Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа
Целью нашей работы является, выяснение причин депортации народов в годы великой отечественной войны, и изучение дальнейшей судьбы депортированных народов. Из этого можно выделить следующие задачи: первое – рассмотрение причин депортации народов, второе – изучение взаимоотношений депортированных с местным населением, с властью и между собой, и третье – выяснение событий по поводу депортированных народов после окончания ВОВ. Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1930-х годов до самого конца Великой Отечественной войны.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Советская национальная политика 1930-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
II Депортация народов в годы Великой Отечественной войны. . . . . . . . . . 9
1. Депортация немцев и греков. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Депортация северо-кавказких народов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
3. Депортация грузинского населения. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Депортация прибалтийских народов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
III. Положение населения после депортации. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
VI. Взаимоотношения депортированных народов с местным населением и между собой. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
V. Власть и депортированные. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
VI. Частичная реабилитация депортированных народов. . . . . . . . . . . . . . .26 Заключение. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Кафедра отечественной и региональной истории
Курсовая работа по дисциплине
история России
на тему:
«Депортация народов СССР в годы
Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.»
Выполнила:
студентка 3 курса исторического факультета
Павлова Евгения Александровна
Научный руководитель:
докт. ист. наук, профессор
Чебоксары – 2012
Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Советская национальная политика 1930-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
II Депортация народов в годы Великой Отечественной войны. . . . . . . . . . 9
1. Депортация немцев и греков. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Депортация северо-кавказких народов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
3. Депортация грузинского населения. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Депортация прибалтийских народов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
III. Положение населения после депортации. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
VI. Взаимоотношения депортированных народов с местным населением и между собой. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
V. Власть и депортированные. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
VI. Частичная реабилитация депортированных народов. . . . . . . . . . . . . . .26 Заключение. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Введение.
В годы Великой Отечественной войны СССР "наказывало" целые народы. Официально причиной депортаций объявлялось "предательство" или же, как в случае с немцами, опасения, что при определенных обстоятельствах такое предательство могло произойти. На самом деле как героизм и самоотверженность, так и малодушие и предательство проявили представители всех народов СССР. Поэтому обвинения в "предательстве" целого народа были глубоко несправедливыми. По сути, людей наказывали за принадлежность к определенному, "нежелательному" для властей народу. Возложение вины за преступления, совершенные отдельными людьми, на весь народ, т.е. наказание по национальному признаку, является преступлением против человечества.
Актуальностью нашей темы является то, что депортация отдельных народов является трагической страницей в истории нашего отечества. И чем дальше уходят от нас годы депортации, тем значительнее представляется подвиг представителей этих народов на фронтах Великой Отечественной войны и титанический труд спецпереселенцев в местах расселения. В настоящее время особую значимость приобретают проблемы межнациональных отношений. Это объясняется тем, что современная эпоха все острее ставит вопросы, связанные с оценкой деятельности и возможностей человека и общества по преобразованию социальной среды и самой человеческой личности, с обеспечением прав народов на свободное самоопределение и развитие, с борьбой за мир не только между странами, но и народами, что является основой межнационального доверия и согласия.
Целью нашей работы является, выяснение причин депортации народов в годы великой отечественной войны, и изучение дальнейшей судьбы депортированных народов. Из этого можно выделить следующие задачи: первое – рассмотрение причин депортации народов, второе – изучение взаимоотношений депортированных с местным населением, с властью и между собой, и третье – выяснение событий по поводу депортированных народов после окончания ВОВ. Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1930-х годов до самого конца Великой Отечественной войны. Депортация народов проводилась по всей территории СССР, охватывая Прибалтику, территории Северного Кавказа и Крыма вплоть до Южных границ Краснодарского края.
