Малый бизнес: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется

Содержание

Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………………3
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10

Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16

2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17

Заключение………………………………………………………….24


Список использованной литературы…………………………….........26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Институт/ 

Факультет       –  Социально  – гуманитарных технологий

Направление –  Международный  менеджмент

  

Кафедра         –   Инженерного предпринимательства

 

 

 

 

«Малый бизнес: основные тенденции развития»

 

Курсовая работа по курсу «Экономическая теория»

                 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр.   ___________ __________

                                         Подпись                    Дата                    

Проверил       ________ _______  _____________

       должность                  Подпись           Дата                   И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2013

Содержание

 

Глава 1. Малый бизнес и  его роль в структуре экономики России

Введение…………………………………………………………………3

1.1  Понятие «малый бизнес»,  задачи, функции, особенности……....4

1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8

1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10

 

Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12

2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12

2.2. Особенности малого  бизнеса в РФ на современном  этапе..........16

 

2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17

 

     Заключение………………………………………………………….24

 

 

Список использованной литературы…………………………….........26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сегодня, жизненно важной и довольно интересной проблемой исследуемой  и обсуждаемой в социуме, является развитие и становление бизнеса, рассматриваемое во всей его неоднозначности и многогранности .

Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению  духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется. Помимо этого, развитие предпринимательской деятельности ведет к расширению рынка товаров и услуг, осуществляется  повышение экспортного потенциала, а  местные ресурсы находят более широкое применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности.

 

Малый бизнес — бизнес, опирающийся  на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Президент и  Правительство Российской Федерации  отнесли развитие предпринимательства к более значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.

Субъектами малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» являются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций(объединений),муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и иностранных граждан не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек.[1]

 Также есть ограничения  по объему выручки предприятия, которые устанавливает Правительством РФ из года в год. Из малых предприятий особо выделяют  микропредприятия с общим числом наемных рабочих до 15 человек.

К субъектам малого бизнеса  относят физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  без оформления юридического лица.

Предпринимательская деятельность малого предприятия имеет ряд определенных особенностей:

1) единство права собственности  и права управления организацией;

2) обозримость организации: ограниченный масштаб производства вызывает личностный характер отношений между руководителем и работником, это позволяет добиваться реальной мотивации работы персонала и его удовлетворения трудом;

3) небольшие рынки ресурсов  и сбыта, которые не позволяют фирме серьезно влиять на общий отраслевой объем реализации товара и цену ;

4) основная роль руководителя в работе предприятия: руководитель полностью отвечает за результат функционирования не только рынка имущества, но и вследствие своей включенности в производственный процесс и организации;

5) специфическая черта– семейный бизнес: он наследуется родственниками хозяина, именно этим диктуется прямая вовлеченность родных в деятельность предприятия;

6) следующая черта связана с характером финансирования. Если “гиганты” используют необходимые ресурсы в основном через фондовые биржи, то малые предприятия рассчитывают на финансирование небольших банковских кредитов , на личные средства и неформальный рынок капиталов (деньги родственников, друзей, и т.д.).

7) по сравнению с основным фондом оборотный капитал имеет высокую долю. Если же крупные предприятия имеют это соотношение 80:20, то у малых же оно составляет всего 20:80.

 

Основные экономические  функции малого предприятия:

    1. Работодателя
    2. производителя продукции и услуг
    3. налогоплательщика
    4. агента рыночных отношений.

           5.         катализатора научно-технического прогресса

 

 

 Не менее значимы и социальные функции малого предприятия:

 

  1. Раскрытие творческого потенциала начинающего бизнесмена( многие люди реализую своё творческое начало через малые формы предпринимательской деятельности)
  2. Трудоустройство социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.)
  3. Производственное обучение молодых кадров
  4. Удовлетворение потребностей людей в общении (небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания-супермаркеты)

 

Также на сегодняшний день актуальна  экологическая функция  малого бизнеса  и  будет продолжать актуализироваться дальше, так как любой бизнес, в процессе деятельности которого образуются отходы, ответственен за утилизацию отходов в соответствии с нормами международной конвенции о защите окружающей среды.

 

 

Нельзя не заметить особо важное  значение малого бизнеса в создании новых рабочих мест. Именно средние и малые предприятия, как нам демонстрирует опыт развитых стран, обеспечивают основной прирост занятости населения . При этом количество занятых на средних и малых предприятиях оставалось более менее стабильным и на фоне сокращений общей занятости в периоды экономических спадов.

 

Российский опыт показывает, что влияние занятости на малых  предприятиях на общую занятость  не так однозначно. Это связано  с одной главной причиной - скромными  размерами сектора малого предпринимательства, занятость в котором не может  пока существенным образом сказаться на размере общей занятости. Так, удельный вес занятых в малом секторе в общей численности занятых вполне сопоставим с уровнем общей безработицы: если первый показатель в 1999 г. составлял 11,7%, то второй – на конец 1999 г. – 12,3%.

 

Численность занятых на малых  предприятиях, уровень официально регистрируемой и общей безработицы в России  

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

1995

 

1996

 

1997

 

1998

 

1999

 

Среднесписочная численность работников, занятых на МП, включая совместителей  и лиц, работающих по договорам гражданско-правового  характера, тыс. чел.

 

 

 

8479,9  

 

 

 

 

 

 

8621,2

 

 

 

8639,2

 

 

 

7401,4

 

 

 

7543,4

 

Уровень официально регистрируемой безработицы  на конец периода, %

 

 

3,3

 

 

3,6

 

 

2,9

 

 

2,9

 

 

1,7

 

 

Уровень общей безработицы на конец  периода, %

 

 

9,5

 

 

 

 

 

9,7

 

 

11,8

 

 

13,3

 

 

12,3


 

Источник: Госкомстат России

 

 

            Все предприятия, будь то они мелкие или же средние, возможно условно подразделить на группы:

Первая группа – это предприятия, связанные напрямую или косвенно с крупным бизнесом. Будучи юридически самостоятельными, их работа ведется на основе контракта с более крупными предприятиями. Для такой группы предприятий характерно:

1) специализация на производстве деталей и механизмов(это избавит крупные фирм от их производства в собственных цехах);

2) небольшие издержки производства, позволяют крупным предприятиям экономить собственные ресурсы;

3) гибкость производства, которая способствует его быстрой перенастройке, замене моделей.

Также, в условиях развития научно-технического прогресса компании малого бизнеса, осуществляют функцию экспериментаторв для крупных фирм, и как фирмы, которые обслуживают новые товары, создающиеся крупнейшими предприятиями.

Вторая группа - предприятия малого бизнеса, которые конкурируют на рынке с предприятиями более крупного бизнеса и непосредственно друг с другом. Предпосылками для стремительного развития предприятий второй группы станут:

1) возможность быстрого реагирования на требования и запросы рынка, способность удовлетворять спрос, возникающий на услуги и товары;

2) меньший размер стартового капитала, может  позволить более свободно маневрировать по сравнению с сильными конкурентами;

3) целенаправленное стремление заполнение ниш, по различным причинам не выгодные крупным предприятиям;

4)также, ценовая политика крупных предприятий и фирм, диктующих рынку завышенные цены.

На современном этапе  предпринимательская деятельность должна проводить следующие задачи :

1) изучение и прогнозирование рынок товаров, услуг и работ;

2) воздействие на производство с целью повышения или уменьшения отдельных товаров на рынке ;

3) совершенствование рекламной  и информационной деятельности;

4) эффективное осуществление процесса купли и продажи;

5) проводить деятельность во внешней экономике;

6) учет коммерческой деятельности управления, как процесс, должен быть модернизирован. .

Развитие и расширение производства предприятий и фирм малых предприятий создает условия для оздоровления и улучшения экономики, происходит активная структурная перестройка, происходит создание рабочих мест ,развивается конкурентная среда,  расширяются потребительские сектора. Кроме этого, развитие малого бизнеса ведет к заполнению рынка услугами и товарами, наилучшему использованию местных и региональных сырьевых ресурсов, к повышению экспортного потенциала,

 

 

 1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса

 

 

Малый бизнес формировался и развивался в ходе длительного  процесса эволюции товарного производства, которое является материальной основой  предпринимательства, его базой, на которой только и могут развиваться  предпринимательские отношения.

 

 Появление в конце  XVIII века механизированного производства, которое было основано на использовании парового двигателя, привело к разделению однотипного до сих пор производства на две качественно различные группы – инструментальное и машинное. При этом использование паровой машины обусловило различия и в масштабах деятельности: по сравнению с механизированными предприятиями все остальные хозяйствующие структуры стали мелкими. Таким образом, возникло понятие «мелкое или мелкотоварное производство». Отношения между мелким и крупным производством в этот период носили ярко выраженный характер конкуренции и соперничества с явным преимуществом крупного механизированного производства. Этот этап продолжался до конца XIX века, когда на смену паровому двигателю пришли электромотор и двигатель внутреннего сгорания.

Информация о работе Малый бизнес: основные тенденции развития