История Макдональдса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

Можно много говорить о качестве питания в этих ресторанах, о культуре обслуживания в них, о вреде фастфуда, но я сейчас не об этом. Я хочу рассказать о человеке, который создал империю 'McDonald's'. Ведь многие думают, что это были два брата Дик и Мак Макдональды. На самом деле они дали только имя этой знаменитой сети. Если бы не американский предприниматель Рэймонд Альберт Крок (05.10.1902 - 14.01.1984) имя этих братьев вряд ли бы стало известно всему миру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основатель 'McDonald's'
2. История его неудач
3. С чем едят франчайзинг
4. Гамбургеры с землей
5. Приобретение в рассрочку зданий вместе с участками земли.
ВЫВОД
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

makdonalds.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Основатель 'McDonald's'

2. История его неудач

3. С чем едят франчайзинг

4. Гамбургеры с землей

5. Приобретение в рассрочку зданий вместе с участками земли.

ВЫВОД

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Можно много говорить о качестве питания в этих ресторанах, о культуре обслуживания в них, о  вреде фастфуда, но я сейчас не об этом.  Я хочу рассказать о человеке, который создал империю 'McDonald's'. Ведь многие думают, что это были два брата Дик и Мак Макдональды. На самом деле они дали только имя этой знаменитой сети. Если бы не американский предприниматель Рэймонд Альберт Крок (05.10.1902 - 14.01.1984) имя этих братьев вряд ли бы стало известно всему миру.

История успеха Рэя Крока поучительна для тех, кто собирается или уже начал строить собственный бизнес.

Дело в том, что Рэй  Крок не один раз начинал своё дело, ему не очень везло и все  его предприятия  терпели неудачу. Но он был оптимистом и не опускал  руки. И тогда в 1954 году судьба преподносит ему ещё один шанс  -  встречу с братьями Макдональдами, которые в то время были владельцами одного небольшого придорожного ресторана скоростного обслуживания в городе Сан-Бернардино штата Калифорния. На момент этого судьбоносного знакомства Рэю Кроку было уже 52 года! Он занимался тем, что разъезжая по стране, продавал мульти-миксеры. У него была куча болезней: артрит, диабет, удалён желчный пузырь и большая часть щитовидной железы. К тому же он был совсем не богат. Но, увидев своими глазами принципы работы ресторана братьев Макдональдов, он быстро сообразил, что подобная система сработает по всем Штатам.

 

 

 

 

 

 

 

1.Основатель 'McDonald's'

 

 

Рэймонд Альберт Крок (Raymond Albert 'Ray' Kroc ) родился 5 октября 1902 года в Оак-Парке, пригороде Чикаго, штат Иллинойс (Oak Park, Chicago, Illinois), в семье иммигрантов чешского происхождения. Во время Первой мировой войны он обучался, чтобы стать водителем скорой помощи, но война закончилась прежде, чем Крок попал в театр военных действий. С начала 20-х и до начала 50-х Рэй занимался всем, что подвернется под руку – продавал бумажные стаканчики, был пианистом, выступал с джазовым оркестром, и работал на местной радиостанции в Оак-Парке. Одно время он за питание и крышу над головой работал в одном из рестораннов Рэя Дамбо (Ray Dambaugh) на Западе, чтобы познакомиться с тонкостями ведения ресторанного бизнеса. В конце концов, Крок стал продавцом машин-миксеров для смешивания молочных коктейлей и разъезжал по всей стране.[1]

"В 1954 году мне  было 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и большую часть щитовидной железы. Но я верил в будущее," - так вспоминал Рэй Крок судьбоносный момент, когда он познакомился с братьями Макдональдами. В дополнение к многочисленным болезням, он был глуховат и небогат. Крок был известным бизнесменом, но все его предприятия регулярно терпели крах. Когда в 1954 году ему потребовалось 15 тысяч наличными, чтобы выкупить лицензию на распространение "Макдональдса", ни один банк не дал ему кредита. Пришлось заложить дом и страховку.

