Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:22, реферат
К началу 80-х годов стало очевидным, что Советский Союз находится в глубоком системном кризисе. Проявилась устойчивая тенденция к снижению темпов роста как в промышленности (с 8,4% во второй половине 60-х гг. до 3,5% в 1970 - 1985 гг.), так и в сельском хозяйстве (с 4,3 до 1,4%), в производительности труда (с 6,3 до 3%), в объемах капитало¬вложений (с 7,5 до 1,8%). Начиная со второй половины 70-х гг. эконо¬мика исчерпала резервы свободной рабочей силы.
Государство и право СССР в период перестройки (середина 1980-х - 1991 гг.)
К началу 80-х годов стало очевидным, что Советский Союз находится в глубоком системном кризисе. Проявилась устойчивая тенденция к снижению темпов роста как в промышленности (с 8,4% во второй половине 60-х гг. до 3,5% в 1970 - 1985 гг.), так и в сельском хозяйстве (с 4,3 до 1,4%), в производительности труда (с 6,3 до 3%), в объемах капиталовложений (с 7,5 до 1,8%). Начиная со второй половины 70-х гг. экономика исчерпала резервы свободной рабочей силы. Прирост работоспособного населения упал с 2 до 0,25% в год. Все более неэффективной отраслью советской экономики становилось сельское хозяйство. Несмотря на крупномасштабные инвестиции, делавшие сельское хозяйство тяжелым бременем для государства, приходилось закупать до 40 млн. тонн зерновых в год.
Традиционные сырьевые базы истощались, топливно-энергетический комплекс смещался на восток, значительно возросла стоимость сырья, обострилось положение со слаборазвитой транспортной системой. Нарастал физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов. Продолжавшаяся гонка вооружений, непомерный рост военных расходов, война в Афганистане становились непосильными для советской экономики.
Основная причина всеобъемлющего кризиса коренилась в неспособности существующей системы, сформировавшейся по сути еще в 30-е годы, обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала страны. Чрезмерная централизация, жесткое директивное планирование, отсутствие рыночного ценообразования, низкая материальная заинтересованность работников в результатах своего труда, запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности населения в производстве, сфере услуг, торговле были порождением этой системы. К тому же все эти факторы усугублялись безудержной милитаризацией экономики. Для сохранения существующей системы нужны были кардинальные перемены.
В 1985 году руководство государства во главе с М.С. Горбачевым приходит к выводу о необходимости проведения глубоких экономических и политических реформ. Был объявлен новый государственный курс на «ускорение», «гласность» и «перестройку». Реформы в сфере экономики имели целью ее оздоровление путем расширения прав предприятий и возрождения частнопредпринимательской деятельности. Кардинальное изменение общественных отношений потребовало значительного изменения всех отраслей советского права.
Проведение экономических реформ предполагалось в двух основных направлениях: в расширении экономической самостоятельности государственных предприятий и развитии сферы деятельности частного сектора. Начало экономическим преобразованиям в первом направлении положили совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, среди которых следует отметить Постановление от 12 июля 1985 года «О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса». По сути, этим Постановлением был обозначен курс государства на изменение внутригосударственной экономической политики.
Началом реализации этой политики можно считать принятие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации» от 17 июля 1986 года. В соответствии с этим Постановлением предприятия, объединения, организации государственной торговли были переведены на новые условия хозяйствования: самоокупаемость, полный хозрасчет и самофинансирование.
С 1 января 1987 года многие министерства и ведомства СССР, крупнейшие объединения и предприятия получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. В их структурах могли создаваться хозрасчетные внешнеторговые фирмы. Деятельность этих фирм регулировалась «Положением о хозрасчетной внешнеторговой организации (объединении) министерства, ведомства» и «Типовым положением о хозрасчетной внешнеторговой фирме научно-производственного, производственного объединения, предприятия, организации», принятыми Советом Министров СССР 22 декабря 1986 года.
