Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:34, реферат
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.
Законы Ману - это один из известнейших памятников древнеиндийской литературы и исторический источник.1 Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Законы Ману: общая характеристика………………………………..4
Публичное право по законам Ману…………………………………..7
Уголовное право и процесс по законам Ману……………………….8
Обязательственное, наследственное и вещное
право по законам Ману…………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………14
РЕФЕРАТ
Тема «Законы Ману»
Москва - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
право по законам Ману…………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (Законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.
Законы Ману - это один из известнейших памятников древнеиндийской литературы и исторический источник.1 Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века.
Актуальность темы
заключается в рассмотрении
Объект исследования – характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
Предмет исследования – Законы Ману.
Задачи исследования:
Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.
Слово "дхарма" происходит от санскритского "то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе" и означает вечный космический порядок или закон (Закон долга и благочестия, как формулировал его содержание Дж. Неру в книге "Мое открытие Индии"), включающий природные (естественные, в том числе космические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закона индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную человеческую добродетельную обязанность.
Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов -- шлок. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная, форма изложения — характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов. На главы и стихи подразделяются тексты Библии, ритмизированной прозой написаны Законы Хаммурапи и древнеримские Законы XII таблиц. Многие законодательные положения древних народов имеют также форму афоризма. Афористическая форма, как и стихотворная, имеет родственную близость с художественным творчеством и отчасти с творчеством научным (искусством упорядоченного изложения определенных знаний). Афоризмы мы встречаем в гимнах "Ригведы", в комментариях к этим гимнам, которые именовались упанишадами. Многие буддистские тексты представляют собой литературу изречений, например Кхуддаканикая (Собрание кратких изречений), в которое входит переведенный на русский язык буддистский канон Дхаммапада. Насыщен многими афоризмами древнеиндийский эпос IV в. до н.э.Махабхарата, включающий в качестве составной части знаменитую Бхагаватгиту. Помимо Законов Ману запоминающиеся изречения можно найти в таких ученых трактатах, как Артхашастра (Наука политики), Каутильи (IV в. до н.э.) и Кама-сутра (Наука любви), Ватсьяяны (ок.111 в. н.э.).
Зафиксированное афоризмом правило, в том числе дхарма, юридическим становится не сразу, а только после составления прозаических комментариев к нему. Таким образом, текст дхармашастры, содержащий ритуальные предписания, становится текстом этическим (моральным) и юридическим лишь после «обрамления ритуальных предписаний этическими».
В этом проявляет себя один из характерных (и типичных) для древних обществ Востока и Запада способов возникновения правил этического и юридического назначения из обрядовых и ритуальных правил и соответствующих им способов праведного поведения.
Афоризм, таким образом, выполняет ту же просветительскую роль в существующих правилах праведного и законопослушного поведения, что и тексты дхармашастр или артхашастр, перечисляющие конкретные дхармы. При этом афоризм может охватывать правила и обыкновения не одной, а нескольких областей социальной жизни и деятельности в их добродетельном или греховном проявлении. «Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения. Доброму же, наоборот: ученость — для увеличения знании, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних». Нарушение законов и обычаев чаще всего связывается в них с проявлением какой-либо страсти и предосудительного влечения. «Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона».2
Рассмотрим Законы Maну по главам:
Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют, несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приношение жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов.
Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.). В обязанности кшатриев входит исполнение наказаний (X, 70). Однако существуют дхармы для всех четырех варн одновременно.
В шлоке 63 гл. Х говорится: «Не нанесение вреда, правдивость, не присвоение чужого, чистота и обуздание органов — основная дхарма для четырех варн, — объявил Ману». И рядом, в шлоке 58, дается перечень запретных поступков и чувств. «Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению».
Таким образом, исполнение обязанностей и правильное поведение с точки зрения морали порождают правильные последствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).
Веды и связанную с ними литературу создали пришлые племена ариев (вначале «арья» означало «земледелец», затем — «благородный»). Они же участвовали в распространении учения о варнах и четырех степенях земного совершенства (стадиях прохождения земного пути):
1. Отрочество и юность, период обучения, приобретения знаний, воспитания, самодисциплины, самообладания, сдержанности.
2. Жизнь семьянина и мирянина.
3. Жизнь лесного отшельника. По другим версиям, более позднего происхождения, - жизнь государственного деятеля, обладающего известной уравновешенностью, объективностью и способностью посвятить себя общественной деятельности без корыстного желания извлечь из нее выгоду;
4. Последняя стадия – жизнь отшельника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. Так примирялись две тенденции, часто живущие в человеке бок о бок, - приятие жизни во всей ее полноте и отрицание ее.
2. Публичное право по законам Ману.
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. Тысяча деревень приравнивался городу.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
3. Уголовное право и процесс по законам Ману.
Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от кастовой принадлежности пострадавшего и виновного. С другой стороны, Законы Ману отражают сохранение пережитков старины, о чём свидетельствует сохранение принципа мести (талиона; хотя кровная месть в Законах Ману не упоминается, видимо, в то время она не применялась), применение «божьего суда» (ордалии), ответственности общины за преступление, совершённое на её территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены или городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы Ману не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций.
Более подробно Законы Ману описывают преступления против личности и против собственности.
Среди имущественных преступлений Законы Ману большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы Ману чётко различают кражу, как тайное похищение чужого имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли пойман с поличным или нет, совершена кража днём или ночью. Пойманного с краденным или с воровским инструментом Законы Ману предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отсекали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей - осуждали на смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора сам наказывался как вор.