Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:38, реферат
1. Памятники письменности Казахстана и центральной Азии в раннем средневековье.
2. Дать развернутую характеристику следующим памятникам и терминам: вакф, гурхан, сюбаши, дешт-и-кыпчак, икта, номадизм, цитадель, Шахристан, рабад, он ок будун.
3. В чем историческое значение битвы при городе атлах в 751 году в судьбах народов центральной Азии.
4. Верования и религия на территории средневековья Казахстана.
СРСП №3: Казахстан в VI-XII века
1. Памятники письменности Казахстана и центральной Азии в раннем средневековье.
2. Дать развернутую характеристику следующим памятникам и терминам: вакф, гурхан, сюбаши, дешт-и-кыпчак, икта, номадизм, цитадель, Шахристан, рабад, он ок будун.
3. В чем историческое значение битвы при городе атлах в 751 году в судьбах народов центральной Азии.
4.
Верования и религия
на территории средневековья
Казахстана.
1. Памятники письменности Казахстана и центральной Азии в раннем средневековье.
В VI-VII вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, входившие в состав Тюркского каганата, а также западнотюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Очевидно, необходимость в письме возникла из нужд административной и дипломатической практики, из нужд фиксации государственных актов и государственной традиции; определённую роль могли играть и религиозные мотивы.
Иноземные источники сообщают о деревянных дощечках, на которые у тюрков наносились резы (знаки) при исчислении «количества требуемых людей, лошадей, податей и скота». Вместе с тем тюркские послы снабжались грамотами. Так, прибывший в 568 г. в Константинополь ко двору Юстина II тюркский посол, согдиец Маниах, привёз послание от кагана, написанное, как рассказывает византийский историк Менандр, «скифскими письменами».
О том, что это были за письмена, можно судить по древнейшему сохранившемуся памятнику Тюркского каганата — Бугутской надписи из Центральной Монголии. Стела с надписью была водружена на кургане с захоронением праха одного из первых тюркских каганов Таспара (правил в 572-581 гг.), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Надпись сделана на согдийском языке; на другой стороне стелы имелась также короткая надпись на санскрите письмом брахми, почти полностью уничтоженная эрозией. Основной согдийский текст, к сожалению сохранившийся не полностью, рассказывает о событиях первых тридцати лет существования Тюркского каганата, особенно подробно описывая заслуги Таспар-кагана. Из обращений к читателю видно, что согдийский текст был понятен в каганате достаточно широкому кругу образованных людей из верхов тюркского общества. Большое число согдийцев жило при дворах тюркских каганов: они были дипломатами и чиновниками, придворными и наставниками в грамоте, о чём прямо сообщают иноземные источники; они строили осёдлые поселения и водили торговые караваны в Китай, Иран и Византию с товарами, принадлежавшими тюркской знати. Их культурное влияние на тюрков было очень значительно; главным образом через согдийцев тюрки познакомились с достижениями древних цивилизаций Средней и Передней Азии.
Есть все основания полагать, что наряду с использованием согдийского языка тюрки использовали согдийский алфавит для фиксации собственной речи. В те же годы, когда была воздвигнута Бугутская стела, в переводе на тюркский язык было впервые письменно зафиксировано буддийское сочинение («Нирвана-сутра») — с целью пропаганды буддизма среди тюрков. Оно не могло быть записано на бумаге иным алфавитом, кроме хорошо известного тюркам согдийского. Позднее этот алфавит, после некоторых модификаций, получил название уйгурского, так как уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв. Но для письма на камне (так называемого «монументального письма») курсивный согдийский алфавит использовали редко.
В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее первой половины VII в., на основе согдийского письма, дополненного несколькими знаками, сходными с древнетюркскими тамгами (родовыми символами), в тюркской среде возникло новое письмо. Оно состояло из 38 не сливавшихся между собой на письме знаков геометризованных очертаний и, в отличие от согдийского, было хорошо приспособлено для фиксации на дереве или камне (процарапыванием и резьбой). Новая письменность очень точно передавала фонетические особенности тюркского языка; так, большая часть согласных знаков имела два варианта написания: в зависимости от того, с каким гласным этот согласный употреблялся, мягким или твёрдым. В отличие от согдийского, это письмо позволяло ясно различать между собой знаки (в согдийском многие знаки писались сходно) и было значительно проще в употреблении и заучивании.
