История Финансового Университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:49, лекция

Краткое описание

Большевики, вчерашние революционеры-подпольщики, придя к власти, не имели ни знаний, ни практического опыта в осуществлении финансово-экономической политики. Их утопические теории о прямом товарном обмене, уничтожении при социализме торговли натолкнулись на тяжелые испытания в управлении огромной и разоренной страной. Уровень их компетентности оказался недостаточным для столь сложной государственной деятельности, как управление промышленностью и денежно-кредитной сферой.

Содержание

1.Московский финансово-экономический институт НКФ РСФСР (1919 - 1921)
2.Московский промышленно-экономический институт (1919 - 1929)
3.Воссоздание Московского финансово-экономического института НКФ СССР (1930 - 1934)
4.Московский учетно-экономический и Московский кредитно-экономический институты Госбанка СССР (1931 - 1941)
5.Финансово-экономические вузы в годы Великой Отечественной войны

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ I.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 1. ПЕРВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВУЗЫ (1919 – 1946)

План лекции

 

  1. Московский финансово-экономический институт НКФ РСФСР (1919 - 1921)
  2. Московский промышленно-экономический институт (1919 - 1929)
  3. Воссоздание Московского финансово-экономического института НКФ СССР (1930 - 1934)
  4. Московский учетно-экономический и Московский кредитно-экономический институты Госбанка СССР (1931 - 1941)
  5. Финансово-экономические вузы в годы Великой Отечественной войны

 

Введение

 

Большевики, вчерашние  революционеры-подпольщики, придя к  власти, не имели ни знаний, ни практического  опыта в осуществлении финансово-экономической политики. Их утопические теории о прямом товарном обмене, уничтожении при социализме торговли натолкнулись на тяжелые испытания в управлении огромной и разоренной страной. Уровень их компетентности оказался недостаточным для столь сложной государственной деятельности, как управление промышленностью и денежно-кредитной сферой. Национализация, развернувшаяся в конце 1917 – начале 1918 гг. в числе своих результатов имела окончательный развал промышленности, гиперинфляцию, уничтожение банковской системы. Также возникли серьезные трудности в организации работы аппарата управления государственными финансами и создании системы контроля и учета. Забастовки чиновников Государственного банка, казначейства и бывшего министерства финансов парализовали экономическую и финансовую жизнь и поставили новую власть на грань краха.

Для преодоления эти трудностей и окончательного отстранения «буржуазных элементов» от национализированных капиталов, требовалась не столько коммунистическая убежденность, сколько знание счетоводства, бухгалтерии и умение осуществлять банковские операции. Конфискации, или, как тогда говорили, «выемки» с помощью вооруженных солдат свидетельствовали, что банковская деятельность не очень-то давалась руководителям финансовой политики большевистского правительства. Отсутствие финансистов среди большевиков вынудило их срочно сформировать систему подготовки кадров финансистов рабоче-крестьянского происхождения, знавших правила «буржуазной» финансовой науки. Профессия бухгалтера и счетовода становилась в 1918 – 1919 гг. массовой в крупных городах и провинции, но освоить ее было невозможно без привлечения «буржуазных спецов».

Так, большевики, стремясь укрепить свои позиции в политической и экономической областях, способствовали учреждению первых высших учебных заведений  финансово-экономического профиля. Этими  обстоятельствами определялись тенденции развития российского финансово-экономического образования в 1918 – 1921 гг., в эпоху безденежного хозяйства.

1. Московский  финансово-экономический институт  НКФ РСФСР

(1919 – 1921)

 

Особым по значимости событием в истории финансово-экономического образования стало создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР, в результате чего высшее финансово-экономическое образование становилось самостоятельной отраслью. Предпосылки для этого сформировалась в ходе развития финансово-экономического образования еще в дореволюционной России, как в системе академического университетского образования, так и в системе практического коммерческого. Фактором, определявшим особенности становлении финансово-экономического образования, был уровень развития промышленности и денежно-кредитной системы.

Потребности экономики  и управления ею предопределяли специфику  подготовки кадров финансово-экономического и коммерческого профиля, формирования профессорского корпуса, разработку учебных программ. Эта взаимосвязь финансово-экономической политики и отраслевого образования сохранялась в полной мере и в советское время.

31 октября 1918 г. Совет  Народных Комиссаров РСФСР принял  декрет об организации финансовых  отделов губернских и уездных  исполкомов с передачей им «функций ныне упраздненных казенных палат, губернских акцизных управлений и финансовых органов местных управлений». В Положении, дополнявшем декрет, предусматривалось, что «ответственные работники финансового отдела назначаются из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями». Заместитель наркома финансов Д.П.Боголепов в связи с этим обратил внимание Совнаркома на то, что в среде большевиков отсутствуют «опытные и надлежаще подготовленные» финансисты.