 После этого он  прожил еще 30 лет и заработал  600 миллионов. Сейчас империя 'McDonald's' состоит из 29 тысяч ресторанов, в которых каждый день поедают гамбургеры и картошку-фри 45 миллионов человек. Но Крок не только нажил состояние - он изменил наш стиль жизни и обогатил тысячи своих соотечественников.

Кроме ресторанов, Крок стал основателем заведений для борющихся  с алкоголизмом и запустил программу, известную как 'Дома Рональда Макдональда' (Ronald McDonald House foundation) – международную сеть своеобразных благотворительных гостиниц для родителей, которые хотят быть рядом со своими тяжелобольными детьми.

Рэй Крок умер 14 января 1984 года в возрасте 81 года от сердечной недостаточности. Рядом с ним находилась его  третья жена Джоан (Joan Beverly Kroc).

 

2. История его неудач

 

 Рэй Крок не придумал фаст-фуда, он им торговал. Собственно, только  это он и умел делать. 17 лет  он торговал бумажными стаканчиками  фирмы "Лили Кап Компани"  и был признан лучшим дилером  компании. Потом создал собственную фирму, чтобы продавать "мульти-миксер" (установку для производства мороженого) нового образца, но к началу 50-х всех сотрудников фирмы пришлось уволить: конкуренты выпустили усовершенствованную установку и та вытеснила с рынка любимую машину Крока. В который раз оказавшись на грани разорения, он принялся, как встарь, разъезжать по стране. Именно тогда он обратил внимание, что маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино заказал сразу десять его мульти-миксеров. "Что они там с ними делают?" - спросил он знакомого. - "Зарабатывают," - ответил тот. Крок сел за руль и поехал в Калифорнию.

 Сан-Бернардино оказался маленьким  рабочим городком, а придорожный  ресторанчик - собственностью братьев  Макдональдов, придумавших систему  скоростного обслуживания, которая до сих пор действует во всех ресторанах 'McDonald's'. Там Крок увидел металлические прилавки, к которым клиенты подходили сами и сами делали заказ. Он увидел огромный автоматизированный конвейер, где жарились центнеры картошки и сбивались сотни молочных коктейлей. Он увидел небывало маленькое меню - всего девять наименований - и бумажную посуду, которую не нужно было мыть. И невозможно, неприлично низкие цены: во всех фаст-фудах гамбургер стоил около тридцати центов, Макдональды продавали его за пятнадцать. [3]

 Всем этим великолепием, приносившим  небывалый для фаст-фуда годовой  доход в 300 000, заправляла пара  толстяков с одинаковыми залысинами  и в одинаковых очочках. Братья  Макдональды были тюфяками. Напав  на золотую жилу, они ленились  ее разрабатывать. Когда первый ресторатор, купивший у них франшизу, предложил назвать свой ресторан 'McDonald's', Дик Макдональд сказал: "Да зачем? В вашем городе это имя все равно ничего не значит." Они не пытались привлекать инвесторов, а часто вообще отговаривали их вкладывать деньги в строительство "Макдональдса" Отдавая за копейки право открыть новый "Макдональдс" - франшиза стоила от 1000 до 2,5 тысяч долларов - они даже не догадывались потребовать себе процент от доходов ресторана.

Предложение Крока продавать их франшизы по всей стране стало для братьев сущим благословением. Франшиза стоила 950 долларов и выдавалась на 20 лет. А еще каждый ресторан должен был платить 1,9 процентов от своего дохода: 1,4% шли Кроку, 0,5% - братьям Макдональдам за использование их имени и ресторанной системы. Крок не имел права вносить ни малейшего изменения в систему 'McDonald's'. На этих условиях разорившийся коммивояжер отправился покорять Америку.

 

3. С чем едят франчайзинг?

