Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа
Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как общинное самоуправление еще до государственно-организационного общества, прошло этапы античного мира, Средних веков и Нового времени. Начиная с конца XVIII в., и особенно в XIX в., местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления, активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….................…3
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………..……..7
1.1 История формирования и развития органов местного управления в России до середины XIX века…………………………………………………....…………………..7
1.2 Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века....…......10
1.3 Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы.………………………………………………………………………..13
2 ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА……………….………………………..………16
2.1 Основные положения и особенности реформы.…………...………………………16
2.2. Общественная оценка реформы.…………………………………………………...21
3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ………………...…….24
3.1 Историческая значимость Земской реформы……………………………….…......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………..……..7
1.1 История формирования и развития
органов местного управления в России
до середины XIX века…………………………………………………....………
1.2 Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века....…......10
1.3 Значение революционной
ситуации и отмены крепостного права для
проведения Земской реформы.…………………………………………………………
2 ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА……………….………………………..………16
2.1 Основные положения и особенности реформы.…………...………………………16
2.2. Общественная оценка реформы.…………………………………………………...
3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ………………...…….24
3.1 Историческая значимость Земской реформы……………………………….…......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..31
Введение
Местное самоуправление как самостоятельное
явление общественной жизни и
институт гражданского общества зародилось
в глубокой древности. Оно существовало
как общинное самоуправление еще до государственно-
В России в течение столетий эффективно действовали разнообразные системы местного самоуправления, в том числе в такой форме, как земство, которое отразило специфику российской действительности. Оно появилось в период гигантского общественно-политического перелома, в условиях, когда страна делала решающий поворот от феодализма к капитализму. Шаг в сторону буржуазной монархии неизбежно должен был повлечь за собой реорганизацию старой системы местного самоуправления, ее децентрализацию.
Земства стали «цитаделью оппозиции, колыбелью конституции», а земское движение сыграло не последнюю роль в русском освободительном движении, при том, что земства юридически не были наделены политическими функциями [17].
В России стал возрождаться интерес
к земской системе
С различными историческими периодами, в различных странах менялись интересы населения, формировались новые традиции, возникали новые вопросы местного значения, но непроходящим оставался главный интерес — благоприятные условия жизни человека. Создание таких условий - цель местного самоуправления.
Для решения любых вопросов - местных и общегосударственных - нужны, в первую очередь, денежные средства, которых всегда и везде бывает мало. Именно эти обстоятельства вынуждали правителей вводить или соглашаться на местное самоуправление - передавая право зарабатывать деньги и расходовать их на местах, что приводило к кардинальному изменению отношений между властью и обществом.
Не была исключением
и Россия, где наиболее последовательная
общегосударственная реформа
В России дворянам издавна было предоставлено право управлять своими местными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У них был свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными делами всех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состоянии знать все местные условия, эти условия могут хорошо знать только местные люди, и только им можно поручить общественные дела. А выбор этот могут сделать сами жители каждой губернии и каждого уезда [2, с.30-32].
Но не только опыт сословного самоуправления “голосовал” за введение самоуправления. На решение правительства оказал решающее, как нам представляется, влияние налоговый фактор, который и был одной из основных причин введения местного самоуправления[16].
Распространение системы управления государственными крестьянами на всю страну не решило бы главного и самого трудного для правительства вопроса — о земских сборах и повинностях [16].
Но дело не только в том, что были найдены новые объекты налогообложения или применены новые способы их исчисления. За этим, казалось бы, заурядным фактом - налоги повышали всегда и везде - кроется целая цепь событий, которые играют немаловажную роль в историческом и экономическом развитии России.
Именно это и есть главные результаты самостоятельной деятельности населения по решению местных вопросов. Самостоятельная деятельность заключалась в том, что земские учреждения сами зарабатывали средства для решения своих — местных дел. Такая деятельность была не только самостоятельной, но и «под свою ответственность». [2].
Вопрос о причинах, вызвавших создание земских учреждений, долгое время не ставился как отдельная проблема. Общее признание в русской буржуазной науке получила мысль о том, что земская реформа была естественным следствием отмены крепостного права и что те условия, которые привели к крестьянской реформе, в конечном счете определили и необходимость земской реформы. Высказывалась и другая мысль, признававшая основной причиной введения земства сознание необходимости коренного переустройства совершенно неудовлетворительной системы управления земскими повинностями. Так полагал земский деятель и публицист В. Ю. Скалон, так думал профессор К. Д. Кавелин, таково же было мнение Н. Н. Авинова.[4, с. 20]
Значительный шаг вперед в объяснении вопроса делали Б. Б. Веселовский и Н. И. Иорданский, поскольку они находили основную движущую пружину земской реформы в отмене крепостного права. Без сомнения, отмена крепостного права предопределила возможность и необходимость всех дальнейших буржуазных преобразований, и все же не она была главной причиной введения земских учреждений [4, с. 21].
Из работ посвящённых вопросу Земской реформы и земству можно особо выделить труды Гармизы В.В., Герасименко Г.А., Абрамова В.Ф. [4]. В них наиболее полно освящены вопросы причин и предпосылок Земской реформы, форм и методов проведения и реализации реформы, показана значимость Земской реформы, подчёркнута роль земства.
Конституция Российской Федерации (1993 года) признала и гарантировала право граждан России на местное самоуправление. Таким образом, завершился “виток истории” и, будем надеяться, развитие местного самоуправления в нашей стране будет проходить поступательно и по восходящей.
Актуальность этой темы заключается в том, что местное самоуправление, а также оптимизация деятельности органов местного самоуправления является важным направлением развития современной российской государственности. Нельзя не согласиться, что местное самоуправление относится к достижениям всего человечества. Усовершенствованное за сотни лет своего развития, впитавшее в себя опыт и исторические традиции, местное самоуправление стало неотъемлемой принадлежностью повседневной жизни всех цивилизованных стан. А в настоящее время, основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.
Цель курсовой работы - исследование и анализирование сущности земского самоуправления в России, а также определения его исторической значимости.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1) определение предпосылок
2) анализ содержания Земской
реформы 1864 г., что заключается
в характеристики основных
3) определение исторической значимости реформы для России.
Объектом исследования выступает время земского самоуправление в России в целом, как самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Предметом исследования является непосредственно Земская реформа 1864 года, ее основные положения и особенности.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой курсовой работы послужили научные труды ученых, официальные документы общегосударственного и местного значений, эпистолярные источники, источники, периодической издания, хрестоматии и учебники, а также интернет - ресурсы.
Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX века.
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.2 История
формирования и развития
Рассматривая различные теории государственного самоуправления, нужно отметить, что любое государство для эффективного осуществления своих функций нуждается в местном самоуправлении, без чего нет надежного управления в целом.
Итак, рассмотрим наиболее исторически значимые события формирования и развития органов местного управления в России до середины XIX века.
Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, сбор налогов. Решение местных проблем считалось второстепенным. Однако прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления [3].
В 1708 году Петром I было создано 8 губерний, а к концу царствования число их дошло до 12. Управление губернией находилось в руках коронных чиновников - местное общество не принимало в нем участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Для обеспечения стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов, которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. Решения принимались большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор [11].
На практике петровский указ о выборности ландратов остался реформой на бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему [27].
С 1719 г. Петр предпринял новую реформу. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: правосудие и безопасность жителей, образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию. Такая задача оказалась не по плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь потерпели крушение. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию и справиться с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога – подушной подати. Но скоро и эта должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело подчинилась ее влиянию [27].
К Петру же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по западноевропейскому образцу, городской жизни. В 1718-1724 гг. Земские избы были заменены магистратами. Цель таких мер - устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. Магистраты являлись учреждениями судебными и административно-финансовыми. На них возлагалась обязанность наблюдения за раскладкой государственных сборов и пошлин. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить наблюдение за порядком и благоустройством в городе, однако осуществлено не было [27].
Права, предоставленные магистратам, были очень скромны. Главным из них было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через старост и старшин с согласия всех граждан. Но права самообложения и самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили.
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII в. при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.
В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские от города; прочие сословия от своей провинции [11].
Как результат - появление наиболее значительных до второй половины ХIХ в. законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785).
Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее законодательством. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций ("сословных обществ"), предоставив им известные права "по внутреннему управлению сих обществ", а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления[24, с.28]. Таким образом, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах.
В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: собрание всех членов градского общества и при нем выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях самоуправление было представлено в лице так называемых "городовых старост"[27].