Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 4
1.1. Периодизация истории индийских цивилизаций 4
1.2. Религиозные учения и общины 7
1.3. Варно-кастовая социальная структура и организация власти 10
Глава II. ЗАКОНЫ МАНУ В ДРЕВНЕИНДИСКОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Общая характеристика 16
2.2. Структура Законов Ману 18
2.3. Имущественные отношения. Брак и семья 21
2.4. Организация суда и правила судопроизводства. Преступления и наказания 22
Заключение 29
Список источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Копия законы ману.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законы Ману1 - это один из известнейших памятников древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался  большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века.

Уже в VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т.д.

Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры – основанные на «священном откровении» (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами, которые и составили основное содержание Законов Ману.

Объект данного исследования – характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.

В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также  работы авторов по истории государства  и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1.1. Периодизация  истории индийских цивилизаций

 

 

История Древней Индии распадается на два крупных периода – хараппскую и ведическую цивилизации.

Первый из них воспринимают сегодня как период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 год до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд.

Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 года, которые обнаружили реликты однородной городской, а также письменной (морфемно-слоговой) культуры2.

К ней относятся два города, в  которых производились раскопки, - Хараппа, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенджо-Даро, расположенный в 645 км от него, на берегу реки Инд, в штате Синд.

Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось  и на сакральной характеристике царской  власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни.

Существовало также изображение  мужского бога с рогами и тремя  лицами, вероятно символизировавшего священную троицу – Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога – того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.

Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н.э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды.

Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самая древняя – Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая 1028 гимнов (10 462 стиха), обращенных к различным божествам. По объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые.

Именно в Ригведе индийская  мифология представлена с наибольшей полнотой. Пантеон богов во главе с царем богов Индрой (олицетворением молнии, грома и разрушительных стихий) включает божества многих природных стихий и космических сфер. Среди них бог Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (божество вод и миропорядка), Агни (божество жертвенного огня), Сома (опьяняющий и дарующий бессмертие священный напиток), Ваю (бог ветра), Руда (бог грозы) и др3.

Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2-го – 1-го тысячелетий до н.э. становится периодом стабилизации социальной и политической структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая цивилизация стала иметь дело с возникающими новыми религиозными доктринами и культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.

В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных завоевателей. В 512 году до н.э. персидский царь Дарий завоевывает провинции Гандахар и Синд. В 327-325 гг. до н.э. Александр Македонский предпринимает поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних трудностей.

В 321 году до н.э. индийский правитель Чандрагупта основывает династию Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удается в 305 году до н.э. приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов. Около 272-231 гг. до н.э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть Индии под своей властью и принимает буддизм.

После его смерти империя распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов, вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.

О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось 140 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались прямые и длинные – 34 фута в ширину и полмили в длину. Дома возводились из обожженного кирпича с комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались ритуальные омовения.

После вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии заселили центральную часть полуострова, колонизовали территорию острова Шри-Ланка и через Гималаи проникли в Китай.

Арии помимо вероятного включения  местных богов в свой пантеон  научились у местных жителей  строительству ирригационных сооружений, приручению слонов, выведению новых  пород скота.

Индия в этот период становится страной воинов и священнической знати, страной искусных ремесленников, умелых купцов, менял и актеров.

По некоторым сведениям, древние  жители еще в хараппские времена  имели торговые отношения с Месопотамией и Средней Азией.

Таким образом, в древнеиндийской истории можно выделить следующие периоды:

- протоиндийская, или хараппская, цивилизация (конец 4-го – середина 2-го тысячелетия до н.э.);

- ведическая цивилизация (1500 – 600 гг. до н.э.);

- последующий магадско-маурийский период (V в. до н.э. – II в. н.э.).

Последний период получил  название от государства Магадха  и империи Маурьев (основана в 321 г. до н.э. царем Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).

1.2. Религиозные учения и общины

 

Религии Индии отличаются большим многообразием и отсутствием (за исключением постведических) единого пророка и основателя.

Религиозная традиция, именуемая  индуизмом, насчитывает пятитысячелетний период существования и развития, однако само это название появляется только в XII века в связи со стремлением мусульманских завоевателей Индии провести различие между верованиями индийского народа и исламом.

Среди индуистских богов различают богов доарийского периода, богов ведического периода и более поздние религиозные течения самого индуизма и соперничавших с ним течений (джайнизма, буддизма).

В союзе трех богов  доарийского периода, почитаемых до настоящего времени, Брахма предстает господином всего сущего. Он выходит за пределы всякого поклонения, и храмы, ему посвященные, не обнаружены.

Супруга Брахмы по имени Сарасвати является богиней знаний, учения и истины.

Судьбы людей, подобно вавилонскому Шамашу, контролирует Вишну-хранитель. По своей природе он добр и благожелателен. Устанавливать близкую связь с людьми ему помогают его 10 воплощений (аватар): он исполняет роль рыбы во время великого потопа для предупреждения людей, черепахи, которая спасала богатства от потопа, а также Рамы, благородного героя «Рамаяны», и Кришны (одновременно и бог, и герой многих мифов, выступающий в роли любовника, воина и царя). Одним из его воплощений считается Гаутама Будда, основатель буддизма.

