Исторический портрет Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Цель исследования — анализ внешнеполитической деятельности Петра I с целью дать ей объективную оценку.

Содержание

Введение 3
1.Детские и юношеские годы Петра I 4
2.Реформы Петра I . 8
3.Внешняя политика Петра I . 16
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

Уфимский  государственный авиационный технический  университет

Кафедра истории  Отечества и культурологии

 

 

 

 

Контрольная работа

по Отечественной истории

 

Тема: Исторический портрет Петра I

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила: Русакова С.А.

                                                                       Факультет ЗЧС гр.ПБ-108

                                                                     Проверил: Усманов Г.Б. 

                                       

 

 

 

 

 

Уфа 2013

Оглавление

 

Введение 3

1.Детские и юношеские годы  Петра I  4

2.Реформы  Петра I . 8

3.Внешняя  политика Петра I . 16

Заключение. 30

Список использованной литературы. 32

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Пётр I Великий (1672 – 1725) - выдающийся государственный деятель, московский царь, всероссийский император.

   Еще в  дореволюционной  историографии  сложилось  два  противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Вопрос  в  том,  в  какой мере петровские преобразования были случайны или  закономерны,  означали  ли они  радикальный  разрыв   преемственности   исторического   процесса   или, напротив,  были  его  логическим   продолжением,   был   ли   Петр   великим преобразователем  или  тираном,  возник  давно,  едва  ли  не  в  саму  эпоху  преобразований. По словам протоиерея А. Шмемана   «Спор  о  значении,  об оценке Петровской реформы, есть можно сказать, основной русский спор…».    

 Одни историки полагали, что  Петр I нарушил естественный  ход  развития страны, внеся перемены в экономику,  политику,  культуру,  традиции,  нравы, обычаи, что он захотел «сделать  Россию  Голландией».  Другие  исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем  предшествующим ходом исторического развития (эту точку зрения наиболее четко  сформулировал крупнейший русский историк С. М. Соловьев).  «Народ  собирался  в  дорогу, ждали вождя, и вождь явился», — писал Соловьев.   Однако лично мне ближе точка зрения П.Н.  Милюкова,  писавшего: « Ценой разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы… Политический рост государства, опять опередил его экономическое развитие».    

 Предметом исследования данной  работы являются: Реформы  Петра I и его внешняя  политика . Основными объектами исследования служат —  Россия  в  конце  XVII  —  первой четверти  XVIII  века,  ее  международное  положение   накануне   петровских преобразований; реализация  российских  международных  интересов  на  юге  и севере.

Цель исследования — анализ внешнеполитической деятельности  Петра  I с целью дать ей объективную оценку.

 

 

 

  1. Детские и юношеские годы Петра I.

 

Петр Великий родился  в Москве 30го мая 1672 года, ночью, и  был крещен 29го июня того же года в  Чудовом монастыре. Его появление  на свет было приветствуемо родителем  с особенною радостью. Три дня  служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих  ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание  преступникам, а после крестин  угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами. Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости  и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у  него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и  сам царь, будучи еще не стар, мог  дождаться, что новорожденный сын  от второй жены, возрастая, покажет  большие способности, чем другие его сыновья.

Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот  возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться  редкая восприимчивость, живость и  склонность к забавам, носившим военный  характер. Любимые игрушки, на которые  он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми  «робятками» из ровесников, набранных  из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет  от роду, играл с ними в «воинское  дело», а обучением и дисциплиной  этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости  шатался он по Европе, убил в Польше на дуэли мужа одной пани, с которой  был в связи, был взят в плен русскими, обласкан царем Алексеем Михайловичем и женился на вдове  известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей  Михайлович любил Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, и посылал его по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место  при царевиче по возвращении из Рима. Мы не знаем подробностей обращения  Менезиуса с царевичем, но ему  принадлежит зародыш той горячей  любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра  еще с детских лет.

По смерти Алексея Михайловича, со ссылкою Матвеева, Менезиус был  отдален от Петра и послан в  Смоленск, но потехи, имевшие военный  характер, продолжались; товарищи детских  игр вырастали вместе с царевичем, и с годами их потехи принимали прямо характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменялись настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем его начали учить грамоте. Учителем был ему назначен, 12 марта 1677 года, дьяк Никита Моисеевич Зотов. Петр учился быстро читать и писать, выказывая необычайную понятливость. Зотов знакомил его с русской историей, рассказывая о деяниях Владимира Св., Александра Невского, царя Ивана Грозного и Алексея Михайловича, объяснял ему, сколько сам умел, какие есть на свете разные науки, полезные для государей. Расширению знаний царевича содействовали, бывшие в то время в ходу, потешные книги и картинки, составляемые с целью забавы, но заключавшие в себе много разнообразных предметов, с которыми дитя могло знакомиться, например, знаменитые здания, города, корабли, исторические события, а также астрономические явления. С жадностью бросался царевич на все новое, все желал узнать и тогда уже порывался видеть в действительности то, о чем ему сообщали книги и картинки; сам хотел созидать города, прекрасные здания, брать крепости, водить полки и плавать по морю. Обыкновенное местопребывание Петра, вместе с матерью, было село Преображенское.

Десяти лет от роду царевич  был вырван судьбою из своего уединения: его посадили на престол; а вслед  за тем восприимчивый отрок был  свидетелем кровавых сцен, убийства дяди и Матвеева, унижения матери и всех ее родных, наконец, должен был по воле подученной стрелецкой толпы разделить  с полоумным братом венец, возложенный  на него выбором всей русской земли: правление перешло в руки сестры, не терпевшей его матери. В эти  ужасные минуты молодой Петр показал  необыкновенную для его лет твердость  и бесстрашие. Но эти минуты оказали  печальное влияние на его характер: они, без сомнения, положили в эту  гениальную, гигантскую натуру зародыш  жестокости, свирепости.

