Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Охарактеризуйте основные принципы и специфику исторического познания. Какое место занимает история мировых цивилизаций в кругу других наук?
Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций эпохи Древности. Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в эпоху Средневековья. Обоснуйте свой выбор.

Содержание

Задание 1………………………………………………………………..…..3
Задание 2………………………………………………………………...….7
Задание 3…………………………………………………………...……….9
Задание 4……………………………………………………….……….…12
Задание 5……………………………………………………………..……15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Задание 1………………………………………………………………..…..3
  2. Задание 2………………………………………………………………...….7
  3. Задание 3…………………………………………………………...……….9
  4. Задание 4……………………………………………………….……….…12
  5. Задание 5……………………………………………………………..……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Охарактеризуйте основные принципы и специфику исторического познания. Какое место занимает история мировых цивилизаций в кругу других наук?

 

Всякий ли социум имеет  историю автоматически, с момента  возникновения, свойственна ли историчность бытию человека? Эти вопросы возникают  при изучении сущности и специфики  исторического познания. Социальное бытие может и не сформировать у человека исторического чувства, связанного с особым восприятием  времени и своего существования  в мире. Историческое измерение бытия  человека не дано ему изначально, оно  является продуктом тысячелетнего  развития. Поэтому в некоторых  обществах и культурах сама идея исторического развития не была сформирована; в них не осознавалась идея необходимости  и ценности новизны. Сам подход к  истории как череде необратимых изменений в жизни общества, принципиально отличающихся от изменений в мире природы, сформировалась только в рамках западноевропейской культуры. Именно там возникло представление, что прошлое поддается научному исследованию.

Историческое познание имеет  свои сущностные черты. К ним относятся: специфика исторических объектов, ценностный характер знания, а также особое отношение к времени, которое  превращается в центральную категорию  исторического познания.

Ценностный характер исторического  познания проявляется в специфике  объектов, методов, а также результатов  исследования. Так, историк изучает  не все события, совершившиеся в  прошлом, а лишь те, что касаются объектов, наделенных ценностным содержанием. Происходит определенный отбор исторического  материала в соответствии с его  ценностью. Ценность рассматривается  как положительная социальная значимость, как способность объектов прошлого удовлетворять потребности субъекта исторического познания. В прошлом  мы ищем то, что могло бы дать объективное  объяснение нашему существованию в  мире, существованию и развитию значимых для нас объектов (например, государства). Поэтому исследователь и исторические объекты вовлечены в ценностные отношения, которые носят объективный  характер. Объектам исторического познания предписываются исторически значимые свойства, которые предполагают видение  однократности и неповторимости исторических событий в их сущностных характеристиках.

 В этих отношениях  формируется оценка, которая есть  осознание субъектом ценности  предметов в их целостности  и полноте. Оценка носит субъективно-объективный  характер, отражая, с одной стороны,  объективные потребности субъекта, а с другой — субъективное  их преломление в сознании. Поэтому,  в отличие от идеала естественных  наук, историческое познание всегда  было полем соотнесения различных  систем ценностей, а также местом  вынесения разнообразных оценок  исторических событий.

Система ценностных отношений  приводит к формированию объектов исторического  познания. На существовании различия между объектами исторического  познания и всеми другими настаивали философы-неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В их терминологии оно обозначается как противоположность объектов природы и объектов культуры. Так, Г. Риккерт писал: «В объектах культуры заложены ценности или блага… Если от объекта культуры отнять всякую ценность, он превратится в объект природы». Объекты культуры имеют ценность, значимость и для исследователя, и для общества, к которому он принадлежит. Это в полной мере относится к историческому познанию. Если выбор объектов исторического познания определяется ценностями (а они формируются культурой), то тогда объектом познания становятся элементы культурной жизни человека или она сама как целое. Объект и субъект исторического познания очень тесно связаны друг с другом, и само выделение объекта предполагает не просто любопытство исследователя, а интерес, основанный на признании ценности и значимости именно этих объектов для самого познающего субъекта.

Полученное знание историк  соотносит с исторической реальностью  в целом или ее фрагментом, процессом, событием, ситуацией, индивидуальностью, включенных в разнообразные структуры. Однако историческая реальность отделена от историка барьером времени, поэтому дается исследователю опосредованно, через исторические источники. Но объектом исторического познания является не сам исторический источник, а заключенная в нем информация о событиях.

 Событие рассматривается  как фрагмент исторической действительности, выделяемое на основе ценностной  значимости. Событию присущи точная  и конкретная пространственно-временная  определенность, завершенность и  неизменность формы его проявления, определенность конкретно-исторических  условий, в которых оно совершается,  неисчерпаемость содержания, безграничность проявления его сторон и связей.