Острая потребность большевиков в квалифицированных руководителях финансовой политики привела к созданию в самом начале 1918 г. первых в стране Курсов финансовых работников. Их организовал Д.П.Боголепов, комиссар финансов Северной Коммуны, в состав которой входил Петроград. Слушателями курсов стали члены партии большевиков, первые руководители советских финансовых органов. Курсы были краткосрочными, их учебные программы предполагали обучение в течение трех недель по двум предметам – счетоводству и сметному делу. Остальные предметы – статистика, организация государственного контроля, учение о государстве, банковское дело, ведение народного хозяйства в социалистическом государстве – читались в виде обзорных лекций, вести которые Д.П.Боголепов пригласил коллег по Наркомфину, преподавателей из Петроградского университета. Это был начальный опыт создания кадров высших финансовых работников.

В условиях разраставшейся гражданской войны, наступления  немцев на Петроград в феврале 1918 г. СНК принял решение о переводе столицы в Москву. В марте все внимание партии, СНК, всей России было сосредоточено на вопросе о заключении Брестского мира. Текущие вопросы финансово-экономической и образовательной политики отходили на второй план. В январе 1919 г. в НКФ поступила «обширная документация по финансово-экономическим курсам в Твери» для повышения квалификации сотрудников местных финансовых органов, созданных по примеру Петроградских. Препятствием для быстрой и широкой подготовки финансовых работников было отсутствие преподавателей. Таким образом, выявилась еще и потребность в кадрах с «теоретической подготовкой», «соответствующей периоду глубоких преобразований» большевиков.

Сформировать одновременно слой высших финансовых управленцев  и преподавателей для них было возможно только в Москве, где финансово-экономическое образовании зародилось и развивалось с начала XIX в. Совокупность этих обстоятельств явилась непосредственным импульсом для решения Наркомфина об учреждении в Москве финансово-экономического института. Газета «Экономическая жизнь» 6 февраля 1919 г. впервые опубликовала, что «народным комиссариатом по финансам учреждается в г. Москве финансово-экономический институт для подготовки сотрудников финансовых отделов» губернских и уездных исполкомов. В создании МФЭИ свою роль сыграл и Московский Совет. В Государственном архиве РФ сохранился отчет МФЭИ от 13 апреля 1920 г., в котором говорилось, что «МФЭИ возник 1 марта 1919 г. согласно докладной записке финансового отдела Московского Совдепа, представленной в комиссариат финансов». Как свидетельствует публикация в «Экономической жизни», 2 марта 1919 г. состоялось собрание по случаю открытия первого финансово-экономического института.

Возглавил его Д.П.Боголепов. Он имел за плечами опыт преподавательской  деятельности на экономических отделениях ряда дореволюционных институтов. Окончив в 1909 г. юридический факультет Московского университета, он остался на кафедре финансового права для подготовки под руководством И.Х.Озерова к профессорской деятельности. В 1914 г. Д.П.Боголепов стал приват-доцентом Московского университета и одновременно читал ряд финансовых дисциплин в Московском коммерческом и Московском частном юридическом институтах. Будучи замнаркома финансов в 1918 г., он не оставил преподавания и как «приват-доцент, три года читавший обязательный курс», был переведен на должность профессора финансовой науки Московского университета.

На собрании присутствовали руководство МФЭИ и первые слушатели. А.С.Микаэлян, влиятельный сотрудник  НКФ и профессор института, открыл его речью, в которой обосновал необходимость организации финансово-экономического вуза. Институт народного хозяйства им. К.Маркса, бывший Московский коммерческий институт (ныне – Академия народного хозяйства им. Г.В.Плеханова), с 4-х годичным сроком обучения не подходил для указанной цели, так как власть требовала немедленной отдачи. Об учебных планах МФЭИ рассказали ректор института Д.П.Боголепов и проректор А.М.Галаган, крупнейший специалист в области теории и практики бухгалтерии. В газетном отчете об открытии МФЭИ отмечалось, что наряду с общеэкономическими, финансовыми и юридическими дисциплинами, предполагалось проводить прикладные курсы счетоводства и банковского дела.

Одновременно с открытием  вуза шла работа по набору слушателей. 6 марта 1919 г. «Известия» опубликовали обращение МФЭИ ко всем отделам и учреждениям Моссовета командировать своих служащих для подготовки специалистов финансовых учреждений. МФЭИ, в первую очередь, предназначался для служащих Наркомфина и промышленных наркоматов, финансового отдела Московского Совета, работников финансовых учреждений губернских и уездных исполкомов. Первый набор МФЭИ состоял из 300 человек, из них более двух третей имели среднее, специальное и высшее образование. Это обстоятельство по тем временам было немаловажно. Достаточно высокий, по тем меркам, уровень подготовки слушателей давал возможность, по мнению организаторов института реально выполнить поставленную задачу – за шесть месяцев выпустить первых специалистов для провинции. Предполагалось, что этим будет отличаться новый финансово-экономический вуз от уже завоевавших прочные позиции Института народного хозяйства им. К.Маркса и экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) I МГУ. Вместе с тем не всем слушателям было под силу одолеть весь курс за столь короткий срок, поэтому предметы в МФЭИ были организованы в циклы. Это позволяло ограничиваться изучением одного или нескольких циклов с отражением этого факта в свидетельстве об окончании института. Сданные на выпускных экзаменах дисциплины должны были стать, по замыслу учредителей вуза, решающим фактором при занятии должностей в государственном аппарате.

