Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:49, контрольная работа
Краткое описание
Вопрос № 3 План Маршалла и раскол Европы. Территориальные изменения в Европе по итогам Второй мировой войны. Вопрос № 23 Курс на строительство социализма в Восточной Европе. Демократические преобразования. Приход к власти коммунистов. Проблемы и трудности социалистического развития.
Вопрос № 3 План Маршалла
и раскол Европы. Территориальные изменения
в Европе по итогам Второй мировой войны.
Причины раскола
Европы: Переход от сотрудничества
между бывшими союзниками по антифашистской
коалиции к противостоянию между ними
произошел не сразу.
Важнейшей причиной обострения
отношений между СССР и США было отсутствие
взаимного доверия. Для И.В. Сталина, особенно
после нападения Германии на СССР, была
свойственна крайняя подозрительность
в отношении намерений лидеров зарубежных
государств. Эта подозрительность подкреплялась
теоретическими умозаключениями 1920–
1930-х гг. о неизбежности фашизации стран
буржуазной демократии.
Руководство СССР стремилось окружить
его территорию поясом дружественных
ему государств, управляемых коммунистами.
Это воспринималось в США и Великобритании
как агрессивная политика, нарушающая
принцип свободы народов на выбор собственного
пути развития. Лидеры стран Запада полагали,
что успехи коммунистов не могли быть
продуктом свободного выражения народами
их воли, особенно в странах, на территориях
которых находились советские войска.
С точки зрения руководства СССР, напротив,
любой иной выбор, кроме как в пользу коммунистических
партий, мог быть только продуктом диктата,
внешнего воздействия.
Крайне негативную реакцию
СССР вызвали осенью 1945 г. требования дипломатии
Запада об изменении состава правительств
Болгарии и Румынии на том основании, что
в них представлены только коммунисты.
В Москве сочли, что Запад намерен восстановить
барьер недружественных СССР государств,
отделяющих его от Западной Европы, способных
стать плацдармом нападения на него.
Первое прямое столкновение
произошло в связи с политикой СССР в Иране.
Советский Союз затянул вывод своих войск
из Северного Ирана. В декабре 1945 г. на
территории, занимаемой советскими войсками,
в иранском Азербайджане и Курдистане,
были сформированы органы власти, провозгласившие
автономию и начавшие осуществлять земельную
реформу. Страны Запада сочли это нарушением
обязательств, принятых союзниками в Тегеране
в 1943 г. об уважении территориальной целостности
Ирана, потребовали незамедлительного
вывода войск из этой страны.
Вопрос об Иране был поставлен в ООН. Со
стороны США последовала первая в истории
советско-американских отношений угроза
применить, в случае военного решения
конфликта, ядерное оружие. Столь болезненная
реакция объяснялась опасениями, что СССР
поставит под контроль нефтяные богатства
Ирана. После вывода советских войск правительство
Ирана по совету англичан не только ликвидировало
автономии, но и расторгло ранее подписанный
им договор об аренде Советским Союзом
ряда нефтяных месторождений сроком на
50 лет.
В феврале 1946 г. поверенный в
делах США в Москве Дж. Кеннан направил
в Вашингтон так называемую «длинную телеграмму»,
в которой доказывал невозможность сохранения
с СССР отношений какого-либо сотрудничества.
Еще более откровенно высказался пользующийся
большим политическим влиянием бывший
премьер-министр Великобритании У. Черчилль.
Во время своего визита в США в марте 1946
г., выступая в городе Фултон, он обвинил
СССР в фактическом захвате Восточной
Европы, оказавшейся отделенной от Запада
«железным занавесом», призвал к укреплению
англо-американского альянса.
Еще более серьезные трения
между бывшими союзниками возникли в связи
с конфликтом вокруг Турции и гражданской
войной в Греции.
Осенью 1946 г. СССР предъявил ультимативно
сформулированные требования к Турции
о пересмотре порядка использования черноморских
проливов и совместной их обороне, включая
размещение советских войск в районе Константинополя.
Это было понято в странах Запада как дипломатическая
подготовка СССР к нападению на Турцию
и захвату проливов.
В конце 1946 г. резко обострилась
обстановка в Греции. В этой стране при
помощи английских войск была восстановлена
монархия. Коммунисты, сохранившие со
времен войны вооруженные отряды, отказались
принять участие в парламентских выборах,
начали вооруженную борьбу за власть.
При этом помощь им оказывалась с территории
Югославии и Болгарии, где у власти находились
коммунистические партии, согласовывавшие
свою политику с СССР. Рассмотрение конфликта
в Совете безопасности ООН не дало никаких
результатов, поскольку СССР воспротивился
введению санкций против своих балканских
союзников.