 Объект и субъект  исторического познания тесно  связаны друг с другом, и само  выделение объекта предполагает  не просто любопытство исследователя,  а интерес, основанный на признании  ценности и значимости событий  для познающего субъекта. По мысли  Н. А. Бердяева, сущность исторического  понимается как особая реальность  бытия, как не разложимое на  части целое. В ее основе  лежит историческое предание  и историческая традиция, которые нельзя понять только с помощью разума. Бердяев подчеркивает, что историческое может быть познано субъектом только в том случае, если он осознает свое родство с ним. Субъект исторического познания должен в себе ощущать и раскрывать «историческое». Такое внутреннее постижение исторического объекта роднит объект с субъектом, так как сущность исторического требует единства субъекта и объекта, а не их разорванности и противопоставления.

 На основе событий  историк формулирует исторические  факты, которые являются необходимым  элементом исторического познания, основой и источником исторической  концептуализации. Исторический факт  есть фрагмент исторического  знания, детерминированный системой  ценностных отношений в истории.  Исторические факты, как и исторические  объекты в целом, характеризуются  неповторимостью, невоспроизводимостью, уникальностью. Поэтому исследователь стремится не столько подвести факты под общие понятия, сколько описать их особенности. Если мы считаем, что объектом исторического познания является не прошлое само по себе, а те части, явления и процессы в обществе, которые представляют определенную ценность для историка, содержат в себе индивидуализирующее начало, то и факты, созданные в результате описания этих объектов, должны быть особенными.

 

Принципы исторической науки:

 

Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования:

 — принцип истины  — высшей целью и ценностью  исторического познания признается  истина;

 — принцип конкретности  — любой предмет исторического  исследования должен изучаться  в его конкретности, с учётом  неповторимости его содержания, определённости места и времени  развития;

 — принцип историзма  — всякий предмет исторического  исследования должен рассматриваться  в развитии;

 — принцип объективности  — историк-исследователь в процессе  исследования должен стремиться  к объективности, преодолению  субъективных ошибок и влияния  интересов, не связанных с достижением  научной истины;

 — принцип всесторонности  — историческое познание должно  стремится всесторонне познать предмет своего исследования;

 — принцип системности  — всякий предмет исторического  исследования должен рассматриваться  во взаимосвязи всех его элементов  и в его внешних связях;

 — принцип опоры  на исторические источники —  информацию об историческом процессе  историк-исследователь должен извлекать  из источников исторической информации (исторических источников);

 — принцип историографической  традиции — изучение всякого  предмета исторического исследования  должно осуществляться с учётом  результатов его предшествующего  научного изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций эпохи Древности. Аргументируйте свой ответ.

 

В эпоху ранней древности  между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути. В то же время обостряется  борьба за преобладание на них, растет число войн.

 Характерной чертой  эпохи расцвета древних государств стало возникновение так называемых мировых держав, или империй, которые представляют собой гораздо более прочные, чем раньше, объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой.

 В эпоху поздней  древности все более важную  роль начинают играть племена  и народы периферии древних  государств. Они достигают того  уровня развития, когда активно  идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления  государств. В III-V вв. Начинается  Великое переселение народов,  охватившее почти все окраины  древних государств и во многих  случаях ставшее непосредственной  причиной их крушения. В этот  период начинается свертывание  товарно-денежных отношений, города  теряют свое значение, центр экономической  жизни постепенно перемещается  в имения крупных землевладельцев,  которые сосредоточивают в своих  руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими  им землями. Таким образом,  в первые века новой эры происходит формирование новых, феодальных отношений, древность уступает место Средневековью.

Достижения, оказавшие наибольшее влияние на развитие человеческого  общества в данную эпоху.

 Некоторые ученые ведут  отсчет истории Древнего мира  с конца древне-каменного века, с появления Homo sapiens, вида «человек разумный» (примерно 40 тыс. лет назад).

 Это был крупнейший  переворот в развитии биологического  ядра наследственности, которое  сохраняется и поныне в социальном  генотипе.

 Человеческие коллективы  существовали в виде общин,  объединенных обычно родством.

 Первые 30 тыс. лет первобытный  человек: 

-занимался трудовой деятельностью  (собирательство, охота, рыболовство);

-производил необходимые  орудия труда (и воспроизводство) 

 Однако человек только  добывал готовые дары природы,  не воспроизводя их. Жизнь человеческих  общин в огромной степени зависела  от внешних условий (климатических  и др.).

 Существует точка зрения, что история общества началась  с появлением примерно 5-6 тыс.  лет назад социальных классов,  а также государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в эпоху Средневековья. Обоснуйте свой выбор.

 

Западноевропейское Средневековье  — это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

 

Эпоха Средневековья характеризуется  исключительно сильной ролью  церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая  отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов  — христианство,  ставшее базой  для объединения европейцев в  одну семью, складывания единой европейской  цивилизации.

Процесс общеевропейской  интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности.

Этнические процессы и феодальная раздробленность 

 

В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводители франков Карла Великого в  800 г. была создана обширная империя — франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

 

К Х—XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX—Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Создание централизованных государств.

 

В это время укрепляется  централизованная власть в большинстве  западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты — сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент—кортесы появился в Испании (конец XII — начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколь-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения — все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, — налоги.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"