Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:37, контрольная работа
Структура и состав современного культурологического знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития культуры. 4-9
Глава 2. Культура и человек. 10-12
Глава 3. Развитие культуры 13
Глава 4. Подходы к культуре 14
Глава 5. Функции культуры 15-16
Глава 6. Формы культуры. 17
Заключение 18
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЗАОЧНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
философии, истории и социологии
Контрольная работа
по Истории Сибири
Вариант
6
Выполнил студент
1 курса ЗФНН-10-3,5 гр. заочного
отделения, Зачетная
книжка №_____________________ Ведерникова Анна Сергеевна
Научный
руководитель: Учёная
степень, учёное звание, должность ______________________________ |
Тюмень 2010 г.
Содержание.
Введение Глава 1. Закономерности
развития культуры.
4-9 Глава 2. Культура
и человек. Глава 3. Развитие
культуры Глава 4. Подходы
к культуре Глава 5. Функции
культуры Глава 6. Формы
культуры. Заключение Список литературы |
Введение.
Значение научного понятия слово «культура» получило только в XVIII в., в эпоху Просвещения. В домарксистской философии было немало попыток раскрыть содержание этого понятия, определить сущность культуры, выявить причины ее происхождения и развития. Для всех них было характерно, однако, искаженное представление о культуре, стремление представить ее как чисто духовную область, прямо противоположную сфере материального существования людей и совершенно оторванную от их практических интересов. «…Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы «истории культуры»,— отмечал Ф. Энгельс. Указывая на идеалистический характер такого понимания истории культуры, К. Маркс писал, что она сводится в идеалистических теориях к истории религии и государств.
Структура и состав современного культурологического знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.
Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.
Представление
о материальной деятельности как области,
находящейся «по ту сторону» культуры,
возникло в буржуазном обществе потому,
что труд большинства непосредственных
производителей там ограничивает и сковывает
их развитие; свободная творческая деятельность
выносится при этом за пределы сферы этого
труда, осознается, как только духовная
деятельность. Соответственно и культуру
стали в этих условиях сводить к сфере
духовного развития общества.
Законы развития культуры одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса.
Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.
Структуру культуры делят на многие признаки. По содержанию и влиянием: на прогрессивную и реакционную. За организационными формами: государство, школа, церковь. Есть разделение по признаку актуальности культуры, какая характерная для каждой отдельной эпохи. Есть понятие типологии культуры. Есть разные подходы в представлениях о типологии культуры.
Есть историческая типология:
Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.
Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:
Рассмотрим их подробнее.
Общесоциологические законы культуры.
Они связаны с тем обстоятельством, что культура - это общественное, и только общественное, явление. Природа не создаёт культуры. И в этом плане культура отличается от природы, противостоит ей. Озеро, лес, насекомое, цветок - какими бы прекрасными они не выглядели в наших глазах - не являются, сами по себе, культурными формами. Не человек их создал, произвел, вывел, они - произведения природы. Но человек может их преобразовать, превратить в культурные формы. Человек культивирует бактерии, например, появляются культурные штаммы кисломолочных бактерий, в результате чего мы пьем простоквашу, ацидофилин и другие продукты нашей культуры. Те растения, которые человек выращивает, являются продуктами тысячелетних усилий поколений людей. Все чаще мы гуляем не в "диком", "первозданном" лесу, а в пригородном парке. После купания в соленом море мы обмываемся в душе пресной, хлорированной или иным образом очищенной водой. Таким образом, человек все больше отделяется от природы, окружая себя культурными формами, окультуренной природой, природой, преобразованной по законам культуры, общества.
Общеформационные закономерности
В зависимости от характера и уровня развития производительных сил общества, находятся и формы отношений между людьми, прежде всего, материальные, экономические, производственные отношения. Обычно выделяют 5 типов производственных отношений, которые и образуют соответствующие формы общества, или формации, чаще всего называют первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Соответственно, мы выделяем и 5 форм культуры с соответствующими закономерными связями. Для всех предшествующих формаций характерна определенная закономерность: они возникают, достигают зрелости и умирают. На смену одним формациям приходят другие, и цикл повторяется. Но такая, же цикличность присуща и культурным формам. Это свидетельствует о том, что в основе этого движения лежит развитие и разрешение противоречий в самом способе производства. Мы можем здесь отметить такие закономерности, как возникновение новой культурной формы ещё в недрах старой формации, борьбу новой и старой формационных культурных форм, соответствие наивысшего развития культуры периоду наибольшего соответствия в развитии производительных сил и производственных отношений (то есть наиболее высокой степени развития способа производства отвечает и наиболее зрелая форма культуры). Но при формационном анализе культурных форм следует помнить об их относительной самостоятельности в развитии, а также способности влиять на породивший их способ производства. Это приводит к тому, что культурная форма может ещё продолжать развиваться и распространяться в обществе, хотя экономические условия, её породившие, начали клониться к упадку.