В этих условиях Великобритания,
считавшая себя ответственной за поддержку
союзной ей монархии в Греции, обратилась
за помощью к США. В марте 1947 г. конгресс
США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение
средств и посылку военного персонала
в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической
агрессии. В послании президента США, получившем
название «доктрины Трумэна», сдерживание
СССР и союзных ему политических сил от
захвата новых территорий было определено
как жизненно важное для обеспечения безопасности
и интересов самих США. Комитет начальников
штабов США приступил к разработке сценариев
войны против СССР с массированным применением
ядерного оружия.
«План Маршалла»
и раскол Европы: Правящие круги США, учитывая
опыт последствий первой мировой войны,
прекрасно понимали, что главная угроза
стабильности в Европе исходит не от СССР,
а от остроты проблем послевоенного восстановления
экономики государств, пострадавших от
войны. Так, в Италии к 1946 г. уровень промышленного
производства составлял 50% , аграрного
– 60% довоенного уровня. Заводы простаивали
из-за отсутствия сырья, в стране насчитывалось
около двух млн. безработных и трех млн.
бездомных, система денежного обращения
была полностью подорвана. Не намного
лучшим было положение в Великобритании
и Франции. Так, в Англии карточная система
распределения продуктов была полностью
отменена лишь в 1954 г. Во Франции норма
выдачи хлеба в 1947 г. была ниже, чем при
немецкой оккупации.
Восстановление демократии
в странах, освободившихся от фашизма,
восстановление политических партий принесли
наибольшие выгоды коммунистам и социалистам,
которые во время оккупации продолжали
работать нелегально, в подполье. Так,
на первых послевоенных выборах во Франции
и Италии коммунисты получили до трети
голосов избирателей. Вместе с социалистами
они оказывали решающее воздействие на
политику сложившихся коалиционных правительств.
В Италии под давлением левых сил была
ликвидирована монархия. Во Франции была
проведена национализация ведущих отраслей
промышленности. Государство взяло под
контроль весь энергетический комплекс,
авиационную промышленность, половину
автомобильной промышленности. Делались
попытки перехода к плановому развитию
экономики, однако это не вело к улучшению
экономического положения.
В этих условиях в июне 1947 г.
государственный секретарь США А. Маршалл
выдвинул идею помощи странам Европы в
преодолении последствий войны. Предполагалось,
что страны, принимающие помощь, представят
данные о состоянии своей экономики, потребностях,
планах использования поступающих средств.
На основании этих данных конгресс США
принимал решение о выделении помощи,
распределением которой занимался специальный
комитет под руководством американского
администратора. «План Маршалла» должен
был, с одной стороны, помочь европейцам
преодолеть последствия войны, а с другой,
позволить США избавиться от переизбытка
капиталов, создать платежеспособные
рынки сбыта своей продукции.
И.В. Сталин и его окружение
крайне негативно отнеслись к «плану Маршалла»,
который был расценен как попытка поставить
под контроль США экономическую, а затем
и политическую жизнь «маршаллизированных»
стран. Опасаясь подрыва влияния СССР
в Восточной Европе, руководство Советского
Союза использовало все рычаги влияния
на зарубежные правящие и неправящие коммунистические
партии, добиваясь от них участия в разоблачении
американского проекта.
Вместо распущенного Коминтерна осенью
1947 г. было создано Информационное бюро
коммунистических и рабочих партий (Коминформ).
Это был орган политического и идеологического
руководства Москвы правящими коммунистическими
и рабочими партиями стран Восточной Европы,
контроля над неправящими партиями (из
них в Коминформ вошли компартии Италии
и Франции).
Поддержав лозунг Коминформа
о защите экономической самостоятельности
своих стран, явно неспособных собственными
силами преодолеть послевоенную разруху,
коммунисты Франции и Италии поставили
себя в положение политической изоляции,
вынуждены были выйти из правительств.
Трудящиеся Западной Европы не поняли,
почему во имя абстрактной самостоятельности
необходимо отклонять проект, создающий
новые рабочие места, повышающий уровень
жизни.
В странах Восточной Европы отношение
к «плану Маршалла» стало основой размежевания
политических сил, раскола в коалиционных
правительствах. Возникшие политические
кризисы завершились установлением так
называемых народно-демократических режимов,
провозгласивших своей целью строительство
социализма.
Раскол Европы на две группы
государств, с одной стороны, сделавших
выбор в пользу «плана Маршалла» и сближения
с США, с другой, оказавшихся в орбите влияния
СССР, имел далеко идущие последствия.
На европейском континенте, а затем и в
мировом масштабе начали складываться
два противостоящие друг другу союза.
Их центрами выступали две крупнейшие
державы – США и СССР.
Территориальные
изменения в Европе по итогам Второй мировой
войны: Мирные договоры, заключенные
в Париже в основном завершили процесс
формирования послевоенных границ в Европе,
хотя они не обеспечивали полного и надлежащего
оформления всех территориальных размежеваний.
Одна часть изменений была договорно оформлена,
другая – базировалась только на общих
соглашениях военного времени.
Послевоенные территориальные
проблемы можно разделить на три неравные
группы: 1) вопросы, касающиеся установления
новых границ на востоке Европы, 2) проблемы
пограничных размежеваний Германии и
Италии с их западными соседями, 3) «замороженные»
территориальные и этнические конфликты
и споры, не получившие разрешения в ходе
послевоенного урегулирования.
С наибольшими политическими
осложнениями были связаны изменения
границ на востоке Европы. Согласно мирному
договору 1947 г. с Финляндией за Советским
Союзом осталась область Петсамо (Печенга),
которую СССР приобрел после советско-финской
войны 1940 г. Владение этой территорией
обеспечивало Советскому Союзу выход
к границе с Норвегией, новые гавани на
Баренцевом море, а также владения крупными
никелевыми месторождениями неподалеку
от новой советско-норвежской границы.
Сохранялась линия советско-финской границы
в Ленинградской области, измененная в
1940 г. таким образом, что к СССР отошел
район Выборга. Финляндия передала Советскому
Союзу в аренду территорию Порткалла-Удд
в стратегически важной точке на финском
побережье Балтийского моря у входа в
Финский залив под сооружение там советской
военно-морской базы. Принадлежащие Финляндии
Аландские острова приобрели статус демилитаризованной
зоны.
Территория бывшей германской
Восточной Пруссии была разделена между
Польшей и СССР. К Советскому Союзу отошла
ее восточная часть, включая города Кенигсберг
с прилежащей зоной (нынешние г. Калининград
и Калининградская область) и г. Мемель
с окружающими районами (район Клайпеды).
Кенигсберг после переименования был
включен в состав РСФСР, а Мемель (Клайпеда)
– Литовской ССР (нынешняя Литовская Республика).
Западная часть Восточной Пруссии, г. Данциг
(нынешний Гданьск) с прилегающими территориями
и земли бывшего «польского коридора»
(Мазовия) вошли в Польшу. Договорного
оформления эти изменения не получили.
Советско-польская граница
была отодвинута на запад от довоенной
и проведена по «линии Керзона» таким
образом, что за СССР остались Западная
Белоруссия и Западная Украина с Львовом.
В составе СССР также остался бывший Виленский
край (г. Вильнюс), включенный в состав
Литовской ССР. Эти изменения были оформлены
Договором о советско-польской государственной
границе от августа 1945 г.
Польско-германская граница
была тоже отодвинута на запад и проведена
по линии рек Одер – Западная Нейсе. В
состав Польши вошли Померания с г. Штеттин
(совр. Щецин) и Силезия с г. Бреслау (совр.
Вроцлав). Приобретения Польши на западе
за счет Германии компенсировали потери
от утраты западных областей Белоруссии
и Украины. В отличие от довоенной многонациональной
Польши, новая Польша стала моноэтничным
государством. Договорного оформления
западная граница Польше не получила.
В 1950 г. между Польшей и Германской Демократической
Республикой (создана в сентябре 1949 г.
на территории восточных оккупационных
секторов Германии) в польском г. Згожелец
было подписано соглашение о проведении
«границы мира и дружбы» по линии Одер
– Западная Нейсе. Западные державы и
Западная Германия не признали его законности.
Споры вызвал вопрос о Тешинской
Силезии, из-за которой в 1920 г. Польша и
Чехословакия воевали. В момент уничтожения
Чехословакии в 1938 г. эта территория была
включена в состав Польши. Но после Второй
мировой войны, когда права Чехословакии
были восстановлены, чехословацкое правительство
потребовало вернуть Тешинскую Силезию.
Польское руководство в ответ предложило
руководствоваться при урегулировании
спора принципом этнического размежевания,
как это было сделано в отношениях между
Польшей и СССР. Если бы польского населения
на спорной территории оказалось больше
чешского, Польша получила бы право сохранить
ее за собой. Но Прага твердо настаивала
на незаконности всех «мюнхенских границ»
и указывала, что вопрос о Тешинской Силезии
был уже решен правовым путем в результате
польско-чехословацкого соглашения 1920
г., вследствие чего речь можно вести только
о восстановлении польско-чехословацкой
границы на его базе. СССР поддержал Чехословакию.
Вопрос был урегулирован на двусторонней
основе через подписание отдельного польско-чехословацкого
соглашения. Тешинская Силезия осталась
в составе Чехословакии.
Чехословакия также получила
обратно отнятую у нее в 1938 г. по Мюнхенским
соглашениям Судетскую область. Это изменение
не было оформлено никаким договором.
Одновременно Чехословакия передала СССР
Закарпатскую Украину, входившую до 1938
г. в состав Чехословакии, затем недолго
принадлежавшую марионеточной Словакии,
и отобранную у той по решениям первого
венского арбитража 1938 г. Венгрией. После
Второй мировой войны были восстановлены
права Чехословакии на Закарпатье, но
она передала их Советскому Союзу. Соответствующий
советско-чехословацкий договор был подписан
29 июня 1945 г. Эта область была включена
в состав Украинской ССР.