История выборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Цель реферата – проследить становление современной избирательной системы и выявить зависимость избирательной системы от государственного строя.
Задачи: 1. Изучить литературу, связанную с историей России;
2. Изучить избирательные системы в разные эпохи.
3. Сделать вывод о зависимости избирательной системы от государственного строя.

Содержание

Введение
1. Основные черты избирательного права России
1.1 Избирательное право в Древней Руси
1.2 Избирательное право в XVI-XVIII веках
1.3 Избирательное право в XIX - начало XX веках
1.4 Избирательное право в ХХ веке
2. Особенности избирательной системы России на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История выборов в России.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История выборов в России

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорвиной Марии и Трофимовой Марии

10 «Б» класс,  средняя школа № 62 
Содержание

Введение

1. Основные  черты избирательного права России

1.1 Избирательное  право в Древней Руси

1.2 Избирательное  право в XVI-XVIII веках

1.3 Избирательное  право в XIX - начало XX веках

1.4 Избирательное  право в ХХ веке

2. Особенности избирательной  системы России на современном  этапе

Заключение

Список литературы

Введение

 

Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных  форм народного представительства  во времена зарождавшейся государственности  до конституционного закрепления принципов  свободных, равных демократических  выборов в настоящее время.

Изучение российского опыта  участия граждан в конструировании  властных структур и государственном  управлении представляется крайне важным на современном этапе демократического развития отечественной государственности.

По мнению большинства современных  историков (Чистяков О. И., Фроянов И. Я., Алексеев Ю. Г. и др.), история избирательного права в России берет свое начало в Древней Руси в Х веке, когда среди политических институтов Киева, Новгорода, Смоленска, Пскова, Чернигова и других городов важное место занимали вечевые собрания.

Однако уже к первой половине XIII века в связи с заметным усилением  княжеской власти и феодальной знати, а также в результате монголо-татарского нашествия роль и значение веча постепенно сводится к решению вопросов местного самоуправления.

Лишь Новгородская земля сумела сохранить республиканский строй  и основы выборной демократии до конца XV в. В конце XV веке в результате похода московских войск на Великий Новгород был упразднен республиканский  строй, а с ним и практически  все избирательные институты  власти.

К концу XVI века в стране сформировалась общегосударственная избирательная  система с достаточно определенной структурой выборов (губные, земские); контролирующим органом (Разбойный  приказ) и другие.

Наиболее показательно система  выборного представительства в  Русском государстве проявилась в деятельности "советов всей земли" - земских соборов, которые  заложили традицию коллективного решения  наиболее важных и проблемных вопросов общегосударственного, общенародного  значения.

В течение XVII века постепенно формируется  относительно устойчивая система избирательных  правил и норм, определяющих порядок  организации и проведения выборных процедур.

Возрождение выборных традиций в России, правда, на уровне лишь местного самоуправления исследователи связывают с изданием Екатериной II в 1785 г. "Грамоты на права и выгоды городам российской империи".

Укреплению избирательных традиций, заметному повышению уровня правового  сознания народа способствовали преобразования государственно-политического режима в 60-70 годах XIX века: реформы местного самоуправления - земская реформа  1864 г. и городская реформа 1870.

Следующий этап развития демократических  выборных процедур связан с революционными событиями 1905-1907 г., результатом которых стало заметное ограничение монархической власти и организация первого в истории Российской империи представительного органа – Государственной думы. Всего история дореволюционного парламента в России насчитывает не более 12 лет. Начало коренным изменениям в избирательных процедурах положила Февральская революция 1917 г. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы всеобщего, прямого, равного голосования граждан.

Цель реферата – проследить становление  современной избирательной системы  и выявить зависимость избирательной  системы от государственного строя.

Задачи: 1. Изучить литературу, связанную  с историей России;

2. Изучить избирательные системы  в разные эпохи.

3. Сделать вывод о зависимости  избирательной системы от государственного  строя.

1. Развитие  избирательного права в России  с Х по ХХ век

 

1.1 Избирательное  право в Древней Руси

 

В Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти.

Первый период развития вече совпадает  по времени с переходом от племенного собрания к городскому.

В 9-10 веках для решения дел  в "старший" город сходились "лучшие люди всей земли" и обсуждали земские  вопросы в присутствии граждан  этого города. Сохранившиеся документы  свидетельствуют о существовании  вече во всех древнерусских землях. Широкое распространений этого  института объясняется тем, что  только согласие всего народа могло  обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в  этот период еще не существовали.

