Древнеримская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:37, реферат

Краткое описание

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

Вложенные файлы: 1 файл

Древнеримская культура.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Древнеримская культура

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в  решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить  свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

Потом, когда  победы над другими народами доставили  римлянам богатство и развили  в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны. Искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских  элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

 Развитие  римской и греческой культур  происходило синхронно и во  многом аналогично, различие проявлялось  лишь в мифологии. Римские боги  не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права; разделение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, очевидно, к возникновению последовательного мышления, названного позже рациональным.

Архитектура

В искусстве  ведущую роль играла архитектура. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Главенствующий  принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели  баснословную стоимость).

Первые  крупные постройки в Риме производились  по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно зданий для практических нужд.

Римские строители  широко использовали бетон. И него почти  целиком построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ в. Из 6етона был вооружен и фундамент Колизея (1 в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.

Применение новых  архитектурных форм потребовало  коренного изменения подпор: для  поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны , служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение

Что касается стиля  колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкус. Чаще всего использовался коринфский ордер, в также тосканский - гладкие колонны на основании. В капители коринфской колонны римляни увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные.

Пользуясь колонной преимущественно как элементом  декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй.

Этапы развития архитектуры

Историю римской  архитектуры можно разделить  на четыре периода:

Первый  период

Охватывает собой  время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр,прекрасные дороги (Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями), акведуки и первые базилики. В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. 

Второй  период

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором уже греческое влияние отразилось довольно сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31г. до н.э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно  представлял собой одну целлу  продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и  к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Наряду с подобными  святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся  к рассматриваемому периоду, можно  указать на сохранившиеся до известной степени - Храм Портуна.

Третий  период

Третий, самый  блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени  захвата Августом полновластия над  республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это же время римляне начинают широко применять бетон( каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня). Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Ими украшались Площади Рима и других городов в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

К этому периоду  относится сооружение двух самых  известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного  мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану - с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В архитектуре  римлянам конечно недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они  были более искусны с технической  точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов.

Четвертый период

Римское зодчество  быстро клонится к упадку, вдаётся  в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Например: Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий колонну своего имени

Важнейшими постройками  Константина Великого в старой столице  его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми  с ворот Траяна, и базилика, основание  которой было, впрочем, положено ещё  Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, могущий выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Чем дальше, тем  сильнее проникали в последнее  восточные влияния, стремление к  напыщенности и изысканности, заглушавшее  предания классической эпохи.

Скульптура

Достижением римской  скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру эволюционировал и портрет.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились  при Тарквинии Гордом, который  украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма  Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой  скульптурой была статуя богини плодородия Цереры. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.

С конца IIIв. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать  могущественное влияние греческая  скульптура. При грабеже греческих  городов римляне захватывают  большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства.

Информация о работе Древнеримская культура