социуме. Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права5.
Основной источник права в Золотой Орде объективируется спецификой хозяйственной культуры и базируется на обычаях и традициях, выработанных социумом в ходе хозяйственной деятельности, в основном пастбищным животноводством (кочевым скотоводством).
В золотоордынском обществе
бытовали правовые нормы, источниками
для которых послужили нормы
морали. Так, например, если дети злословили
против родителей, то они подвергались
наказаниям. Если человек солгал на
суде, его ожидало публичное
Причину превращения нормы морали в норму права Г.В. Мальцев комментирует следующим образом: «Право возникает там, где заканчивается регулирование общественных отношений через санкции морали и религии»7. По поводу «мононормы» Г.В. Мальцев высказал мнение, что не мораль, а религия стала базой, из которой «возникли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т.д.»8.
Первичными источниками права золотоордынского общества явились, без сомнения, экономические условия функционирования социума. Ими обусловливались источники норм права. Например, к ним относятся морально-этические правила регулирования общественной жизни: понятие греховности, ощущение дискомфорта от неправильного поведения и т.д.9 Эти критерии определяют характер изучаемых нами позднесредневековых источников права.
Анализ имеющегося по средневековым обществам научного материала показывает, что наименьшими правами обладали дети, калеки и инвалиды, но и их наименьшее элементарное право на жизнь гарантировалось правом всего общества.
Затрагивая вопрос о юридических источниках, следует отметить, что обычное право в период формирования вначале монгольского, а позже золотоордынского государства в силу специфики политической и социальной жизни общества, хозяйственной культуры монголов и кыпчаков составлялось из множества более мелких норм. Их содержание имело отношение к обычаям, традициям, установлениям отдельных авторитетов, религиозным ритуалам и предписаниям монголов и кыпчаков, которые и были источниками норм права в догосударственный период и в этом виде вошли как традиционная обычно-правовая система в правовой уклад улуса Джучи.