Чрезвычайная краткость  курса поставила под сомнение судьбу МФЭИ. Новый нарком финансов Н.Н.Крестинский, с 1919 г. проводивший  свертывание финансово-банковской деятельности и денежного обращения, выразил сомнение в целесообразности существования вуза финансово-экономического профиля. Комиссия из членов коллегии Наркомфина А.И.Потяева, Д.П.Боголепова, Ф.Ф.Сыромолотова и А.С.Микаэляна в течение месяца изучала программу, состав лекторов и слушателей МФЭИ. На основании доклада Ф.Ф.Сыромолотова 3 апреля 1919 г. было принято решение о продолжении работы этого учебного заведения «до истечения объявленного срока, т.е. до середины августа». Работу МФЭИ в течение еще двух лет можно поставить в заслугу руководителям и преподавателям института. А.М.Галаган в апреле 1921 г. заявил, что на практике «курс был установлен двухлетний, состоящий из 4-х семестров».

Важнейшим документом, провозглашавшим  цели, организационную структуру, особенности учебной деятельности, способ управления институтом, стал Устав МФЭИ, принятый в 1920 г. В нем говорилось, что институт, «имеет целью подготовку специалистов в области кассового, сметного и налогового дела и экономического строительства Советской России». В соответствии с Уставом обучение в МФЭИ было бесплатным. «Преподаваемые в институте предметы группируются по курсам с таким расчетом, чтобы каждый курс представлял собою законченное целое». Такое построение учебной работы было неслучайным. Шла гражданская война. Мобилизации на трудовой фронт и в действующую армию следовали одна за другой. Студентам финансовых вузов не полагалось брони, поэтому они отправлялись на фронт в первую очередь.

В МФЭИ преподавалось 35 учебных  дисциплин, составлявших философско-исторический, общеэкономический, финансовый и юридический циклы. Проводились прикладные занятия по счетоводству. Спецкурсов в современном представлении не было, читались так называемые эпизодические лекции, дополнявшие и расширявшие отдельные аспекты обязательных курсов. Для осуществления столь обширной программы Д.П.Боголепов пригласил своих коллег с экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) I МГУ – И.Х.Озерова, М.А.Рейснера, В.М.Экземплярского, С.В.Познышева, С.Б.Членова, Л.И.Лубного-Герцыка. В МФЭИ проводили занятия и руководители Наркомфина – его глава Н.Н.Крестинский, член коллегии НКФ А.М.Галаган, заместитель заведующего финансовым отделом А.С.Микаэлян, заведующий отделом прямых налогов и пошлин Л.Л.Оболенский. Сам Боголепов читал лекции и вел практические занятия.

Формирование системы  безденежного хозяйства в 1919 – 1920 гг. оказало серьезное влияние на судьбу высшего финансово-экономического образования. В 1919/20 учебном году закрывались  десятки институтов. Из восьми, существовавших в стране специальных финансово-экономических вузов, к началу 1921 г. осталось только три с тысячью учащихся в них.

Политика военного коммунизма завела страну в тупик, финансы находились в катастрофическом положении из-за обобществления процессов производства и распределения. В дополнение к всеобъемлющему экономическому кризису в начале 1921 г. разразился кризис власти. Это отразилось на Московском финансово-экономическом институте при Наркомфине РСФСР и привело к резкому ухудшению дел. Сократилось число студентов с до 43 человек. Почти в два раза уменьшился штат преподавателей. В институте было одиннадцать профессоров, четыре преподавателя общеобразовательных дисциплин и два преподавателя иностранных языков.

Президиум и профессорско-преподавательский  состав МФЭИ предпринимали попытки спасти вуз. А.М.Галаган предложил изменить структуру вуза, его задачи и учебные планы. Для этого предлагалось преобразовать МФЭИ «в высшую школу нормального типа, т.е. с трехлетним курсом обучения» с двумя факультетами – педагогическим и хозяйственным, «на котором студентам сообщают знания, необходимые для их практической деятельности в финансовых учреждениях, хозяйствах промышленного, менового и потребительского характера». К марту 1921 г. были разработаны учебные программы для двух факультетов, а в апреле все документы, необходимые для намечавшейся реорганизации института, были направлены в Главпрофобр.

Первоначально Главпрофобр  с одобрением отнесся к этому  предложению. Его резолюция гласила: «Организация подготовки преподавания счетных наук крайне необходима. Финансово-экономический институт следовало бы учредить на правах повышенного техникума (Практический институт)». Однако нараставший экономический кризис, голод и отсутствие средств привели не к реорганизации института, а к расформированию. 4 августа 1921 г. приказом Главпрофобра Московский финансово-экономический институт был закрыт. Профессорско-преподавательскому составу было разрешено организовать на 1921/1922 учебный год краткосрочные курсы для подготовки преподавателей счетных наук для техникумов. Педагогические курсы получали в наследство от института не очень богатую материальную базу МФЭИ и помещение на Арбатской площади, где прежде располагался институт. Основные преподавательские кадры института, его учебные планы и программы передавались в виде финансово-экономического цикла Московскому промышленно-экономическому институту.

Информация о работе История Финансового Университета