Продолжению государственной политики на развитие хозрасчетных начал в экономике способствовал пакет постановлений Совета Министров и Верховного Совета СССР, последовавших на протяжении 1987 года: 13 января принимается Постановление Совета Министров СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
Получали развитие новые формы экономических отношений с фирмами зарубежных государств, в том числе научно-техническая, производственная кооперация, создание совместных предприятий. Совместные предприятия признавались хозяйственно самостоятельными организациями, наделялись широкими правами в области экспортных и импортных операций, согласования цен, заключения контрактов и т.д.
Серьезным шагом на пути преобразований стал утвержденный Верховным Советом СССР 30 июня 1987 года Закон « О государственном предприятии (объединении)» (в 1989 году его действие было распространено на все предприятия). Закон осуществлял перевод плановой экономики на рыночные принципы. Роль министерств как органов отраслевого управления сводилась лишь к установлению для предприятий государственного заказа. Предприятия должны были самостоятельно заниматься организацией производства и реализацией продукции, получили право устанавливать необходимые «горизонтальные» связи. Хозрасчет и самофинансирование ставились во главу угла. В соответствии со ст. 2 Закона предприятия получали право производить и реализовывать продукцию «в соответствии с планом и договорами, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, самоуправления, сочетания центрального руководства и самостоятельности предприятий». Прибыль или доход становились обобщающим показателем производственной деятельности предприятия. Часть прибыли должна была использоваться предприятием для расчета с бюджетом, банками и «вышестоящими органами», другая часть становилась «источником жизнедеятельности предприятия». Разрешалась свободная продажа продукции на рынке, создание совместных предприятий. Государственные предприятия и кооперативы признавались «основным звеном единого народнохозяйственного комплекса». Трудовой коллектив объявлялся хозяином на предприятии, имеющим право решать все вопросы производственного и социального развития, включая выборы администрации.
Развитие второго направления реформы началось во второй половине 1986 года с принятием Закона СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». Впервые после НЭП в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения и в других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей, стала возможна индивидуальная трудовая деятельность. Заниматься ею можно было только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
Одним из основных нововведений перестройки в области экономики стали различные кооперативы, занявшиеся производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению. Постановлениями Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 года «О создании кооперативов общественного питания» и «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» поощрялось вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и объединение их в кооперативы, общества, товарищества. Появились кооперативные мастерские, парикмахерские, магазины и рестораны. При этом использование наемного труда по-прежнему не допускалось.
Таким образом, к 1987 году была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Желавшие открыть собственное дело должны были зарегистрироваться. При этом они подлежали высокому налогообложению (до 65%). Но, несмотря на высокие налоги, к весне 1991 года более 7 млн. граждан были заняты в кооперативном секторе и 1 млн. человек получили патенты на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Однако отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, недостатки правовой базы, ряд субъективных факторов негативно сказывались на развитии кооператорства.
Необходимость активизации развития кооперативного движения потребовала разработки соответствующей правовой базы. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР от 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР». Закон имел основополагающее значение и существенно повлиял на развитие всего гражданского права. Он являлся логическим продолжением курса, определенного Законом «О государственном предприятии». Новый закон был призван регулировать все вопросы, связанные с созданием и деятельностью кооперативов. Устанавливалось, что кооперативы могут создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни. Кооперативы получали право заниматься любыми, кроме запрещенных законом, видами деятельности.
Устанавливалось, что собственностью кооператива являются принадлежащие ему средства производства и иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности. Ст. 7 устанавливала, что кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, скот, произведенная продукция, денежные средства. Кооперативная собственность (ст. 8) рассматривалась как одна из форм социалистической собственности, поэтому объявлялась неприкосновенной. Она могла быть изъята только по решению суда.
Законом регулировались основы деятельности кооперативов, планирование, цены и ценообразование, вопросы налогообложения, финансы, кредиты, расчеты, вопросы труда и оплаты. Закон явился одним из важнейших нормативных актов периода «перестройки», имел конституционное значение.
