Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа
Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется
Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………………3
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10
Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16
2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………….........26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт/
Факультет – Социально – гуманитарных технологий
Направление – Международный менеджмент
Кафедра
– Инженерного
«Малый бизнес: основные тенденции развития»
Курсовая работа по курсу «Экономическая теория»
Выполнил студент гр. ___________ __________
Проверил ________ _______ _____________
должность Подпись Дата И.О.Фамилия
Томск – 2013
Содержание
Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10
Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16
2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….........
Введение.
Сегодня, жизненно важной и довольно интересной проблемой исследуемой и обсуждаемой в социуме, является развитие и становление бизнеса, рассматриваемое во всей его неоднозначности и многогранности .
Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется. Помимо этого, развитие предпринимательской деятельности ведет к расширению рынка товаров и услуг, осуществляется повышение экспортного потенциала, а местные ресурсы находят более широкое применение.
Малый бизнес — бизнес, опирающийся
на предпринимательскую
Президент и Правительство Российской Федерации отнесли развитие предпринимательства к более значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.
Субъектами малого предпринимательства,
в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» являются коммерческие
организации, в уставном капитале которых
доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, общественных
и религиозных организаций(
Также есть ограничения по объему выручки предприятия, которые устанавливает Правительством РФ из года в год. Из малых предприятий особо выделяют микропредприятия с общим числом наемных рабочих до 15 человек.
К субъектам малого бизнеса
относят физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Предпринимательская деятельность малого предприятия имеет ряд определенных особенностей:
1) единство права собственности и права управления организацией;
2) обозримость организации: ограниченный масштаб производства вызывает личностный характер отношений между руководителем и работником, это позволяет добиваться реальной мотивации работы персонала и его удовлетворения трудом;
3) небольшие рынки ресурсов и сбыта, которые не позволяют фирме серьезно влиять на общий отраслевой объем реализации товара и цену ;
4) основная роль руководителя в работе предприятия: руководитель полностью отвечает за результат функционирования не только рынка имущества, но и вследствие своей включенности в производственный процесс и организации;
5) специфическая черта– семейный бизнес: он наследуется родственниками хозяина, именно этим диктуется прямая вовлеченность родных в деятельность предприятия;
6) следующая черта связана с характером финансирования. Если “гиганты” используют необходимые ресурсы в основном через фондовые биржи, то малые предприятия рассчитывают на финансирование небольших банковских кредитов , на личные средства и неформальный рынок капиталов (деньги родственников, друзей, и т.д.).
7) по сравнению с основным фондом оборотный капитал имеет высокую долю. Если же крупные предприятия имеют это соотношение 80:20, то у малых же оно составляет всего 20:80.
Основные экономические функции малого предприятия:
5. катализатора научно-технического прогресса
Не менее значимы и социальные функции малого предприятия:
Также на сегодняшний день актуальна экологическая функция малого бизнеса и будет продолжать актуализироваться дальше, так как любой бизнес, в процессе деятельности которого образуются отходы, ответственен за утилизацию отходов в соответствии с нормами международной конвенции о защите окружающей среды.
Нельзя не заметить особо важное значение малого бизнеса в создании новых рабочих мест. Именно средние и малые предприятия, как нам демонстрирует опыт развитых стран, обеспечивают основной прирост занятости населения . При этом количество занятых на средних и малых предприятиях оставалось более менее стабильным и на фоне сокращений общей занятости в периоды экономических спадов.
Российский опыт показывает, что влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость не так однозначно. Это связано с одной главной причиной - скромными размерами сектора малого предпринимательства, занятость в котором не может пока существенным образом сказаться на размере общей занятости. Так, удельный вес занятых в малом секторе в общей численности занятых вполне сопоставим с уровнем общей безработицы: если первый показатель в 1999 г. составлял 11,7%, то второй – на конец 1999 г. – 12,3%.
Численность занятых на малых предприятиях, уровень официально регистрируемой и общей безработицы в России
Таблица 1
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Среднесписочная численность работников,
занятых на МП, включая совместителей
и лиц, работающих по договорам гражданско- |
8479,9
|
8621,2 |
8639,2 |
7401,4 |
7543,4 |
Уровень официально регистрируемой безработицы на конец периода, % |
3,3 |
3,6 |
2,9 |
2,9 |
1,7 |
Уровень общей безработицы на конец периода, % |
9,5
|
9,7 |
11,8 |
13,3 |
12,3 |
Источник: Госкомстат России
Все предприятия, будь то они мелкие или же средние, возможно условно подразделить на группы:
Первая группа – это предприятия, связанные напрямую или косвенно с крупным бизнесом. Будучи юридически самостоятельными, их работа ведется на основе контракта с более крупными предприятиями. Для такой группы предприятий характерно:
1) специализация на производстве деталей и механизмов(это избавит крупные фирм от их производства в собственных цехах);
2) небольшие издержки производства, позволяют крупным предприятиям экономить собственные ресурсы;
3) гибкость производства, которая способствует его быстрой перенастройке, замене моделей.
Также, в условиях развития научно-технического прогресса компании малого бизнеса, осуществляют функцию экспериментаторв для крупных фирм, и как фирмы, которые обслуживают новые товары, создающиеся крупнейшими предприятиями.
Вторая группа - предприятия малого бизнеса, которые конкурируют на рынке с предприятиями более крупного бизнеса и непосредственно друг с другом. Предпосылками для стремительного развития предприятий второй группы станут:
1) возможность быстрого реагирования на требования и запросы рынка, способность удовлетворять спрос, возникающий на услуги и товары;
2) меньший размер стартового капитала, может позволить более свободно маневрировать по сравнению с сильными конкурентами;
3) целенаправленное стремление заполнение ниш, по различным причинам не выгодные крупным предприятиям;
4)также, ценовая политика крупных предприятий и фирм, диктующих рынку завышенные цены.
На современном этапе
предпринимательская
1) изучение и прогнозирование рынок товаров, услуг и работ;
2) воздействие на производство с целью повышения или уменьшения отдельных товаров на рынке ;
3) совершенствование рекламной и информационной деятельности;
4) эффективное осуществление процесса купли и продажи;
5) проводить деятельность во внешней экономике;
6) учет коммерческой деятельности управления, как процесс, должен быть модернизирован. .
Развитие и расширение производства предприятий и фирм малых предприятий создает условия для оздоровления и улучшения экономики, происходит активная структурная перестройка, происходит создание рабочих мест ,развивается конкурентная среда, расширяются потребительские сектора. Кроме этого, развитие малого бизнеса ведет к заполнению рынка услугами и товарами, наилучшему использованию местных и региональных сырьевых ресурсов, к повышению экспортного потенциала,
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса
Малый бизнес формировался и развивался в ходе длительного процесса эволюции товарного производства, которое является материальной основой предпринимательства, его базой, на которой только и могут развиваться предпринимательские отношения.
Появление в конце
XVIII века механизированного
Информация о работе Малый бизнес: основные тенденции развития