Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет»
Институт истории
Отделение исторического образования
Кафедра
всеобщей истории и методики преподавания
Григорий Турский и
его История Франков
Реферат студента
группы 487
отделения очного
обучения
Садыковой Нурии Газинуровны
Научный руководитель:
доцент
кафедры всеобщей истории Бурханов
Альберт Ахметжанович
Казань – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел 1. ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ И
ЕГО СОЧИНЕНИЕ…………………. 3
Раздел 2. ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ И
ЕГО ВРЕМЯ…………………………5
Раздел 3. «ИСТОРИЯ ФРАНКОВ»
КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК…………………………………………………………………….12
Раздел 4. «ИСТОРИЯ ФРАНКОВ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
24
Раздел 1. ГРИГОРИЙ
ТУРСКИЙ И ЕГО СОЧИНЕНИЕ.
«История франков»
в десяти книгах, созданная турским
епископом Григорием,— исключительный
по своему значению памятник
европейской культуры раннего
средневековья. В ней описываются
события VI в., относящиеся к истории
возникновения и развития Франкского
государства эпохи Меровингов
на территории бывшей римской
провинции — Галлии (нынешней
Франции).
Григорий Турский благодаря
своей образованности, наблюдательности,
епископскому сану и влиянию,
которое он оказывал на меровингских
королей, собрал ценный материал,
отражающий жизнь различных слоев
меровингского общества, и создал
яркую, местами полную драматизма,
своеобразную летопись жизни
людей той эпохи. Это была
эпоха, когда «при родовых муках»
рождалась новая цивилизация.
Труд Григория описывает события
этого мучительного становления
и сам является его порождением.
Материал, собранный деятельным
и любознательным епископом из
письменных и устных источников,
огромен, а форма его изложения
и обобщения позволяют проникнуть
в общественную атмосферу и
психологию людей того сложного
периода. И в том, и в другом
отношении Григорий напоминает
«отца истории» Геродота. «Геродотом
варварства» (варварского мира) назвал
Григория Турского французский
филолог-романтик Ж. Ампер1. И как «История» Геродота стала
основой той картины героической борьбы
древней Греции за свою свободу, которая
навсегда, как художественное произведение,
запечатлелась в памяти потомства, так
и образ раннего средневековья с его контрастами
варварской мощи и христианской одухотворенности,
первобытной непосредственной простоты
и изощренной коварной жестокости был
осмыслен культурным европейским сознанием
прежде всего по Григорию Турскому. Заучивавшиеся
в течение веков каждым школьником хрестоматийные
рассказы о крещении короля Хлодвига («почитай
то, что сжигал, сожги то, что почитал»),
о суассонской чаше, о «войне двух королев»
— Брунгильды и Фредегонды были не чем
иным, как изложением эпизодов из «Истории
франков».
Кропотливые исследования
историков нового времени многое
изменили в этой картине: сняли
сгущенные краски, устранили упрощения,
отделили факты от легенд. Однако основу
представления об общей связи исторических
событии в Центральной Европе VI в. по-прежнему
дает труд Григория Турского, и если современный
человек рисует себе все раннее западное
средневековье, сложное и смутное, по образу
Меровингской Галлии, а не Испании или
Британии, то это именно благодаря Григорию
Турскому. Без него вся история Франции
этого периода представляла бы собой,
по словам современного исследователя,
почти «белое пятно».
Раздел 2. ГРИГОРИЙ
ТУРСКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ
Жизнь и литературная
деятельность Григория Турского
совпадают с полосой двух важнейших
общественных сдвигов в истории
Западной Европы VI в — этнического
и религиозного, с периодом социального
преобразования, состоящего в постепенном
переходе от старой рабовладельческой
общественной системы к новой
— феодальной. В Галлии, важнейшей
провинции Западной Римской империи,
местное население (кельтские
племена, именовавшиеся также
галлами) уже давно слилось
с пришлыми римскими колонистами,
заселившими города этой провинции
в I—III вв., и говорило на народной
латыни. Это галло-римское население
жило в городах — римских
муниципиях и колониях, в селах
на землях городов, а также
вокруг больших вилл, владельцы
которых сдавали землю в аренду.
Из этой среды выделился слой
именитой местной знати, игравшей
немалую роль в истории Римской
империи, особенно ее последних
веков.
В V в. Галлия, в сущности,
уже стояла вне римского управления.
Власть фактически здесь находилась
в руках варваров — германских
военных поселенцев; на землях
провинции разместилось множество
германских племен, которым с
обязательством несения военной
службы на границе были предоставлены
земли для поселения и обработки.
Так, франкам, которые еще ранее,
в III в., образовали у северо-восточных
границ Галлии союз племен, в
VI в. (на таких же условиях) было
разрешено расселиться в междуречье
Шельды и Мааса, а также на
левобережье среднего Рейна. Но
из-за Рейна в провинцию в
V в. хлынули новые волны франков,
алеманнов и других германских
племен. Они захватывали земли
на востоке Галлии, опустевшие
после разрушительного похода
на Запад, а затем в Африку
вандалов, свевов и аланов.
В Нарбоннской провинции
расселились вестготы. В Лионской
провинции обосновались бургунды.
Старое романизированное галло-римское
население в городах и селах
оказалось по соседству с новыми
пришельцами. В отдельных областях
Галлии, особенно на юге провинции,
преобладало староримское население;
на северо-востоке галльские общины
и редкие галло-римские рабовладельческие
виллы не занимали всей территории,
поэтому крайний север Галлии
был заселен преимущественно
франками2.
Многочисленные контакты
германских племен с галло-римским
населением, а также знакомство
с их порядками приводили к
изменениям в социальной структуре
и самих германцев. Но этот
процесс не везде был одинаков.
Наличие у франков на северо-востоке
Галлии отдельных поселений способствовало
тому, что распад древней общины
шел здесь сравнительно медленно,
в то время как вестготы
и бургунды селились преимущественно
в старых галло-римских центрах,
и поэтому влияние позднеримских
общественных отношений на жизнь
этих племен было преобладающим.
Поселение в Галлии германцев,
которые заняли там господствующее
положение, в свою очередь привело
к коренным переменам в староримской
администрации, в этнической и
хозяйственной структуре провинции.
Рядом с римскими виллами возникали
хозяйства германских свободных
крестьян — общинников. Подати
с галло-римского населения стали
поступать германским королям.
Прежняя римская администрация,
владевшая латинским языком, стала
обслуживать их двор и знать.
Из трех королевств
(в бассейне Роны — королевство
бургундов, к югу от Луары
— королевство вестготов, к
северу от Луары и до Рейна
— королевство франков) самым
сильным оказалось королевство
франков3. Ко времени рождения Григория
Турского (середина VI в.) франкские короли
завершили завоевание Аквитании и Бургундии
и овладели почти всей Галлией — от низовьев
Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.
Прочность власти обосновавшихся
в Галлии германских племен
зависела от того, насколько удастся
им, не растворяясь полностью
в массе прежнего римского
населения, объединиться с их
новыми подданными с тем, чтобы
образовать общее культурно-этническое
единство. И франкам это удалось,
вестготам и бургундам — нет.
Причиной тому была не только
разница в устойчивости и действенности
их общинного уклада, но и в
различии религиозной политики
их королей. Расселяясь на римских
землях, германцы принимали христианство,
что приобщало их к наследию
античной цивилизации. Но в
христианстве того времени царил
раскол: большинство староримского
населения исповедовало католическую
веру, признанную ортодоксальной
вселенскими соборами, меньшинство
— арианскую веру, официально
осужденную как ересь. Вестготы
и бургунды приняли христианство
раньше, но в форме арианства.
Франки (в лице короля Хлодвига
и его дружины), явившись в Галлию
позднее, приняли христианство в
форме католичества, что обеспечило им
поддержку римской церкви против готов
и бургундов в их соперничестве за власть
над Галлией.
Во Франкском королевстве
католическая церковь стала союзником
королей, тогда как в Вестготском
и Бургундском католическая церковь
была им оппозицией. Этим она
способствовала победе франков
в их дальнейшей политической
борьбе и в процессе образования
Франкского государства сумела
сделать католическую религию
одной из основ для консолидации
разноплеменного и разноязычного
населения прежней римской провинции
в единое общественное целое.
Все это обеспечило
привилегированное положение христианской
церкви во Франкском государстве.
Церковь оказывала поддержку
королевской власти, королевская
власть из политических соображений
в свою очередь поддерживала
церковь. Франкские короли дали
возможность церкви сохранить
те привилегии, которые у нее
были в Римской империи в
конце IV—V вв. В V в. церковь
обладала уже значительными земельными
владениями как в городе, так
и вне городских стен и была
освобождена от некоторых государственных
налогов. В IV—V вв. высшее духовенство
получило также право судебной
власти не только над своим
клиром, но и над светским населением
городов. Это право было сохранено
и во Франкском государстве.
Понимая выгоды от
союза с церковью, Хлодвиг жаловал
католическому духовенству из
владений фиска (королевской казны)
земли для основания монастырей.
Эту практику поддерживали его
сыновья. Во время завоеваний
франками областей южнее Луары
Хлодвиг распорядился, чтобы имущество
и рабы, захваченные у церкви
и клириков во время военных
конфликтов, были им возвращены.
Духовенство освящало власть
королей, утверждая представление
о короле как о законодателе
и суверене, стоящем над подданными.
Но в то же время король
в глазах подданных должен
быть их защитником. Таким образом,
церковь как бы внедряла положение
о социальных целях государства,
чуждое германской частноправовой
интерпретации королевской власти
и присущее идеологии позднеримского
государства, что позже нашло
свое отражение в законодательствах
варварских государств.
Своим непосредственным
участием в делах государства
католическая церковь не только
способствовала перенесению в
варварское общество элементов
позднеримской государственности,
ускоряя тем самым синтез германских
и романских отношений в политическом
устройстве Меровингской Галлии, но
и способствовала упрочению религиозно-нравственных
принципов в ту сложную эпоху, когда были
разрушены прежние культурные традиции
вследствие распада Римской империи и
завоевания ее западных провинций варварами.
Рвались традиционные общественные связи
и распадались гражданские коллективы.
Сходные процессы имели место и среди
варваров-завоевателей. В ходе завоеваний
варвары утрачивали связи со своей старой
языческой религией и культурой, но еще
плохо усваивали и новую. Беспрерывные
войны между разными племенами, междоусобицы
королей, гражданские распри способствовали
общему упадку нравов. В этих условиях
церковь своей проповедью христианской
морали, своим влиянием на дела судопроизводства,
своим участием в разборе семейных и иных
тяжб прихожан оказывала большое влияние
на нравственное состояние тогдашнего
общества. Здесь можно вспомнить известные
слова Ф. Энгельса о христианстве как о
наследии, оставленном античной цивилизацией
средневековью. Ф. Энгельс писал: единственным,
что средневековье «заимствовало от погибшего
древнего мира, было христианство и несколько
полуразрушенных, утративших всю свою
прежнюю цивилизацию городов».
Не нужно забывать,
что церковь в то время была
основным, едва ли не единственным,
хотя и своеобразным хранителем
традиций античной культуры, латинской
письменности и латинского языка,
который на долгие века стал
литературным языком, языком поэзии,
истории и философии. Для проповеди
христианства церкви были необходимы
грамотные люди, а научиться латинской
грамоте можно было только
по учебникам старых грамматических
и риторских школ и по литературным
образцам старой классической
словесности.
Южная Галлия давно
славилась своими риторскими
школами, традиции их продолжали
жить и в последний век Римской
империи. Земляк Григория Турского,
овернский епископ Сидоний Аполлинарий
в V в. был одним из лучших
латинских писателей и поэтов.
Сам Григорий хорошо знал стихи
Вергилия и прозу Саллюстия,
в его сочинениях есть также
цитаты из Плиния Старшего
и Авла Геллия. Друг Григория,
поэт Венанций Фортунат из Италии — автор
стихотворных панегириков франкским королям
и вельможам, в последние годы своей жизни
он стал епископом Пуатье4.
Для всех нужд государственного
аппарата грамотных чиновников
и администраторов могла предоставить
главным образом церковь.
Галло-римская знать,
отстраненная в большинстве своем
франкскими правителями от ведущих
военных и административных постов,
укрепилась на ведущих церковных
постах. Епископства в Реймсе, Меце,
Type, Пуатье, Бордо, Клермоне, Лионе
и других городах образовывали
крепкое единство. Епископы более
или менее периодически съезжались
на местные соборы и поддерживали
постоянную связь с далеким
Римом. От разорении во время
войны и поборов во время
мира церковные владения хоть
и страдали, но все же меньше,
чем светские. Если королевский
наместник, герцог или граф, был
чем-то вроде военного губернатора
города или области, то епископ
— чем-то вроде гражданского
губернатора, он утверждался в
своей должности королем, занимался
множеством административных и
хозяйственных дел своей епархии,
и его власть часто была
устойчивее и крепче, чем власть
светского наместника. Разные епископские
кафедры пользовались разным
почетом. Одной из наиболее
чтимых была епископская кафедра
в Type, освященная памятью об
«апостоле Галлии» Мартине Турском.
Тур был, можно сказать, церковной
столицей всей средней Галлии.
В нем ответственный пост епископа
свыше двух десятилетий занимал
автор «Истории франков» —
Григорий.