Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа
История — это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.
Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем.
Введение. Понятие истории. История как прошлое и как наука………3
Трудности исторического познания……………………………………..6
Образовательные и воспитательные функции исторической науки…10
Отечественная и мировая историография. Специальные исторические дисциплины. Источники по отечественной истории…………………11
История России – неотъемлемая часть мировой истории…………….20
Периодизация. Современное понимание основных этапов отечественной истории………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….33
СОДЕРЖАНИЕ:
Список
используемой литературы……………………………………………….
I. Введение
Понятие истории. История как прошлое и как наука.
История — это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.
Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем. Несколько позднее слово «история» стало использоваться в смысле разузнавания и исследования. В значении повествования об узнанном термин «история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствован европейскими языками. В России термин «гиштория» появился в Петровское время и вплоть до XIX в. у нас так и писали — с первой буквой греческого слова.
Со временем понятие истории развилось из простого повествования о случившемся до представления об исторической науке, а взгляд на историю как простую совокупность фактов прошлого — до понятия исторического процесса. Сегодня термином «история» обозначают: 1) рассказ о прошлом; 2) само последовательное развитие, изменение действительности; 3) науку, изучающую прошлое.
Школьный курс истории основное внимание уделяет истории событий. На страницах учебников описываются войны, революции, деятельность тех или иных правителей, т.е. прежде всего то, что связано с жизнью государства. История людей предполагает изучение прошлого через быт, духовную жизнь, психологию отдельного человека, слоев населения как представителей национальных, социальных, религиозных и политических общностей.
Изучение
прошлого сквозь призму идей пытались
реализовать представители
Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:
Но при всем разнообразии существующих направлений изучение истории обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и все гуманитарные науки, она лишена возможности эксперимента. Законы физики, химии, других естественных наук проверяемы на практике. Историю нельзя ни проверить опытным путем, ни переделать заново. Прошлое — та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Можно без конца спорить, что было бы с Россией в случае отсутствия Петра I, неудачи большевиков в ходе Гражданской войны, отстранения Сталина от руководства в конце 1920-х гг., но смоделировать обсуждаемую ситуацию с учетом всех реальных факторов не удастся. Отсюда вытекает деление исторической науки на две основные части: факты и их объяснение, толкование.
Термин «факт» обычно воспринимается в значении установленного события, истины. Однако все исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на три группы.
Еще более сложным делом является толкование фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Это касается как отдельных личностей, так и крупных исторических событий и даже прошлого человечества в целом. Так, споры о Петре I — «Петр Великий», «Петр был первый большевик», «Реформы Петра стали великим несчастьем для России, нарушив ее историческую традицию» — идут уже около 300 лет.
От чего зависит позиция ученого, читателя? Человек, изучающий историю, должен помнить, что его точка зрения не является единственной и ее нельзя навязывать другим в качестве бесспорной истины. Как гласит мудрость, «моя свобода махать кулаками кончается у носа моего оппонента». Конечно, речь не идет о терпимости по отношению к взглядам, оправдывающим массовые убийства, угнетение и геноцид народов, национальную вражду и другие подобные явления.
Все сказанное не означает, что история как предмет представляет некую беспорядочную смесь фактов и их различных оценок. Позиция историка, действительно желающего познать прошлое, прежде всего отличается целостным восприятием изучаемого материала, пониманием многогранности причин и следствий происходивших событий.
Историки-профессионалы, при всем различии концептуальных подходов, рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия, взаимовлияния различных политических, экономических сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также отдельных исторических личностей.
За многие века существования истории как предмета сформировались определенные принципы изучения прошлого. Они включают необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности и анализировать в процессе развития. Это означает, что ученый не имеет права отбрасывать факты, противоречащие его концепции, он обязан опираться на достоверные источники и видеть преемственность исторических периодов. Все это, вместе взятое, называется историзмом мышления. Принцип историзма требует рассматривать любое историческое явление в системе координат того времени.
Историческое исследование кардинально отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художественный вымысел («не было, но могло быть»), ему «позволено» выбирать ту версию исторических событий, которая ближе его взглядам и помогает воссоздать атмосферу описываемого времени. Историк соединяет достоверные факты, пытаясь постичь их внутреннюю логику и не скрывает наличия других версий исторических событий.