Второй период развития вече (11-13 века) – народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный  город представлял как бы всю  землю, а его вече становилось  верховной властью волости. В  таком вече могли участвовать  и жители пригорода: всякий свободный  человек, где бы он ни жил, имел право  быть членом вече главного города. Таким  образом, сохранялась идея всенародного участия во власти.

Князь, если вече собиралось не для  его смещения, присутствовал на вече, обычно он и собирал его. В принципе при принятии решений требовалось  единогласие. Предметом обсуждения мог стать любой вопрос государственной  жизни.

В большинстве земель в 13 веке вечевые  собрания прекратились. Однако в северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск), где  вече имели особое влияние на общественную жизнь вечевые собрания, оно существовало до конца 15 - начала 16 веков.

В Новгородской земле сформировалась особая форма правления – феодальная республика. Отчасти это объяснялось  тем, что основным занятием населения  в этих землях была торговля, которая  способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины.

Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая  изба, вечевые дьяки, особая вечевая  печать Новгорода.

Сигналом к общегородскому вече в Новгороде был звон специального колокола. Правомочность вече в принятии решений определялись присутствием на нем:

Высших должностных лиц республики – посадников и тысяцких (представители  княжеской власти);

Представителей всех пяти городских  концов (по-современному – районов);

Представителей всех сословных  групп от боярства до черных людей.

Посадник (второе лицо) объявлял "повестку дня" собрания.  

Затем начинались прения.

По их окончании предлагался  проект решения, предварительно согласованный  с владыкой.

Участники вече громкими криками отвергали  или поддерживали проект.

Исход такого голосования определялся "на слух". Иногда меньшинство  не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений.

Вечевые избирательные процедуры  завершались заключением договора с избранным новым должностным  лицом, скрепляемым присягой – целованием креста. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями.

Решения вече оформлялись дьяком в  виде вечевых грамот и других документов.

В Великом Новгороде использовалась вся палитра "средств агитации". Подкуп участников вече, обвинение  политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооруженные столкновения сторон – все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики.

Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г.

Лишь Новгородская земля сумела сохранить республиканский строй  и основы выборной демократии до конца XV в. В конце XV веке в результате похода московских войск на Великий Новгород был упразднен республиканский  строй, а с ним и практически  все избирательные институты  власти.

Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое  признавали и сами князья и их дружины.

избирательный выборы власть самоуправление

1.2 Избирательное  право в XVI-XVIII веках

 

Во времена существования Московского  государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена  была вспоминать о народном представительстве. Средневековые демократические  процедуры были во многом схожи у  разных народов.

В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни  крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении.

В результате в XVI в. на авансцену российской истории вышли Земские соборы или "советы всея земли" – представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада (обыкновенно 300-400 человек).

В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно  должностные лица, стоящие во главе  местных дворянских и посадских  обществ.

Принимая решения, члены собора были ответственными и за исполнение данного решения. В состав собора вели три пути – по общественно-политическому  положению, по назначению, по выбору. Значение и характер земских соборов в  Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинство соборов  носило совещательный и осведомительный  характер: выборные люди излагали правительству  свои "нужды и всякие недостатки" и затем предоставляли решение  вопроса царю.

Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о  введение новых налогов. "Уложенный" собор 1648-49 гг. имел законодательный  характер.

Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели  учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.

В эпоху Смутного времени и непосредственно  после него деятельность земских  соборов сыграла важную роль в  деле восстановления разрушенного смутой "великого российского царствия" и была их крупной исторической заслугой.

С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. земские соборы приходят в упадок.

Результатом Земского собора 1648-1649 гг. стало Соборное уложение 1649 г.

 

1.3 Избирательное  право в XIX - нач. XX веках

 

Из Манифеста об учреждении Государственной  думы (6 августа 1905 г.)

"Объявляем всем нашим верноподданным: Государство Российское созидалось  и крепло неразрывным единением  Царя с народом и народа  с Царем. … Ныне настало  время, следуя благим начинаниям…  призвать выборных людей от  всей земли Русской к постоянному  и деятельному участию в составлении  законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу" 3

Представительная демократия с  трудом пробивала дорогу в России. Лишь под давлением революционных  масс Николай II издал Манифест 17 октября  1905 г., согласно которому впервые был создан общегосударственный представительный орган – Государственная дума.

Сам выбор названия "Государственная  дума" для органа народного представительства  указывал на наличие собственной  российской традиции.

Порядок выборов в первую Думу определялся  в Законе о выборах, изданном 10 дек. 1905 г. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.

К участию в выборах допускались  мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – "бродячие инородцы", должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.

В целом избирательная система  была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело.

Информация о работе История выборов в России