Во время правления  Софии Петр продолжал проживать  с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили: другого ему не дали; он проводил время в потехах, окруженный ровесниками без всяких дельных  занятий: такая жизнь, конечно, испортила  бы и изуродовала всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра она  положила только тот отпечаток, что  он, как сам после сознавался, не получил в отроческих летах  тех сведений, которые необходимы для прочного образования. Через  это небрежение Петру приходилось  учиться многому уже в зрелом возрасте. Сверх того, проведенное  таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в  обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружавшего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Однако необыкновенно  даровитая натура не могла измельчать в том отсутствии всяких умственных интересов, на которое она была осуждена; собственною силою пробила она  себе выход. Петра ничему не учили, но не могли убить в нем врожденной любознательности. Впоследствии Петр сам сообщал о тех случаях, которые направили его на избранную  дорогу. Будучи четырнадцати лет от роду, он услыхал от князя Якова  Долгорукого, что у последнего был  такой инструмент, «которым можно  брать дистанции или расстояния, не доходя до того места». Молодой царь пожелал видеть инструмент, но Долгорукий ответил, что он украден. Царь поручил  купить себе такой инструмент во Франции, куда Долгорукий ехал послом. В 1688 году Долгорукий привез из Франции астролябию и готовальню с математическими  инструментами. Вокруг царя не было ни одного человека, кто бы имел понятие, что это такое. Царь обратился  к немцу доктору, но и тот не умел владеть инструментами, а отыскал  голландца Франца Тиммермана, который  объяснил царю значение привезенных  вещей. Царь приблизил к себе Тиммермана и начал учиться у него арифметике, геометрии и фортификации. Учитель  был небольшой знаток своего дела, но ему достаточно было сделать Петру  указания: талантливый ученик сам  до всего добирался. До какой степени  предшествовавшее воспитание Петра  было запущено, показывает то, что, учась  на шестнадцатом году четырем правилам арифметики, он не умел правильно написать ни одной строки и даже не знал, как  отделить одно слово от другого, а  писал три-четыре слова вместе, с  беспрестанными описками и недописками.

Спустя несколько времени, Петр в селе Измайлове, на Льняном  дворе, гуляя по амбарам, рассматривал старые вещи, принадлежавшие двоюродному  брату царя Михаила Федоровича, Никите Ивановичу Романову, отличавшемуся  в свое время замечательною любознательностью. Здесь он увидел иностранное судно  и спросил о нем Франца Тиммермана. Тот мог сказать ему только то, что это английский бот, который  употребляется при кораблях и  имеет то преимущество перед русскими судами, что ходит на парусах не только за ветром, но и против ветра. Петр спросил: есть ли такой человек, который бы починил и показал  ему ход судна? Тиммерман сказал, что есть такой человек, и нашел  Петру голландца Христиана Бранта (Карштен Бранта, как называет его  Петр). Царь Алексей Михайлович задумал  построить корабль и спустить в Астрахани; для этого призваны были из Голландии мастера. Построенный  и спущенный в Астрахани корабль  был уничтожен Стенькою Разиным. Мастеровые рассеялись, а один из них  — корабельный плотник, этот самый  Карштен Брант, проживал в Москве и кормился столярною работою.

Брант, но приказанию царя, починил  бот, приделал мачту и паруса и  в присутствии Петра лавировал  на реке Яузе. Петр дивился такому искусству, и сам несколько раз вместе с Брантом повторял этот опыт, но не всегда удачно: бот с трудом поворачивался  и упирался в берега, потому что  русло было слишком узко. Петр приказал перевезти бот на Просяной пруд в  селе Измайлове, но и там плавание оказалось не совсем удобным. Тогда  Петр узнал, что озеро под Переяславлем будет для его цели подходящим. Оно имело в окружности тридцать верст, а глубина его достигала  шести саженей. Петр выпросился у  матери на богомолье к Троице, съездил  в Переяславль, осмотрел озеро, и  оно очень ему понравилось. По возвращении в Москву он упросил  мать отпустить его снова в  Переяславль, чтобы там заводить суда. Царица не могла отказать горячо любимому сыну, хотя сильно была против таких затей из боязни за его жизнь. Петр, вместе с Брантом, заложил верфь  при устье реки Трубежа, впадающего в Переяславльское озеро, и тем  положил начало своему кораблестроению.

Петру уже минуло 17 лет, он мужал, был полон сил и наступало для него время возвратить власть, насильственно захваченную царевной Софией. После устранения Софии Петр не сразу принялся за все государственные дела. Он по-прежнему более всего занимался военным и кораблестроительным делом. В конце 1694 года Петру пришлось оплакивать смерть горячо любимой матери, царицы Наталии. Теперь ему уже было 22 года, и он вполне самостоятельно взялся за дела государственного управления. Детство и отрочество закончилось, и Петр вступил во взрослую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформы  Петра I.

 

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей  истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти  не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через  которые могла бы развивать внешнюю  торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который  охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия  строилась по устаревшим принципам  и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне  неохотно покидали свои поместья для  военных походов, их вооружение и  военная выучка отставала от передовых  европейских армий.

Между старым, родовитым боярством  и служивыми людьми дворянами  шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные  восстания крестьян и городских  низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все  были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить  и подчинить себе русские земли.

Информация о работе Исторический портрет Петра I