Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа
Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой.
В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую) и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины.
Князья и дружина. Вечные порядки (9- первая половина 12 в.)…………….2-4
Роль церкви в консолидации русских земель…………………………….........5-10
Ликвидация последствий смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур………...11-16
Последствия смутного времени……………………………………...11-13
Складывание всероссийского рынка………………………………13-16
Образование мануфактур………………………………………………16
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам…………………………….17-24
Социально-экономическое развитие дореформенной России…………25-34
Культура и быт народов России во второй половине 19 в…………….35-39
Образование СССР. Выбор путей объединения………………………….40-44
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг……………………………..45-47
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Государственное и муниципальное управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вариант № 3
Выполнила студентка I курса
Заочного отделения
с применением дистанционных технологий
Туманова Анжелика Артуровна
Содержание
Вечные порядки (9- первая половина 12 в.)
Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой.
В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую) и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины.
Младшая дружина должна была выполнять различные поручения князя, сопровождать его в качестве телохранителей, на совет же княжеский младшие дружинники не приглашались. К XII веку старшая дружина уже владеет землёй и постепенно значение её возрастает.
На первых порах на территории Руси, где формируется военная демократия, действует и вече - многолюдное собрание жителей.
Хрестоматийный пример вече - новгородское народное собрание.
В Новгороде вече существовало с древнейших - племенных - времён, когда сложилась боярская республика - особое управление городом. На вече обязательно присутствовали «триста золотых поясов» - представители знатнейших и богатейших боярских семей Новгорода. Позже «золотых поясов» станет пятьсот.
Собиралось вече на городской площади, во время обсуждения спорных вопросов дело доходило до кулачных побоищ на Волховском мосту.
Спорили о приглашении или изгнании князя из города, кого выбрать на главные должности - посадника, тысяцкого, епископа. Кроме того, на вече принимали решение объявить войну или подписать мир, утвердить договор и закон.
Первоначально не новгородцы выбирали себе посадника - его присылал к ним киевский князь. В Новгород от киевского князя приезжал не только посадник, но и тысяцкий - начальник ополчения. С ослаблением Киева и княжеской власти, в 1136 г. боярство и купечество добилось политической независимости от столицы и права выбора руководителей города.
После получения самостоятельности, новгородцы избирают на вече посадника, тысяцкого и епископа. Посадник олицетворял и представлял высшую светскую власть: возглавлял, говоря современным языком, городскую администрацию. Тысяцкий со своими помощниками - сотскими - говорил на вече от имени новгородского народа. На обе должности выбирали пожизненно.
Особый суд был для купечества: его избирали
Избираемый же на вече епископ был не только духовным главой города, но и был носителем светской власти: в его распоряжении была городская казна, был министром иностранных дел, имел право судить новгородцев.
Вечевая система власти была и в Пскове.
Вечевая власть в Новгороде и Пскове сохранится до захвата городов московским княжеством - до 1478. Вечевой же колокол будет высечен и сослан после похода Ивана Грозного на Новгород (1570 г.). Республиканский строй на территории современной России будет уничтожен.
2. Роль церкви в консолидации русских земель.
В консолидации русских земель, формировании
единого российского
Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.
Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.
Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.
Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.
Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.
В процессе становлении национальной
Русской православной церкви можно
выделить две стороны — формально-
В конце XV в. в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.
В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.
Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч.1. — С. 38). На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, т. е. причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.
В XVI в. формирование национальной церкви
приобретает новые черты. Национальная
Русская православная церковь во
все возрастающей степени превращается
в государственную церковь. Предпосылки
такого превращения заложены в самой
традиции восточного христианства. Восточная
церковь признавала над собой
верховенство государственной власти
и входила в рамки