Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Вложенные файлы: 1 файл

ИГиПЗС 2.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 2.

 

I. Дайте общую характеристику Законов Хаммурапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи.

 

Исторические предпосылки  возникновения Законов Хаммурапи

 

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство  Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии.

Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Законы Хаммурапи являются самым  выдающимся памятником древневосточной  правовой мысли.

 

Общая структура Законника

 

Законник  Хаммурапи состоит из 282 статей, относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

Законы  Хаммурапи  представляют  собой  результат  тщательного  обобщения  и  систематизации  разновременных  писаных  и  неписаных  правовых  норм. 

Они  не  содержат  исчерпывающего  свода  таких  норм  (отсутствуют,  например,  нормы  устанавливающие  наказание  за  простую  кражу,  за  умышленное  убийство,  за  чародейство  и  т.п.),  но  такая  задача,  видимо  не  ставилась. 

 

Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама).

Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись1.

В верхней части лицевой  стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала2.

 

Статьи Законника Хаммурапи  составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса.

Например: "Если человек  выбьет зуб равного себе (по общественному  положению), то должно выбить его зуб. " Такую форму изложения называют "казуальной".

Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось. 
Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации.

 

Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие  правонарушения: ложные обвинения в  убийстве или чародействе, лжесвидетельство и«изменение» судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.

Последний параграф этого  раздела касается противоправного  завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте.

Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с  недвижимостью и ответственность  за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены  следующим нормам:

п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

п.127 - 195 - семейное право.

п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один)3.

 

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа (денежного и натурального) - все это подробным образом регламентируется в Законнике Хаммурапи.

Некоторые статьи Законника Хаммурапи  наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками.

Законник Хаммурапи в некоторой  степени ограничивает возможности  этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и  военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.

 

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической  мысли представляли собой большой  шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими  им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи  стремился облегчить участь тех  слоёв свободного населения, которые  находились в тяжёлом экономическом  положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние  со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные  наделы и обязаны были по первому  требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём4.

 

 

 

Основные  выводы по  юридической характеристике Законов Хаммурапи

Итак, свод законов Хаммурапи был создан Хаммурапи (правителем Месопотамии) в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) и является одним из древнейших законодательных памятников.

Основными источниками  Законника  по мере убывания юридической  значимости являются:

  1. Обычное право (источник -  обычай)
  2. Судебный прецедент ( решение суда,  становившееся впоследствии  образцом для решения подобных дел)
  3. Закон

 

ll.Основные признаки законов Хаммурапи как свода законов раннего права:

 

1. Отсутствие  четкого разграничения между нормами права и религиозными, нравственными нормами.

2. Сохранение юридического самоуправления -  то есть ситуации в праве, когда правовые санкции применяются не государственными органами, а частными лицами.

3. Казуистичная форма правовых норм.

Казуистичность -  характеристика нормы права, выражающаяся в том, что норма права  формируется  не в в иде общих, абстрактных  формулировок, а в виде конкретных правил, соответствующих каждому конкретному  случаю.

Например, п. 1: «Если человек  станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего  должно убить»5.

4. Формализм права – такая ситуация в праве, когда для наступления  правовых последствий необходимо произведения каких-то символических действий  или произношение каких-то символических фраз.

5. Наличие общинных судов.

6. Низкий уровень юридической техники (совокупность методов, приемов формулирования  правовых норм и их защиты).

Отсутствие правовых понятий, определений, отсутствия деления  права на  отрасли, разделы и  т.д.

Отсутствие  обобщений, абстрактных  формулировок, норм.

 

Отличительные особенности   Законника:

 

  1. наличие принципа талиона (воздаяние равным за равное)

Например, п. 196: «Если  человек повредит глаз какого-либо  из людей, то должно повредить его  глаз»6.

  1.   наличие принципа частных композиций
  2. отсутствие кровной мести

 

lll.Социальная структура и правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи»

 

Субъектом права в рассматриваемый  период является, как правило, свободный  мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным  общинником (главой патриархальной семьи  АВИЛУМ, "человек"), либо царским  служащим (МУШКЕНУМ "падающий ниц", т. е. "бивший челом", имеется ввиду царю с просьбой о принятии на службу). Авилум собственник определенной части общинной земли, мушкенум держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы.

Свободные люди были привилегированнее, и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения (око за око, зуб за зуб).

Положение же царских  людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов.

 То есть между  свободой и рабством внутри  мушкенумов существовали многочисленные  промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают "дешевле", чем авилума. Так, п. 200: «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить ему зуб», а (п. 201 ): "Если он (т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра" или «если он (авилум)  повредит глаз  мушкенума или сломает кость мушкенума, то должно отвесить 1 мину серебра» (п. 198)7.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"