Постановлением Верховного Совета СССР от 26 мая 1988 года определялось, что законодательство СССР должно быть приведено в соответствие с «Законом о кооперации».
Тем не менее, частное предпринимательство испытывало массу проблем как объективного (организационные, финансовые, правовые), так и субъективного (идеологические, психологические) характера. В результате деятельность кооперативного сектора приобрела спекулятивный характер. Отсутствие контроля за качеством продукции, погоня за сиюминутной прибылью, недальновидная и неумелая политика и кооператоров, и государства привели к тому, что вскоре население стало отказываться от услуг и товаров кооперативных предприятий, и кооперативное движение пошло на спад.
В сельском хозяйстве также были предприняты попытки расширения сферы частного предпринимательства посредством формирования современного фермерства. В 1988 году законом была разрешена аренда земли на длительный срок (до 50 лет). Однако в принятом в марте 1988 года новом Положении о колхозах говорилось, что размеры участков и поголовье скота будут определяться коллективами колхозов.
Законодательство этого периода большое внимание обращает на развитие арендных отношений. В апреле 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об аренде и арендных отношениях, а в ноябре Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.
На практике колхозы не получили подлинной самостоятельности и остались в зависимости районных властей. Не получило развития и арендное движение. Земля на местах давалась в аренду, как правило, не более чем на 5 лет, арендные договоры могли быть расторгнуты в одностороннем порядке, арендаторы были лишены сельскохозяйственной техники и необходимой инфраструктуры, отношение к ним в обществе было негативное.
Для ускорения развития арендного движения в феврале 1990 года Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Основы определяли, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получили право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду. Устанавливался порядок предоставления земель физическим и юридическим лицам. Однако Основы уже не успели изменить ситуацию в сельском хозяйстве.
Экономические итоги «перестройки» выглядят удручающе. Уровень жизни советских людей резко упал, заметно сократилось сельскохозяйственное производство, прирост промышленной продукции в 1989 году впервые достиг нулевого значения и, начиная с 1990 года, началось его стремительное сокращение. К лету 1991 года усилилась инфляция, к концу года она составляла 25% в неделю. Ценники в магазинах менялись по несколько раз в течение одного дня.
В ходе «перестройки» так и не была решена основная экономическая задача - переход к рыночной экономике. Ни одна из начатых экономических реформ не дала ожидаемых результатов.
Попытка изменить систему, в которой в течение десятилетий отсутствовали рыночные механизмы и процветали теневая экономика и коррупция, оказалась неудачной. На практике действующая система госзаказа, ценообразования, снабжения, неотработанная система налогообложения, неразвитая правовая база, государственная монополия на сырье существенно ограничивали коммерческую самостоятельность предприятий, тормозили развитие кооперативного движения. Предприятия на деле оставались под жесткой опекой бюрократических структур.
В ходе реформ так и не произошло возрождения частной собственности на средства производства и землю, не были приняты антимонопольные меры и не проведена приватизация предприятий. В результате формирующаяся рыночная экономика приобрела спекулятивный характер, в частном секторе происходило «отмывание» капиталов.
Противоречивые и непоследовательные попытки сочетать плановую и рыночную экономику в условиях наступавшего кризиса разрушили складывающиеся десятилетиями хозяйственные связи, наступил паралич экономики, обусловивший и распад самого государства. Союзные республики, осознав политическую и экономическую слабость центра, начали самостоятельно искать пути выхода из кризиса.
Гражданское право в период «перестройки» должно было законодательно отразить постепенный переход к провозглашенным рыночным отношениям. Следует напомнить, что в этот период действующим источником гражданского права по-прежнему оставались Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик, регулировавшие основные положения этой отрасли права. Основы устанавливали, что в личной собственности граждан может находиться имущество, предназначенное лишь для удовлетворения их материальных и культурных потребностей, оно не может быть использовано для извлечения «нетрудовых доходов».
Информация о работе Государство и право СССР в период перестройки