Степень изученности проблемы. При подготовке данной работы мы опирались на обобщающие коллективные и индивидуальные монографические исследования как советского, так и постсоветского периодов, но данный факт истории до конца не изучен. В условиях советского тоталитарного режима многие проблемы немыслимо было затрагивать и обсуждать в трудах историков. В первую очередь, это касалось выявления подлинных причин депортации народов северного Кавказа. Только после возвращения депортированных народов на историческую родину в 1957 году, после разоблачения культа личности Сталина стали появляться работы о героической борьбе против фашистских захватчиков представителей репрессированных народов в годы Великой Отечественной войны. Объектом исследования является политика СССР в годы войны (1941-1945 гг.) направленная против «неугодных народов». Предметом исследования данной работы является изучение причин повлекших за собой массовую депортацию. При подготовке работы, мы опирались прежде всего на документы и материалы постсоветского периода, так как там в полной мере отображены все аспекты данной проблемы, в них не искажается информация по поводу депортированных народов, так как это было в советское время. К источниковедческой базе можно отнести такие материалы как документы партийно-государственных органов власти – КПСС. Советского правительства, Верховного Совета СССР, Государственного комитета обороны. Так же к источникам можно отнести – опубликованные документы и материалы, непосредственно раскрывающие тему: «Депортация народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, историческое условие этносоциального конфликта». Из литературы нами были использованы материалы содержащиеся в работе Тебуева Р.С. «Депортация карачаевцев. Документы рассказывают» [1.3]. Опубликовано ряд материалов о депортации народов Северного Кавказа, К. Чомаев в книге «Наказанный народ» - рассматривал разнообразные аспекты и проблемы депортации и реабилитации выселенных народов [2.7]. «Но общая задача сводится к доказательству того, что народ не виновен, что причина репрессии в другом, что репрессия – это геноцид, что реабилитация – это обязанность государства и дело совести человечества, что уклонение от нее — это продолжение репрессии, что антиреабилитационная деятельность – это преступление». В. Шабаев в книге «Правда о выселении балкарцев»,[2.8] посвященной трагическим страницам истории балкарского народа считает, что «эти варварские акции не нашли должного отражения в исторической науке». Он выступает за всестороннее изучение этой проблемы: «Правда жизни объемна, и вытягивание одной из ее сторон при замалчивании других оборачивается неправдой». Методологические проблемы. При написании работы нами использовались как обще-научные, так и конкретно-исторические методы исследования (историко-генетический, историко-системный, историко-хронологический, статистический и математический методы исследования).
Научная новизна заключается в том, что впервые в работе предпринята попытка синтеза этнических, социополитических, экономических версий в осмыслении исторического феномена депортации народов Северного Кавказа, выявлена ее историческая детерминанта, обосновано влияние депортации на развитие современного этносоциального конфликта на Северном Кавказе, а также и введением в научный оборот ранее не опубликованных документов и материалов. Структура работы. Курсовая имеет объем 34 страницы, состоит из введения, шести глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Таким образом исследуя проблему депортации народов в годы ВОВ можно сказать что и в настоящее время эта проблема остается актуальной. Если изучить современную ситуацию на Северном Кавказе можно констатировать тот факт, что этносоциальный конфликт продолжает развиваться, и причиной тому, национальная политика, которая не отвечает требованиям времени. Сейчас, когда третье тысячелетие фактически уже наступило, необходимо преодолеть этносоциальный конфликт во избежание этнических противостояний, которые могут привести к войнам. Гуманизация межнациональных отношений и объединение народов Северного Кавказа помогут им достойно жить в двадцать первом веке.
I. Советская национальная политика 1930 гг.
В 1930-е происходит процесс создания национально-административных единиц, таких как национальные районы, появляются сельсоветы. К концу 1933 года существовало около 250 национальных районов, 5000 сельсоветов. Итогом стало дробление по этнической принадлежности, что привело к национальной замкнутости и экономической неэффективности. С 1921 по 1941 годы произошло значительное повышение уровня грамотности – грамотными были уже более 60 миллионов человек, одновременно причинами и результатами данного факта являлось издание книг на национальном языке, открытие национальных школ, театров, домов культуры. В это время происходит ломка национальных традиций кочевых народов – их переводят на оседлый образ жизни. В 1930 Сталин сказал, что развивать культуру нужно до тех пор, пока она способствует укреплению социализму – это в том числе выразило необходимость ограничения свободы творчества, действующего «разлагающе». К моменту принятия Конституции 1936 года – в состав Союза входили 11 республик (ЗСФСР была расформирована). По Конституции 1936 г. каждая республика имела право иметь свою собственную (не противоречащую Союзной) конституцию. Вопросы территории оставались в компетенции общесоюзных органов. В 1937 году появляется тезис об обострении классовой борьбы, в том числе борьбы против местного национализма – начало показательных процессов и репрессий в национальных районах.