II. Трудности исторического познания.
История — наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительность исторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни. В силу этих причин для историка особую значимость имеет наличие научной теории, способной дать максимально объективный анализ исторической реальности.
Другая сложность истории заключается в том, что в ней по сей день господствуют синтетические, а не аналитические суждения. Она не принадлежит к числу дедуктивных наук. Историки пытаются превратить свою дисциплину в научную: выявляют законы исторических процессов, исследуют ход и закономерности их развития, стремятся использовать математические методы обработки источников, ЭВМ. Однако история до сих пор представляет собой скорее род искусства, чем науки. В ней продолжает господствовать повествовательная форма изложения материала. Теоретические построения зависят от субъективных взглядов исследователя или целой эпохи.
И здесь мы сталкиваемся с главной трудностью понимания истории. В ней действуют, равно как и изучают ее, люди со своими интересами. Если внешний мир еще как-то поддается нашему научному постижению, то тайна человеческого существа и его жизни едва приоткрывается. В истории же действуют не только отдельные личности, но целые народы, внутри которых сокрыта такая масса причин, что выявить их сполна историку не удается.
Другая сложность при изучении истории состоит в близости ее нашим насущным интересам. Еще в древности историю называли наставницей жизни. Отсюда неизбежно стремление людей заставить столь «важную персону» говорить то, что нам сегодня выгодно или кажется таковым. Это устойчивое побуждение всех поколений людей свидетельствует о значимости истории в делах настоящего.
Историческая действительность обладает такой степенью сложности, так тесно переплетена с насущными интересами людей, что ее более или менее адекватное познание осуществимо с большой долей запаздывания. Чем явление дальше от нас во времени, тем оно лучше фокусируется для исследования. И наоборот, современность, которая каждый миг становится историей, для нас фактически объективно познаваемой быть не может, поскольку мы ее небеспристрастные участники.
Таким образом, важнейшим отличительным свойством истории является ее тесная связь с современностью. История — это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено. Если бы было иначе, необходимость в истории неизбежно отпала. При этом история обеспечивает идейную преемственность поколений. Историческое познание осуществляется путем использования уже существующего знания о предмете, полученного предыдущими поколениями исследователей и зафиксированного в историческом идеале прошлых эпох. Этот идеал соизмеряется с ценностными ориентирами современности, включая идеологию, категориальный строй применяемой теории и господствующие в современности философские обоснования исторической науки.
Чтобы нагляднее представить задачи истории, приведем несколько цитат выдающихся ученых. Главной целью истории, писал С.Ф. Платонов, «признается изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества». Задача истории, утверждал В.О. Ключевский, состоит в изучении «свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие», «с помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века». Н.М. Карамзин в согласии с древним правилом смотрел на историю как на наставницу жизни: «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выводы людей и даровать им возможное на земле счастье». «История — наука о людях во времени, — утверждал М. Блок, — в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучением живых». Немецкий историк К. Брейзинг уподоблял историю «канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является короткими отрезками в пряже времени. Задача всякого исторического исследования — распутать эту ткань».
Таким образом, задачу истории можно суммировать следующим образом: она состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Она решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событий тех, которые имеют значение с точки зрения исследования. Существующие между ними связи вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалось результатом исторической картины, составленной с их помощью. Следовательно, история призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Говоря словами Цицерона, первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Проблема функций истории — это проблема воздействия исторического знания на общественное сознание. Среди них нет второстепенных, и каждая тесно связана со всеми остальными. История прежде всего дает народам знание об их прошлом, развивает национальное самосознание и тем способствует поддержанию целостности этногосударственных образований. По мнению Н.М. Карамзина, история мирит простого гражданина «с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось».
Прошлое при условии умного и бережного к нему отношения способно помогать людям в их практической деятельности, снижать накал политических страстей на поворотных рубежах истории. «Незнание прошлого, — писал М. Блок в сочинении «Апология истории», — не только вредит познанию настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем».