Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 00:40, лекция
Каждое поколение, как и каждый человек, учиться на своем опыте, история же должна учить всех нас. И в этом одно из ее главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Освоение первобытным человеком производства металла привело к появлению скотоводческих и земледельческих племен. На смену матриархата пришел патриархат. Начали складываться большие культурные общности, которые соответствовали языковым семьям. Большинство народов населяющих нашу страну можно классифицировать по языку, на котором они говорят.
Происхождение восточных славян их социальная и общественная организация.
Образование Древнерусского государства.
Киевская Русь в 9-начале 12 веков.
Тема: Киевская Русь: образование и основные тенденции развития государственности.
Вопросы:
Введение. Каждое поколение, как и каждый человек, учиться на своем опыте, история же должна учить всех нас. И в этом одно из ее главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
Освоение первобытным человеком производства металла привело к появлению скотоводческих и земледельческих племен. На смену матриархата пришел патриархат. Начали складываться большие культурные общности, которые соответствовали языковым семьям. Большинство народов населяющих нашу страну можно классифицировать по языку, на котором они говорят. Языки чаще всего классифицируют по генеалогическому принципу, в соответствии с которым они объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемому путем сравнения их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а группы - на подгруппы.
Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская. Прародиной индоевропейцев была территория где-то между Южным Уралом и Центральной Европой. Примерно в 3 тысячелетии до н. э. индоевропейская общность раскололась на несколько ветвей и начала расселяться, проникая в районы Азии, Индостанского полуострова и Центральной Европы. К потомкам индоевропейцев относятся такие современные народы: немцы, англичане, русские, украинцы, белорусы, французы, иранцы, таджики, индийцы, армяне, греки и др. Индоевропейская семья представлена в нашей стране в основном славянской, иранской, армянской и греческой группами. Самая большая славянская группа подразделяется на три подгруппы: восточную, западную и южную. В России главным образом проживают народы восточной подгруппы - русские, украинцы и белорусы.
Вторая большая языковая семья – угро-финская. Занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселились в Поволжье, Западную Сибирь, европейский Север. К этой семье относятся народы: финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва и др.
В Восточной Сибири на степных пространствах Азии складывалась алтайская языковая семья, состоящей из двух групп: тюркской и монгольской. Самая многочисленная группа - тюркская, имеющая две подгруппы – кыпчатскую и огузскую. К кыпчакской, подгруппе принадлежат кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы и татары. К огузской подгруппе относятся этносы - азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы и туркмены. К монгольской группе относятся калмыки.
У нас на Северном Кавказе в горных ущельях со времен бронзового века живут народы северокавказской языковой семьи. Северокавказская языковая семья подразделяется на две группы: адыго-абхазскую и нахско-дагестанскую. В состав первой входят абазины, абхазы, кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги. Нахско-дагестанская группа делится на две подгруппы. Нахскую (вайнахскую) подгруппу составляют чеченцы, ингуши, кистинцы и бацбийцы. Дагестанскую подгруппу входят: аваро-андо-дидойцы, даргинцы, лакцы и лезгины.
Так как история нашего государства уходит своими корнями в Древнюю Киевскую Русь, которую населяли в основном славяне, то мы начинаем изучать историю нашей страны с происхождения славян.
1. Происхождение восточных славян их социальная и общественная организация.
Часть индоевропейцев ко 2 тысячелетию до н. э. образовали в Центральной и Восточной Европы особый массив, состоявший из предков бушующих германцев, славян и балтов, говоривших тогда на одном языке. К середине 2 тысячелетия до н. э. обособились предки германцев. На рубеже 2-1 тысячелетий до н. э. праславяне расселились в 2 районах Европы. Первый – в северной части Центральной Европы, в последствии здесь появятся племена западных славян, а второй – в Среднем Поднепровье в будущем в этом месте сформируются племена восточных славян. В дальнейшем славяне расселились в сторону Карпатских гор, Дуная и Балканского полуострова. По времени расселение славян совпало в основном с заключительным этапом великого переселения народов 3-4 веках н. э., они заселили обширные территории: от современного русского Севера до Средиземноморья и от Волги до Эльбы.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э., о славянах сообщают греческие, римские, византийские и в последствии арабские источники (Плиний Старший, Тацит). Готский писатель Иордан в 6 веке подразделял славян на 3 ветви: западную - венеды, южную-склавины и восточную-анты.
От западных произошли современные народы: чехи, поляки, словаки, южных: сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, македонцы, восточных: русские, украинцы, белорусы.
Согласно летописи «Повести временных лет» известно полтора десятка союзов племен восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были утрачены. Первым среди союзов племен названо племя-полян, живших по среднему течению Днепра, т. е. в районе Киева. К западу по реке Припяти от полян жили древляне, от Днепра до Дуная – тиверцы и уличи, в бассейне рек Десны и Сейма – северяне, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи, по Полоте – полочане, по рекам Волхов, Щелони, Ловати и Мсте – ильменские словене, в верховьев Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи, в верховьях Оки – вятичи, по Западному и отчасти Южному Бугу – бужане и волыняне, на верхних притоках Днепра – радимичи.
Итак, в 8-9 веках восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
Соседями славянских племен на западе были восточные балты и западные славяне, на северо-востоке – угро-финские племена, на юго-востоке – тюркские кочевые племена.
Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтскими племенами, происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов, при этом, в ходе совместного проживания, постепенно славянский язык становился главным.
Древние славяне были язычниками, они верили в богов, которые олицетворяли силы природы. Например: бог грома, молнии, войны – Перун, бог огня – Сварог, бог солнца – Ярило или Даждьбог…
Основным занятием славян было земледелие. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Причем южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объясняется 1- плодородными почвами 2-земледельческими традициями, берущими начало еще от скифской поры и давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой была подсечно-огневая (1 год деревья подрубали, 2год высохшие деревья сжигали и, использовали золу в качестве удобрения. За 2-3 года земля истощалась, и переходили на другой участок). В южных районах была залежная (в лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до полного истощения, затем участок оставляли, пока не нем не восстановится естественный травяной покров). Таким образом, земледелие у славян носило экстенсивных характер.
Помимо земледелия славяне разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Занимались охотой, бортничеством, рыболовством.
Славяне жили в небольших домах типа полуземлянок, площадью 10-20 кв. м.: пол был на метр-полтора ниже уровня земли, стены были деревянные, печь каменная, топилась по-черному. Поселения славян группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. В каждом поселке проживало несколько семей. Несколько поселков составляли древнерусскую вервь-общину. Она занимала особое место в жизни славян. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, и крупные трудоемкие работы, мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община – мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при ее разделах). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находилась земля, луга, леса, водоемы.
У восточных славян появляются первые города: Киев (основание восходит к концу 5 началу 6 века), Новгород, Чернигов, Смоленск и др. По подсчетам историков в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало его защиту от нападения врагов, а также реки являлись основными путями связывавшие земли восточных славян. Центральная часть города, защищенная валом, называлась кремль, кром или детинец. Там находились дворы князей. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности – слободами. Города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь из «варяг в греки», который связывал Северную Европу с Византией. Другим торговым путем был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка «нарочитые люди». Важные вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах. Князья еще выбирались народом, а не передавали свою власть по наследству. Основную часть племени составляли свободные его члены – люди, или смерды, но среди них шло расслоение: наиболее зажиточные стали называться мужами, появляются «вои» т. е. те, кто имел право участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных походов. На нижних ступенях общества стояли неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей – сироты и холопы. На самой низшей ступени стояли рабы из числа пленников. Существовало ополчение «полк», «тысяча» – во главе стояли сотские и тысяцкие. В 6-8 веках у восточных славян появилась дружина. Во главе, которой стояли князья. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Занятие дружины – сбор дани с покоренных племен. Походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани происходил в ноябре-апреле до весеннего вскрытия рек. Единицей обложения был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором. Таким образом, накануне образования Древнерусского государства племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности.
2. Образование Древнерусского государства.
Русские летописцы начала 12 века, пытались объяснить появление древнерусского государства в 9 веке, включили в летопись «Повесть временных лет» легенду о призвании в качестве князей трех братьев варягов: Рюрика, Синеуса, Трувора. По этой легенде, накануне образования Киевской Руси, северные племена славян, платили дань варягам, а южные находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы изгнали варяг, что привело к междоусобной войне. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да подите княжить и володеть нами». Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик, положил, как считает, летописец, начало русской государственности. После его смерти в 879 году, другой варяжский князь захватил власть и объединил Новгород и Киев в 882 году. Таким образом, по мнению летописца, сложилось государство Киевская Русь. Этот летописный рассказ послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения государства у восточных славян. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, работавшим в России в 18 веке. Согласно этой теории восточные славяне были не способны самостоятельно создать государственность. Норманисты полагали, что только под иноземным руководством, и по иноземным образцам было создано государство у восточных славян. В Гитлеровской германии эту теорию использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев, в том числе и нормандцев, «к расе господ». Необходимо сказать, что горячим противником этой теории, выступил еще М.В. Ломоносов. В современную эпоху доказана научная несостоятельность этой теории. Потому что, сама легенда о призвании варягов была помещена в летопись преднамеренно, по политическим мотивам. Во-первых, указание на иноземное происхождение княжеской власти должно было усилить ее авторитет, возвысить над местной знатью. Во-вторых, в 12 веке Русь стремилась противопоставить себя Византии, т.е. легенда о принятии власти с севера должна была подчеркнуть независимость Руси от Византии. В-третьих, в призвании варягов летописец видел аналогию с современными ему событиями: призванием Владимира Мономаха на княжение в Киев. Кроме того, варяжские князья и их дружина по Нестору-летописцу, назывались «Русью», а «язык славянский и русский одно есть», далее пишет он. Это значит, что варяжские князья были новгородцам родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в среду восточных славян и отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками. В настоящий момент, среди историков, существует точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики, либо из района реки Неман.
Причинами образования государства у восточных славян в 9 веке было стремление обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием в конце 5 века, держава Волынян в конце 6-начале 7 века, или объединение, возглавляемое новгородским старейшиной Гостомыслом в 9 веке. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.
Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков материальные ценности и власть были сконцентрированы в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности у восточных славян. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.
3. Киевская Русь в 9-начале 12 веков.
С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления и права, объединяющих всю территорию страны.
В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.
Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства, во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.
Информация о работе Киевская Русь: образование и основные тенденции развития государственности