Контрольная работа по "Истории Сибири"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:37, контрольная работа

Краткое описание

Структура и состав современного культурологического знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Закономерности развития культуры. 4-9

Глава 2. Культура и человек. 10-12

Глава 3. Развитие культуры 13

Глава 4. Подходы к культуре 14

Глава 5. Функции культуры 15-16

Глава 6. Формы культуры. 17

Заключение 18

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История сибири дописать .doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

     ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

     МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 
 

     ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра философии, истории и социологии 
 

     Контрольная работа

     по  Истории Сибири

     Вариант 6 
 

  Выполнил студент  1 курса ЗФНН-10-3,5 гр. 

заочного  отделения, 

Зачетная  книжка №_____________________  

Ведерникова Анна Сергеевна

Научный руководитель: 

Учёная  степень, учёное звание, должность      
 

_____________________________________

 
 
 
 

Тюмень 2010 г.

Содержание.  

Введение                                                                                                          3

Глава 1. Закономерности развития культуры.                                            4-9                                                            

Глава 2.  Культура и человек.                                                                       10-12                                  

Глава 3.  Развитие культуры                                                                         13

Глава 4.  Подходы к культуре                                                                       14

Глава 5.  Функции культуры                                                                         15-16

Глава 6.   Формы культуры.                                                                          17

Заключение                                                                                                     18

Список литературы                                                                                        19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Значение  научного понятия слово «культура» получило только в XVIII в., в эпоху  Просвещения. В домарксистской философии было немало попыток раскрыть содержание этого понятия, определить сущность культуры, выявить причины ее происхождения и развития. Для всех них было характерно, однако, искаженное представление о культуре, стремление представить ее как чисто духовную область, прямо противоположную сфере материального существования людей и совершенно оторванную от их практических интересов. «…Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы «истории культуры»,— отмечал Ф. Энгельс. Указывая на идеалистический характер такого понимания истории культуры, К. Маркс писал, что она сводится в идеалистических теориях к истории религии и государств.

Структура и  состав современного культурологического  знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.

Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.

Представление о материальной деятельности как области, находящейся «по ту сторону» культуры, возникло в буржуазном обществе потому, что труд большинства непосредственных производителей там ограничивает и сковывает их развитие; свободная творческая деятельность выносится при этом за пределы сферы этого труда, осознается, как только духовная деятельность. Соответственно и культуру стали в этих условиях сводить к сфере духовного развития общества. 
 
 
 
 
 

    1. Закономерности  развития культуры.
 

      Законы  развития культуры одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса.

Культурологи  признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных  ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени  выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

  1. Культура обладает способностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурной жизни.
  2. Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.
  3. Устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерность проявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует до сих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (1902 1985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городов мира.
  4. Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

Структуру культуры делят на многие признаки. По содержанию и влиянием: на прогрессивную и реакционную. За организационными формами: государство, школа, церковь. Есть разделение по признаку актуальности культуры, какая характерная для каждой отдельной эпохи. Есть понятие типологии культуры. Есть разные подходы в представлениях о типологии культуры.

Есть историческая типология:

    1. первобытная культура;
    2. культура цивилизаций Древнего Востока;
    3. античная культура;
    4. средневековая;
    5. эпохи Возрождения;
    6. культура Нового времени;
    7. современной эпохи.

Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с  закономерностями. Закономерности - это  явления, характеризующиеся действием  группы законов, каждый из которых требует  ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.

Среди многообразных  закономерностей, которые характеризуют  культуру и которые стремится  открыть культурология, мы можем  выделить определенную их систему. Эту  систему образует ряд закономерностей:

  1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.
  2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
  3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.
  4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".
  5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.

Рассмотрим их подробнее.

Общесоциологические законы культуры.

Они связаны  с тем обстоятельством, что культура - это общественное, и только общественное, явление. Природа не создаёт культуры. И в этом плане культура отличается от природы, противостоит ей. Озеро, лес, насекомое, цветок - какими бы прекрасными они не выглядели в наших глазах - не являются, сами по себе, культурными формами. Не человек их создал, произвел, вывел, они - произведения природы. Но человек может их преобразовать, превратить в культурные формы. Человек культивирует бактерии, например, появляются культурные штаммы кисломолочных бактерий, в результате чего мы пьем простоквашу, ацидофилин и другие продукты нашей культуры. Те растения, которые человек выращивает, являются продуктами тысячелетних усилий поколений людей. Все чаще мы гуляем не в "диком", "первозданном" лесу, а в пригородном парке. После купания в соленом море мы обмываемся в душе пресной, хлорированной или иным образом очищенной водой. Таким образом, человек все больше отделяется от природы, окружая себя культурными формами, окультуренной природой, природой, преобразованной по законам культуры, общества.

Общеформационные  закономерности

В зависимости  от характера и уровня развития производительных сил общества, находятся и формы  отношений между людьми, прежде всего, материальные, экономические, производственные отношения. Обычно выделяют 5 типов производственных отношений, которые и образуют соответствующие формы общества, или формации, чаще всего называют первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Соответственно, мы выделяем и 5 форм культуры с соответствующими закономерными связями. Для всех предшествующих формаций характерна определенная закономерность: они возникают, достигают зрелости и умирают. На смену одним формациям приходят другие, и цикл повторяется. Но такая, же цикличность присуща и культурным формам. Это свидетельствует о том, что в основе этого движения лежит развитие и разрешение противоречий в самом способе производства. Мы можем здесь отметить такие закономерности, как возникновение новой культурной формы ещё в недрах старой формации, борьбу новой и старой формационных культурных форм, соответствие наивысшего развития культуры периоду наибольшего соответствия в развитии производительных сил и производственных отношений (то есть наиболее высокой степени развития способа производства отвечает и наиболее зрелая форма культуры). Но при формационном анализе культурных форм следует помнить об их относительной самостоятельности в развитии, а также способности влиять на породивший их способ производства. Это приводит к тому, что культурная форма может ещё продолжать развиваться и распространяться в обществе, хотя экономические условия, её породившие, начали клониться к упадку.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории Сибири"