Древнетюркское письмо было открыто в долине Енисея в 20-е гг. XVIII в. немецким учёным Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I, и И. Страленбергом, сопровождавшим его пленным шведским офицером. Они назвали письмо руническим — по его сходству со скандинавским руническим письмом. Название, хотя и не совсем точное, оказалось удобным и закрепилось в науке. В 1889 г. русский учёный Н.М. Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине р. Орхон, огромные каменные стелы с надписями руническим письмом. Дешифровали и прочли найденные тексты датский учёный В. Томсен, который первым нашел ключ к алфавиту, и русский тюрколог В.В. Радлов, давший первое чтение надписей. По месту находки основных памятников письмо стали называть «орхоно-енисейским», а по другим признакам (язык и характер письма) его продолжают именовать древнетюркским руническим письмом.
Самыми крупными памятниками рунического письма из всех найденных остаются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Все они были воздвигнуты в эпоху Второго Тюркского каганата (689-744 гг.) и Уйгурского каганата в Монголии (745-840 гг). Наиболее известны памятники в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735 гг., и памятник советнику первых каганов Второго Тюркского каганата, Тоньюкуку, созданный вскоре после 716 г., ещё при жизни Тоньюкука (памятник написан от его имени). Все крупные памятники орхонской группы довольно однообразны по форме. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода политическими декларациями. Надписи содержат очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племён и народностей, их языка и литературных приёмов.
На территории Средней Азии и Казахстана следует выделить две группы рунических памятников — ферганскую (мелкие надписи на керамике, VIII в. и семиреченскую (на территории Киргизии и Казахстана). Сюда относятся девять надписей на намогильных камнях-валунах и наскальные надписи в ущелье Терек-сай (долина р. Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Тараз, мелкие надписи или отдельные знаки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (случайно обнаружена при горных работах в долине р. Талас), а также рунические надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного Казахстана, мелкая надпись на глиняном пряслице с Талгарского городища (близ Алма-Аты). В 1998-2000 гг. в Кочкорской долине Центрального Тянь-Шаня было открыто десять рунических надписей.Вряд ли древнетюркское руническое письмо употреблялось где-либо после XI-XII вв. В Центральной и Средней Азии его потеснили сначала уйгурский курсив, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских племён, которые приняли ислам.
2. Характеристика памятникам и терминам: вакф, гурхан, сюбаши, дешт-и-кыпчак, икта, номадизм, цитадель, Шахристан, рабад, он ок будун.
Вакф - институт мусульманского права, означающий имущество, изъятое из оборота и предназначенное для использования, как правило, на благотворительные цели и для оказания материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама.
Гурхан – правитель кара-китаев. Если верить источникам мусульманского мира, этот термин означает «хан ханов». Но есть и несогласные с этим толкованием титула, в частности – Риттер-Григорьев. По его мнению Гурхан=Гюрген, «зять» по-монгольски: якобы кара-китайский правитель принял это звание как родич императоров династии Ляо.
Сю-баши или сю-беги — Арабский эквивалент — одно из должностей или званий военачальника, главнокомандующего у тюрков огузов. Сю-баши были очень влиятельными лицами государства и считались «только с советом своих военачальников» и даже вмешивались в дела верховных правителя ябгу, а также выступали против них.
Дешт-и-Кипчак— исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь, простиравшуюся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш. В позднем Средневековье и Новое время Половецкую степь населяли народы кыпчакской группы: ногайцы, татары, башкиры, кыргызы, казахи, кумыки, алтайцы а также каракалпаки.
Икта - земельный надел., пожалованный феодалам в средневековых странах Ближнего и Ср. Востока.
Номадизм - кочевой образ жизни людей.