Супруга Вишну по имени Лакшми – это богиня удачи и красоты. Источником и добра и зла, который уничтожает жизнь и заново творит ее, является бог Шива-разрушитель.

Его супруга Кали (другое имя – Дурга) олицетворяет суд и смерть и почитается «Великой Матерью».

Среди ведических богов чаще всего в Ведах упоминается Индра. Индра – изначально бог-воитель кочевых арийских племен – с помощью молнии одержал победу над драконом, пытавшимся задержать течение вод. Он победил солнце и освободил из его плена рассветы. Агни, бог огня и жертвоприношений, считается жизненной силой внутри природы. Он тот, кто соединяет землю, небо и воздух между ними.

Ригведа воспевает его  как «возвращающего жизнь всем существам». Главой ведических богов является Варуна (ср. греч. Уран), хранитель космического порядка.

Его представляют облаченным в золотую мантию и отождествляют с Митрой (божество персов, покровитель и гарант соблюдения договоров). Он обладает властью наказывать или награждать. Он же следит за соблюдением правил обрядов (puma) и божественных установлений (дхарма). Таким образом, он управляет космическим порядком и следит за соблюдением законности на небесах и на земле.

В ведический период многие из религиозных гимнов стали считаться откровением Брахмы (всеобъемлющий источник всего живого), полученным в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).

Считалось, что именно мудрецам дарована возможность постижения того знания, которое считалось бессмертным (оно обозначалось термином санатана – «вечная» дхарма).

Позднее было проведено различие между  знаниями, полученными в результате откровения (шрути), и теми, которые сохранялись в памяти (смрити – запомненное)4.

Законы Ману относятся к разряду  «запомненного» из наставлений Ману – легендарного прародителя людей (по другим версиям, Ману – один из древних правителей-царей, который спасся, подобно библейскому Ною, во время вселенского потопа благодаря содействию божественной рыбы, в которую воплотился бог Вишну).

Создатель нового учения Сиддхарта Гаутама (563-483), ставший Буддой (Просветленным), отверг культ жертвоприношений и кастовую систему и проповедовал новый путь спасения: брахманская концепция спасения «мокша» стала толковаться им как освобождение.

Освобождение он связывал с достижением  нирваны (с «погашением» желания, которое является причиной мук и страданий и которым отмечен человеческий удел).

Освобождение не предполагало ни аскетического отшельничества, ни впадения в экстатическое состояние. Его учение говорило о «Восьми Благородных Шагах» к достижению состояния нирваны.

Восьмеричный Путь акцентирует внимание на следующем:

- моральности (праведная речь, праведное действие, праведное занятие);

- духовной дисциплине (праведное усилие, праведное сознание, праведное самообладание);

- самосозерцании (праведное знание, праведное отношение).

Впоследствии буддизм разделился на два крупных идейных течения:

- ортодоксальное (суровая и элитарная школа старой мудрости, известная также как хинаяна – «малая колесница»);

- реформированное (более широкая трактовка учения, основывающаяся на письменной и дополняющей ее устной традиции, восходящей к беседам Будды со своими верными учениками.

Оно получило название «большая колесница», или махаяна. Существует также возникшая на базе махаяны в VII в. третья форма буддизма, соединившая в себе магические и мистические обряды, - так называемый тантризм, одним из хранителей и проповедников которого являются ламы Тибета.

По мнению М.Малерба, современного историка религий, тантризм своей предрасположенностью к мистике напоминает православие, тогда как «большая колесница» больше похожа на католицизм с его культом святых, а «малая колесница» ближе к протестантизму своей «пуританской» стороной догматики и практикуемых обрядов.

Буддизм разделяет также отказ от насилия – ахимса (иногда переводится как «непричинение вреда»), впервые сформулированный другим религиозным течением – джайнизмом, основателем которого считается Махавира (599-527).

Позднее, уже в XX столетии, ахимса в интерпретации идейного лидера национально-освободительного движения Махатмы Ганди стал основополагающим принципом индуизма, а немецкий философ Альберт Швейцер на звал этот принцип «благоговением перед жизнью».

Наряду с ахимсой джайны относят к добродетели пять вечно моральных принципов: щадить любую жизнь, быть целомудренным, ничем не обладать, ничего не приобретать, никогда не лгать.

В буддистской хинаяне  подобные моральные заповеди группируются в несколько разновидностей – 5, 8, 10, 200 и 500 заповедей.

Дифференциация заповедей  является плодом комментаторской и  упорядочивающей работы буддистских  религиозных философов, подобно  тому как дифференциация 10 заповедей  и превращение их в несколько  сотен дозволяющих или запрещающих правил стало делом ученых толкователей Торы и Мишны.

Пять буддистских заповедей имеют следующий вид: не убивай, не кради, будь целомудренным (не совершай незаконных сексуальных сношений), не лги, не потребляй дурманящих яств.

Информация о работе Законы Ману