 

 Франчайзинг - это система  распространения. В Штатах ее впервые опробовал Зингер, производитель швейных машинок. Он продавал своим распространителям "франшизу" - лицензию на право торговли его изделиями. В 40-е годы практика франчайзинга стала необычайно популярно в системе быстрого питания. Первым до этого додумался Генри Аксен. Однажды он заехал в крошечный ресторанчик, где увидел диковинку - новую морозильную установку, которая превращала сливки в мягкое мороженое. Аксен убедил создателя чудо-морозилки продать право на создание таких же ресторанчиков. Он собрал в Чикаго 26 инвесторов, угостил их новым мороженым и в тот же день распродал им франшизы. Некоторые франшизы действовали на территории целых штатов и стоили от 25 до 50 тысяч долларов. Помимо этого, Аксен потребовал, чтобы рестораторы закупали молочную смесь для мороженого только у него по фиксированной цене.

 Так началась франчайзинговая  лихорадка в фаст-фуде. К тому  времени, как Крок встретился  с Макдональдами, франшизами торговали  все сколько-нибудь заметные рестораторы  - "Кентаки Фрайд Чикен", "Биг Бой Сандвич", "Инста Бургер Кинг". Франчайзинг стал идеальным способом добыть "быстрые деньги". Самым выгодным казалось распродавать лицензии на обслуживание больших территорий, предпочтительно целых штатов. Владелец такой лицензии потом перепродавал право на постройку отдельных ресторанов и наваривал свой процент. Но франчайзеров дальнейшая судьба ресторанов, созданных по лицензии, не интересовала. Они не контролировали ни тамошние цены, ни качество обслуживания. Их не заботило то, что плохие рестораторы могли скомпрометировать их марку. Они торопились наварить побольше денег. Единственное, о чем они не забывали - это снабжать рестораторов своим оборудованием и своими товарами по явно завышенным ценам. [2, 3]

 Рэй Крок не придумал франчайзинг,  он его усовершенствовал. Он хотел, чтобы национальная сеть "Макдональдсов" приносила долгосрочную прибыль и не срамила свой брэнд. Он решительно отказался от быстрой прибыли, которую приносила продажа лицензий на целые территории. Крок продавал франшизы на строительство только одного ресторана "Макдональдс". Впоследствии, если ресторатор доказывал свое соответствие высоким стандартам "Макдональдса", Крок мог доверить ему строительство еще одного ресторана. Крок также не хотел наживаться на рестораторах, продавая им оборудование и продовольствие. Однако все, что они закупали, должно было строго соответствовать стандартам "Макдональдса" - от количества касс до среднего размера картофелин. И впервые во франчайзинге он поставил свою прибыль в зависимость от прибыли ресторатора.

 Никого такая схема привлечь  не могла. Люди с большими  деньгами хотели купить лицензию  на целый штат, а потом ее  перепродавать. Представителей малого  бизнеса не устраивало то, что  франшиза действовала всего 20 лет, и по ее окончании они  могли запросто потерять свой ресторан. И никому не нравился строжайший учет и контроль, который намеревался установить Крок в своей империи.

За первый год Крок сумел продать только 18 франшиз. Половина из них ушли в Калифорнию. Половину он уговорил купить богатых завсегдатаев своего клуба в Чикаго. У тех был свой бизнес. Рестораны их мало интересовали. В их "Макдональдсах" царил полный бедлам. В меню неизвестно откуда возникали пиццы и хот-доги. Цена на гамбургер взлетала в разы. Владельцы франшиз смотрели на рестораны как на свою собственность и делали в них, что хотели. Крок мечтал о рае униформы, где одинаково одетые продавцы, сияя, продают клиентам одинаковые гамбургеры по одинаковым ценам. Но как воплотить эту мечту, он не знал.

 Спасение Крока  явилось в образе скромного  чикагского журналиста. К сорока шести годам Сэнфорд Агате скопил двадцать пять тысяч долларов и мечтал вложить их в какое-нибудь свое дело. Крок уговорил его купить франшизу. Владелец земли в городке Вокеган согласился выстроить там "Макдональдс" и сдавать его в аренду Агате за 5 процентов от оборота ресторана, но не меньше 500 и не больше 1000 долларов. Агате внес деньги на депозит, уплатил первичный взнос за здание, купил оборудование, и от его сбережений не осталось ни цента.

26 мая 1955 года 'McDonald's' Агате открылся. Через два часа после открытия перед зданием выстроились длинные очереди. К вечеру в кассе миссис Агате лежало 450 долларов. К вечеру следующего дня - больше 800. Наличные не умещались в кассе, и каждый вечер супруги складывали их в коричневые бумажные пакеты и тащили домой. Через два дня 'McDonald's' Агате начал приносить стабильный доход - 1000 долларов в день. Владелец земли, сдававший ее в аренду Агате, рвал на голове волосы: он и представить не мог, что маленький ресторанчик будет зарабатывать 30 тысяч в месяц, а ему платить за аренду жалкую тысячу. В 1957 году Агате купил себе роскошный дом, а его прибыль на порядок превысила заработок самого Крока. [2, 3]

К Кроку чередой пошли  такие же оптимисты-неудачники, каким  был он сам. Это были маленькие  люди с маленькими деньгами и страстью к работе. Успех Агате воодушевил их. Новый "Макдональдс" требовал инвестиций от 17 до 30 тысяч долларов и окупался буквально за полгода. Ради этого люди готовы были молиться на Крока, исполнять все его указания, дни и ночи проводить в своем ресторане, доводя до совершенства стиль "Макдональдса". Про Крока говорят, что он заселил Америку миллионерами. Из этих новых миллионеров и возникла его империя. Этим людям он продавал не просто малый бизнес. Он продавал им успех.

 

4. Гамбургеры с землей

 

 В 1961 году братья  Макдональды согласились продать  свое имя Кроку и предоставить  ему полную свободу управления  брэндом. Знаменитую литеру "М"  они оценили в 2,7 миллиона наличными:  миллион - Дику, миллион - Маку  и 700 тысяч - дяде Сэму, на налоги. У Крока таких денег и в помине не было. По стране работало 228 ресторанов "Макдональдс", в 1960 году они заработали 75 миллионов, но процент, причитавшийся Кроку был ничтожен. Прибыль его фирмы за 1960 год составляла 77 тысяч долларов, а долгов было - на пять с половиной миллионов. Срочно нужен был кредит.

 Главный финансист  "Макдональдса" Гарри Зоннеборн  сделал невозможное: он сумел  уговорить самые известные университеты (прежде всего, Принстонский) вложить  2,7 миллиона долларов в "Макдональдс". За это кредиторы, кроме возвращенного долга, получали возможность отщипывать от прибыли "Макдональдса" ровно такой же процент, который в свое время получали братья Макдональды. Крок ликовал: наконец-то он мог избавиться от кабального договора с братьями.

 Но за день до  вручения 2,7 миллионов кредиторы  отказались от своего решения.  Зоннеборн ночным самолетом полетел  в Нью-Йорк. Невыспавшийся и небритый, он примчался к кредиторам. Те  изложили традиционный резон:  фаст-фуд слишком ненадежный бизнес. Зоннеборн помялся, прочистил горло и сиплым голосом открыл великую тайну "Макдональдса": "Вообще-то мы не занимаемся фаст-фудом. Мы… э-э-э… занимаемся недвижимостью". [3]

 Гарри Зоннеборн  был при Кроке тем же, чем  мистер Хайд при докторе Джекиле.  Пока Крок озарял улыбками инвесторов и заговаривал зубы кредиторам, Зоннеборн в кабинетной тиши делал огромные деньги, позволившие "Макдональдсу" вскоре войти в число самых богатых компаний Америки. Еще в 1954 году Зоннеборн придумал, как объединить ресторанный бизнес и недвижимость. Его идея заключалась в том, чтобы, не имея ни гроша в кармане, постепенно прибрать к рукам здания ресторанов 'McDonald's' вместе с землей, на которой они стояли.

Информация о работе История Макдональдса