К 1933 г. в стране насчитывалось 5300 национальных сельсоветов и 250 национальных районов. Только в одной Ленинградской области было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района (Карельский, Финский и Вепсский). Действовали школы, в которых преподавание велось на национальных языках. В Ленинграде в начале 1930-х издавались газеты на 40 языках, в том числе на китайском. Велись радиопередачи на финском языке .С середины 1930-х гг. начинается отказ от прежней национальной политики, выразившийся в ликвидации культурной (а в ряде случаев и политической) автономии отдельных народов и этнических групп. В целом это происходило на фоне централизации власти в стране, перехода от территориального к отраслевому управлению, репрессий против реальной и потенциальной оппозиции. [1.5, 456].
В середине 1930-х гг. в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовц
Итак депортация народов началась задолго до начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Это было обусловлено тем что, Советский Союз в лице Сталина не смогло смириться с тем что, некоторые народы не желая подчинятся тоталитарному режиму, могут «предать» не только свой народ, но и государство в целом. И по мнению Сталина это было не допустимым, в ходе сложившейся на тот момент военной ситации.
II. Депортация народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1. Депортация немцев и греков
С начала Великой Отечественной Войны ситуация усугубилась, самый первый удар в годы войны пришелся по проживавшим в СССР немцам. Их предки, в основном крестьяне, прибыли в Россию в XVIII в. по приглашению Екатерины II (а некоторые оказались в России еще в XII-XVIII вв.) и впоследствии расселились по всей стране. С 1924 по 1941 г. существовала Автономная республика немцев Поволжья в составе РСФСР. Разумеется, в ходе депортации немцев эту автономию на Волге ликвидировали, а ее территорию распределили между Саратовской и Сталинградской (нынешней Волгоградской) областями. Позднее населенные пункты с немецкими названиями были переименованы.
Из "наказанных" народов больше всех пострадали именно немцы. Подверглись депортации или же оказались лишенными свободы передвижения в общей сложности около 1,2 млн. человек. 28 августа 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" [1.3, 45]. Вывозили их главным образом в Казахстан, а также в Красноярский и Алтайский края, в Новосибирскую и Омскую области. Вслед за Поволжьем власти приступили к аналогичным репрессиям против немцев, живших в других регионах страны. Таким образом, немцев в СССР выселили практически отовсюду, где они проживали. В сентябре 1941 г. Сталин отдал приказ об увольнении военнослужащих немецкой национальности из действующей армии[2.3, 46].
Принудительной депортации подверглись также финны-ингерманландцы и греки. В 1941-1942 гг. финнов стали выселять из Ленинградской области. Направляли их в основном в весьма отдаленные районы – в Иркутскую область, Красноярский край и Якутскую АССР; многие работали в рыболовецких колхозах, находившихся на реке Лена и ее притоках. В 1942 г. из Крыма, Краснодарского края и Ростовской области отправили на специальное поселение еще один "социально опасный элемент" – главным образом греков.
2. Депортация северо-кавказких народов.
Следующим "наказанным" народом стали карачаевцы. В августе 1942 г. немцы оккупировали территорию Карачаевской автономной области. Партизанское движение было разгромлено, чему активно способствовал сотрудничавший с оккупантами так называемый Карачаевский национальный комитет, еще в январе – феврале 1942 г. организовавший восстание против советской власти. За предательство нескольких человек власти решили наказать весь народ. В январе 1943 г. советские войска область освободили, а в октябре 1943 г. вышли указ и постановление правительства о выселении карачаевцев и ликвидации Карачаевской автономной области. Ее территория была поделена между Ставропольским и Краснодарским краями. Повсеместно прошли и переименования карачаевских сел и деревень. Практически за один день было выселено 69 тыс. человек.
В самом конце 1943 г. наступил черед калмыков. Сразу после освобождения Калмыкии от немецкой оккупации в 1943 г. началась подготовка к их депортации в Алтайский и Красноярский края, в Омскую и Новосибирскую области. Всего было выселено около 93 тыс. человек, среди них много стариков и детей. Поскольку депортация проходила зимой и к тому же нередко вспыхивали эпидемии сыпного тифа, смертность среди высланных была высокой. Калмыки трудились в сельском хозяйстве, на лесоповале, занимались рыбным промыслом. Их многовековой опыт животноводов не пригодился.
Информация о работе Депортация народов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг