Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:09, реферат
Современный взгляд на освободительный процесс в России шире видения тенденций исторического развития страны, возобладавшего после 1917г. В поле «бокового зрения» новейшего исследователя попадают и трагические метаморфозы послереволюционной истории, включая сталинский «беспредел», и возобновленное со второй половины 80-х годов движение к гражданскому обществу.
Введение 3
Основная часть. Движение декабристов в России 9
I Формирование освободительной идеологии декабристов 9
II Декабризм: от термина до идеи 12
III Сибирский период: изменение взглядов 15
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального
Ковровской
Государственной
Им. В.А. Дегтярева
Движение декабристов в России
Студентки группы МБ-112: Горшковой Екатерины
Руководитель: Доктор исторических наук : Мельников М.В.
Ковров 2012г
Оглавление:
Современный взгляд на освободительный
процесс в России шире видения
тенденций исторического
Все это неизбежно придает
Опыт прошлого столетия существенно
обогатил представления о свободе
именно потому, что обычные границы
стеснения свободы были нарушены,
а невидимые пределы
Мог ли быть свободен русский интеллигент под властью самодержавия? И да, и нет. Бесспорно, он был свободен в том отношении, в каком впоследствии оказались несвободными его соотечественники, когда даже двоемыслие стало преступным деянием. Конечно же, он был несвободен «громко говорить» и вмешиваться в политику. Но именно та свобода, которую перед лицом тоталитарного натиска защищали разделенные в атомизированном обществе Личности, свобода потаенной мысли и скрытых переживаний была и остается правоосновой всех иных свобод, плацдармом, с которого начинается освободительное движение.
В XIX в. в России велась борьба за расширение уже имеющихся «островков свободы», существование которых было освящено традицией или санкцией верховной власти. Прорубая «окно в Европу», вводя западные обычаи в повседневную жизнь дворянства, возвышая «благородное российское сословие» присвоением ему исключительных привилегий, пробуждая общественное мнение к обсуждению вопросов, относящихся к устройству государства или положению низших классов, ликвидируя личную зависимость крестьян, учреждая самостоятельную юстицию или созывая выборных от всех сословий в местные земские учреждения, – самодержавие выступало в качестве участника гражданского раскрепощения России. Другим его участником являлись общественные силы, отстаивавшие необходимость перемен.
Движение декабристов заняло особое место в развитии освободительного процесса в России. Наиболее общими чертами декабристского образа мыслей можно назвать представление о народном суверенитете, освобождении личности, гражданских свободах. Декабризм, являясь важнейшим симптомом тогдашней общественно-политической ситуации, нес в себе многочисленные ростки будущего, которым суждено было развиться в разнообразные течения общественной мысли.
Предпринимались попытки дать периодизацию декабризма. В. В. Пугачев выделил два этапа в его развитии: ранний — с 1815 по 1820 г. и поздний — с 1821 по 1825 г.1[1,с 22] Большинство исследователей склонны видеть конец истории декабризма в событиях на Сенатской площади. С такой точкой зрения трудно согласиться, поскольку проблематично выявить специфику дворянской революционности без учета поведения декабристов на следствии и изменения их взглядов в сибирский период жизни и деятельности. Поэтому я поставила перед собой цель изучить эволюцию декабризма, обращая особое внимание на развитие декабризма после разгрома восстания. В процессе работы я решала следующие задачи:
Сразу же после восстания 14 декабря 1825 г. определились две противоположные концепции движения декабристов. Многие из революционеров на следствии поневоле стали историками движения. Свидетельства Пестеля, Н. Муравьева, М. Орлова и др. заложили основу революционной концепции декабристского движения. Однако, скрыв от общества показания декабристов, правительство выдвинуло собственное объяснение деятельности тайного общества. В российской и зарубежной печати получило распространение лживое «Донесение следственной комиссии», которое замалчивало проекты отмены крепостного права и другие лозунги восстания. Затем появилась (публичное издание 1857) книга барона М.А.Корфа «Восшествие на престол императора Николая I», основанная на записках Николая I. Декабристы обрисованы Корфом как горсть безумцев, «чуждых нашей святой Руси». Начальные попытки опровергнуть официальную ложь и восстановить подлинную историю движения принадлежали самим декабристам («Взгляд на тайное общество в России. 1816 — 26 гг.» М.С.Лунина, «Разбор донесения следственной комиссии в 1826 г.» Н.М.Муравьева, «Записки» И.Якушкина и других декабристов, напечатанные А.И.Герценом в «Полярной звезде»).
Герцен по существу явился первым историком движения декабристов. В своих брошюрах «О развитии революционных идей в России» (1851), «Русский заговор 1825 г.» (1857) он обличил произведение Корфа и высоко поднял имена декабристов — «этой первой фаланги русского освобождения». Но Герцен переоценил зрелость идеологии декабристов, ошибочно считая Пестеля социалистом. Хотя он правильно понял причины поражения восстания («заговорщикам не хватало народа») и верно определил его историческое значение («пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение»). Однако сочинения Герцена в России 2-й половины XIX в. были запрещены. Официальной поддержкой пользовались труды дворянско-консервативных историков (М.И.Богданович, Н.К.Шильдер, Н. Ф. Дубровин). Но в целом правительственная концепция стала изживать себя. Ее место постепенно занимает «либеральная легенда» о декабристах. С 70-х гг. известной популярностью пользовались «Исторические очерки. Общественное движение при Александре I» А.Н.Пыпина, содержавшие новые тогда материалы. Написанные с либеральных позиций, «Очерки» затушевывали революционные устремления декабристов. С тех же позиций подошли к оценке декабристов и буржуазно-либеральные историки начала XX в.: М.В.Довнар-Запольский, П.Е.Щеголев, Н.П.Павлов-Сильванскнй, а также А.А.Кизеветтер, А.А.Корнилов, П.Н.Милюков. Значительным достижением историографии декабризма того времени является большой труд историка народнического направления В.И.Семеновского «Политические и общественные идеи декабристов» (1909), основанного на огромном архивном материале, впервые изученном. Как демократ, Семеновский особо выделял республиканские и особенно общинно–аграрные планы Пестеля, но как народник видел в них «зачатки социализма». Семеновский рисовал декабристов представителями «внеклассовой интеллигенции», преувеличивал иностранные влияния в их идеологии.
Первая попытка марксистской оценки движения декабристов принадлежит Г. В. Плеханову (речь «14 декабря 1825 года»). С этой точки зрения, В.И.Ленин исчерпывающе определил классовый характер и место декабристов в освободительном движении (статьи «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати», «Роль сословий и классов в освободительном движении» и др.). Декабристы, по мнению Ленина, первые подняли знамя восстания против царизма. Но как деятели дворянского периода освободительного движения они оказались бессильны без поддержки народа. «Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена»2[2,с 114].
Начало современного декабристоведения совпало с подготовкой к столетней годовщине восстания 14 декабря. Вместе с историками дореволюционного поколения А.Е.Пресняковым, П.Е.Щеголевым выступили молодые тогда исследователи Н.С.Чернов, Н.Ф.Лавров, С.Я.Гессен и др. М.Н.Покровский стремился изучить экономическую почву декабризма (на эту же тему писали тогда П Д Греков и Н. Л. Рубинштейн). Он порою весьма противоречиво оценивал основные идеи декабристов.
Советская эпоха открыла для исследователей богатство архивов. С 1925 начала выходить под редакцией Покровского серия документов «Восстание декабристов» (т. 1-11). Основное место в ней заняли следственные дела членов тайного общества. Опубликованы десятки других документальных сборников и сотни журнальных публикаций. В их числе неизвестные ранее произведения декабристов, в частности на исторические темы.
Первые крупные марксистские монографии о декабристах появились в конце 20 – начале 30-х гг. Это книги М.В.Нечкиной «Общество соединенных славян» (1927) и Н.М.Дружинина «Декабрист Никита Муравьев» (1933), работа по существу посвящена Северному обществу в целом. Развитие идеологии декабристов рассматривалось в этих книгах в связи с разложением в России крепостничества.