Цитадель — внутреннее укрепление крепости, имевшее самостоятельную оборону, являвшееся общим редюитом крепости и служившее последним опорным пунктом для гарнизона крепости в случае падения основных её укреплений. Цитадель должна быть достаточно обширной, чтобы весь оставшийся гарнизон мог в ней поместиться, и иметь все необходимые запасы.
Шахристан - территория раннефеодального города в Средней Азии. Шахристан обычно имел прямоугольную планировку с более или менее регулярной сетью улиц, укреплялся крепостной стеной с башнями и воротами; иногда внутри шахристана ставилась цитадель. Тесно застроенные жилые кварталы включали общественные центры, мастерские, небольшие рынки. Видное место в городской застройке занимали храмы. За стенами шахристана размещались караван-сараи, пригородные усадьбы, некрополь, иногда цитадель.
РАБАД
- пригород, ремесленные слободы, расположенные
за пределами шахристана, в городах Ср.
Азии, Ирана, Афганистана.
3. Значение битвы при городе атлах в 751 году в судьбах народов центральной Азии.
В 750-751 годах сильная армия Китая захватила значительную территорию, заняла город Суяб. Но здесь армия Поднебесной, стремившаяся расширить свои завоевания, столкнулась с такой же экспансией арабского халифата, войска которого под знаменем пророка пришли в казахские степи после завоевания стран Средней Азии.
Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на казахской земле. Стало неизбежным решительное сражение между армиями империи Тан и арабами, которое и случилось в 751 году. Оно произошло под Атлахом. Этот небольшой тюргешский город в те времена располагался на берегу реки Талас. Внутренние противоречия разрушили Тюргешский каганат, который разделился на черных и рыжих. Китайские военачальники и их союзники корейцы решили в полной мере воспользоваться этим.
Сын правителя города Шаша Зияд ибн-Салих, отец которого был убит при взятии этого города китайским генералом Гау Шиянжи, привел с собой к Таласу арабские войска. Роды карлуков заняли выжидательную позицию и не вмешивались в конфликт. К моменту сражения с обеих сторон собралось по 100 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы. Великая битва не закончилась в один день, а продлилась целых пять. Вою-ющие не жалели жизней, словно понимая историческое значение сражения. В счастливый для арабо-тюркских войск момент армия империи Тан была побеждена. В разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков и ударили во фланг танской армии генерала Гау Шиянжи, что и привело к победе.
Если верить
арабскому историку Ибн аль Асиру, под
городом Атлах были убиты более 50 тысяч
солдат китайской армии и 20 тысяч взяты
в плен. Неизвестно, сколько погибло воинов
со стороны арабов, согдийцев и союзных
им армий тюргешей и карлуков. Но, видимо,
тоже немало. Мы только знаем, что Атлахская
битва и великая победа в ней сыграли огромную
роль в последующей истории народов Средней
Азии и Казахстана, развязали узел многочисленных
противоречий, послужили наглядным примером
единства единокровных народов. Кроме
того, именно эта битва привела к тому,
что китайская экспансия была прервана.
Победа в Атлахской битве имеет, по крайней
мере, два глубоких исторических смысла:
1. Главнокомандующий
Танской армии генерал Гау Шиянжи едва
спасся в этом сражении. С тех пор нога
китайского солдата не ступала на священную
казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан
отстояли свою независимость. Избавившись
от китайских завоевателей, наши земли
сохранили свою свободу до сегодняшних
дней.
2. Может
быть множество толкований, но
в любом случае даже при
распространении в казахской
степи ислама и исчезновении
древнетюркской письменной
Большинство
выдающихся мыслителей, ученых, поэтов
и писателей, одним из которых
является Абай Кунанбаев, впитали в себя
все лучшее из арабской культуры, литературы
и искусства. На них влияла благодатная
аура мусульманского миропонимания. В
этом заключается историческая правда.
Конечно, арабские завоевания не прошли
бесследно для древней тюркской культуры,
многое изменили в жизни кочевника. Но
по здравому рассуждению, пользы было
больше, чем вреда.
4. Верования и религия на территории средневековья Казахстана.
Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космического божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов.