Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:58, реферат
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что Конституции Союза ССР 1924, 1936, 1977 годов сформировали фундаментальную базу для развития современного законодательства. Следовательно, для наиболее полного познания современной правовой действительности необходимо изучать первоисточники российского права.
Цель работы – комплексное изучение развития, содержания, полномочий, характерных черт Конституций Союза ССР 1924, 1936, 1977 г. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Проанализировать содержание и характерные особенности Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов.
Определить компетенцию Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов в различных сферах деятельности.
Введение 3
Глава 1. Компетенция Союза ССР по Конституции 1924 года. 4
Глава 2. Компетенция Союза ССР по Конституции 1936 года. 10
Глава 3. Компетенция Союза ССР по Конституции 1977 года. 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Компетенция Союза ССР по Конституции 1924 года. 4
Глава 2. Компетенция Союза ССР по Конституции 1936 года. 10
Глава 3. Компетенция Союза ССР по Конституции 1977 года. 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
За все этапы развития Конституции СССР претерпевала самые различные изменения. Содержание Конституций СССР менялось в зависимости от государственных и политических изменений.
За период с 1924 г. до 1977 г. в стране произошли существенные изменения. Исходя из этого, с принятием каждой новой Конституции СССР менялась и её компетенция.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что Конституции Союза ССР 1924, 1936, 1977 годов сформировали фундаментальную базу для развития современного законодательства. Следовательно, для наиболее полного познания современной правовой действительности необходимо изучать первоисточники российского права.
Цель работы – комплексное изучение развития, содержания, полномочий, характерных черт Конституций Союза ССР 1924, 1936, 1977 г.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Предмет исследования – История государства и права СССР.
Объект исследования – Конституции Союза ССР 1924, 1936, 1977 г.
В данной работе мною были использованы следующие методы:
Анализ, дедукция, сравнения.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на предшествующие и последующие советские Конституции. Она весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствуют главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституции СССР 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 года состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Договор, в своею очередь, подразделялся на главы (11 глав), а главы – на статьи (72 статьи).1
Конституция СССР относила к ведению
Союза вопросы о границах как
внешних, так и между союзными
республиками, а также заключение
договоров о приеме в состав СССР
новых республик. Мы видели, как эти
права использовались при национально-
Основной закон закрепляет за Союзом большой цикл экономических прав, притом как за пределами государства, так и особенно внутри него. К ним относятся, в частности, заключение внешних и внутренних займов, руководство внешней торговлей.
Не меньшее значение имело предоставление Союзу права установления системы внутренней торговли. Но еще важнее была организация промышленности, закрепленная за Союзом.2
Конституция предусматривала руководство со стороны Союза не только отдельными отраслями народного хозяйства, но и хозяйством вообще (п. "з" ст. 1).3 Положение говорит о необходимости согласования планов народного хозяйства отдельных, входящих в Союз, советских социалистических республик, разработки единого союзного перспективного плана государственного хозяйств относилось к ведению Союза и заключение концессионных договоров.
Конституция относила к ведению Союза руководство транспортом и связью. Как помним, проблема объединения железных дорог была предметом оживленных споров в Закавказье.
К ведению Союза были отнесены организация и руководство вооруженными силами. Процесс объединения вооруженных сил советских республик начался еще во время гражданской войны. Руководство вооруженными силами строилось сначала на принципах автономизации, а потом и полного единства. Союзный договор, а затем и Конституция СССР закрепили, следовательно, эту практику.
Серьезное внимание в Конституции уделяется компетенции Союза в области финансов. Прежде всего, это касается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджеты союзных республик. Теперь Конституция Союза обобщила практику и поставила финансовое дело в стране на твердую опору.4
Важные
положения отнесены к компетенции
Союза в отношении
В этой связи и вопрос о межреспубликанских переселениях также имел общесоюзное значение, поскольку свободные земли часто находились в малолюдных районах, и наоборот, перенаселенные районы не могли обойтись без наделения землей в более свободных республиках.
В
пункте "п" содержится положение,
знаменующее собой уже
Уже
в рассматриваемой статье Конституции
мы видим определенные намеки и на
права республик, отграничение этих
прав. Но кардинальную линию раздела
вносит ст. 3. Она утверждает, как
уже отмечалось, основной принцип: все,
что не отнесено к компетенции
Союза, входит в сферу деятельности
союзных республик. Однако закон
не ограничивается таким общим указанием.
Законодатель считает необходимым
подчеркнуть некоторые
Недоброжелатели
нашей страны говорили о фиктивности
ст. 4 в том смысле, что право
выхода только провозглашается, а реально
никто не позволит его осуществить.
История Советского Союза показала
несостоятельность этого
Конституция СССР 1924 года закрепляла право союзных республик на неизменность их территории. Естественно, что такие преобразования могли быть произведены с согласия той или иной республики. Заметим, что речь шла не только об уменьшении территории, но, очевидно, и о возможном увеличении. Ведь не всякое приращение может быть благом.9
В данный период проблема эта оказалась достаточно актуальной. После образования СССР было проведено и заметное укрупнение Белорусской ССР, о котором очень беспокоились в Белоруссии еще с 1919 г. в ходе разработки документов образования Союза. В марте 1923 года XII Конференция Компартии Белоруссии подняла вопрос об укрупнении республики, мотивируя его тем, что от такого преобразования зависит быстрое возрождение Белорусского государства. Укрупнение мыслилось провести за счет "родственных... соседних районов" РСФСР. В декабре 1923 года съезды Советов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний высказались за присоединение к БССР тех частей губерний, где белорусское население составляло большинство. Важно отметить в этой связи, что в Витебской губернии не все было просто. Еще в конце 1917 года, когда образовалась Западная область, включившая в себя несколько белорусских губерний, представители Витебской губернии уклонились от участия в работе органов этой области. Они предпочитали войти в Северную область. И теперь судьба губернии решалась также непросто: возникло определенное сопротивление со стороны местных партийных органов.10
Статья
7 Конституции СССР закрепляла принцип,
по которому для граждан союзных
республик устанавливалось
Единое гражданство ликвидировало и всякого рода коллизии между республиканскими законами. А такие коллизии имели место, например, в Закавказье до образования СССР, в частности, в брачных отношениях.
Принятие Конституции СССР 1924 года привело к дальнейшему развитию советского законодательства. Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее.13
Государственное строительство и развитие права в эти годы в значительной степени определялись Конституцией СССР 1936 г. По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было. Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.14
Глава
1 Конституции рассматривала
Конституция СССР установила, что экономическую основу СССР составляют: социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность имеет форму либо государственной собственности, либо колхозно-кооперативной собственности.
Экономические блага являются государственной собственностью. Общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций, по Конституции, составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Конституция записала, что каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности - подсобное хозяйство на приусадебном участке. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Указывая, что социалистическая система хозяйства является основной и господствующей формой хозяйства в СССР, Конституция вместе с тем допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей. Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления.15
В ст. 11 Конституции записаны важные, принципиальные положения о том, что хозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства. Конституция закрепила важнейший социалистический принцип распределения: "От каждого — по способности, каждому — по труду", объявив труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР, и установила правило "Кто не работает, тот не ест".16
В главе II Конституции "Государственное устройство" (ст. 13-29) закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР (ст. 14). Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежали: представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; принятие в состав СССР новых республик; контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик Конституции СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; внешняя торговля на основе государственной монополии; охрана государственной безопасности; установление народнохозяйственных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения; управление транспортом и связью; руководство денежной и кредитной системой; организация государственного страхования; заключение и предоставление займов; установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами; установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; организация единой системы народнохозяйственного учета; установление основ законодательства о труде; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; установление основ законодательства о браке и семье; издание общесоюзных актов об амнистии. Как видим, четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных республик был ограничен лишь в пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно.17