Изучение движения декабристов расширилось в 40 – 50-х гг. наряду с общими очерками в лекционных курсах (С.Б.Окунь и др.) появились исследования о предшественниках декабристов (В.Н.Орлов, А.В.Предтеченский), новые работы о Северном и Южном обществах (К.Д.Аксенов, И.В.Порох, С.М.Файерштейн), о связях декабристов с освободительным движением в Польше и Румынии (Л.А.Медведская, Б.Е.Сыроечковский, А.В.Фадеев и др.), о влиянии декабристов на культуру Сибири и Кавказа. Большой цикл работ был посвящен мировоззрению декабристов – изучению их оригинальных философских, экономических, исторических, военных взглядов (К.А.Пажитнов, Е,А.Прокофьев и др.). для изучения литературных связей декабристов важна книга М.В.Нечкиной «Грибоедов и декабристы» (2 изд., 1951), работы М.К.Азадовского, В.Г.Базанова, И.С.Зильберштейна, Б.С.Мейлаха, Ю.Г.Оксмана, Н.К.Пиксанова и др. Крупнейшим вкладом в историческую науку явился фундаментальный труд академика М.В.Нечкиной «Движение декабристов» (т.1-2, 1955). Создав надежную исследовательскую базу, он проложил путь для дальнейших изысканий. В.конце 50 – начале 60-х гг. появляются монографии, посвященные историческим взглядам декабристов (С.С.Волк, 1958), их связям с польским революционным движением (П.Н.Ольшанский, 1959), книги и статьи об отдельных декабристах (С.Б.Окунь, «Декбрист М.С. Лунин», Л., 1961), статьи о декабристах в сборнике Эрмитажа («Пушкин и его время»Л., 1962), сборник «Декабристы в Москве» под редакцией Ю.Г.Оксмана (Москва, 1963); большим событием явился выход в свет под редакцией М.В.Нечкиной и с ее вступительной статьей научного издания «Русской правды» Пестеля («Восстание декабристов», т. 7, М. - Л., 1958). Впервые публикуется полностью «Опыт истории российского флота» Н.Бестужева (вступительная статья Г.Е.Павловой, Л.. 1961).
В зарубежной литературе следует отметить исследования и публикации о влиянии декабристов на освободительное движение в Польше (книга Л.Баумгартена, публикации В.Завадского «Мемуары декабристов», 1960) и Румынии (статьи С.Штирбу). Значительный интерес представляет книга итальянского историка Ф.Вентури о движении декабристов и братьях Поджио, а также сообщения об откликах на восстание декабристов во Франции (П.Ангран) и других странах Западной Европы. В эмигрантской литературе, в основном следующей дореволюционной либерально-кадетской историографии, кроме немногих публикаций воспоминаний и отдельных исследовательских статей, имеются лишь популярные очерки о декабристах (М.Цетлин, А.Мазур и др.). Некоторые американские авторы (А.Адамс, Д.Гехт, С.Томпкинс), искажая историю русского революционного движения, рисуют декабристов или слепыми поклонниками буржуазного строя, или аристократической фрондой, представляют их врагами независимости и свободы Польши и т. д. В те времена подобного рода сочинения получали отпор в советской печати.
Конец XVIII — начало XIX в. — это эпоха крупных революционных событий и военных потрясений. Война за независимость североамериканских колоний и образование Соединенных Штатов Америки, Великая французская буржуазно-демократическая революция 1789 г., революции 1820 г. в Испании, Неаполитанском королевстве и Португалии, революция 1821 г. в Пьемонте и начавшееся восстание Греции за независимость, полоса национально-освободительных движений в Латинской Америке, освободительные войны европейских народов против наполеоновской агрессии, в первую очередь Отечественная война 1812 г. русского народа, оказали огромное влияние на формирование освободительной идеологии декабристов. Об этом говорили в своих показаниях на следствии сами декабристы. «Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, — отмечал П. И. Пестель, — равно как предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учреждений, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать. Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах»3[3, с 114].
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчеркивая тем самым, что 1812 г. стал исходным моментом их движения. Следует отметить, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 г. имела не только громадное военное значение, она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьезно потрясла феодальную экономику России, оказала огромное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма.
Подъем патриотизма, сближение будущих декабристов — участников войны — с солдатами, с народом, пробуждение не только национально-патриотического, но и гражданско-политического самосознания передовой России — вот на что указывают декабристы, объясняя возникновение своего «свободомыслия» в связи с Отечественной войной 1812 г. В то же время декабристы видели, что народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в крепостной зависимости, ратники ополчений снова попали в крепостную неволю. Вместо дальнейших политических преобразований, надежды на которые были внушены либеральными заигрываниями Александра I в первые годы его царствования, в стране установилась аракчеевская реакция, оскорблявшая национальное чувство. Декабристов возмущали и засилие иностранцев в управлении страной, и антипатриотизм Александра I, который в угоду реакционному «Священному союзу» европейских держав-победительниц Наполеона — жертвовал во внешнеполитических вопросах русскими национальными интересами. Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы поняли, что самодержавие и крепостничество — главные причины отсталости России, которые, в конечном счете, могут привести ее и к потере государственной самостоятельности. Поэтому ликвидация самодержавия и крепостничества рассматривалась декабристами как глубоко патриотическая задача «спасения» России.